Певица

Калмыкова Татьяна Викторовна
1953 год. Мы жили в Ленинграде на съемной квартире. В гости пришел папин сослуживец  дядя Саша с женой. Приехал в краткосрочный отпуск из Германии, где служил после окончания войны. Сидели, выпивали, вспоминали однополчан. Кто где служит, кто демобилизовался. Смотрели фотографии, хохотали. Папа играл на аккордеоне. Лёля пела.
Первый раз  в жизни я слышала оперный голос не по радио, а в домашней обстановке. Мороз по коже...как хорошо.

Лёля - жена дяди Саши очень красивая женщина. Высокая, статная. Большие синие внимательные глаза. Рыжие кудрявые волосы взбиты надо лбом игривой волной, а остальные  локоны забраны в  почти невидимую сеточку с маленькими белыми крапинками. Платье из черного креп-жоржета в мелкий цветочек, с подкладными плечиками и рукавами фонарик. Вокруг шеи белый кружевной воротничок. КРАСНЫЙ ЛАК НА УХОЖЕННЫХ  НОГТЯХ! А как от нее пахло! Пряно-сладкий тягучий запах остался после их ухода надолго. Это не  «Красная Москва», это другое из другой неизвестной жизни.

Неземная женщина! К машине она шла в шубке, пряча  руки в муфточку из такого же меха, а на голове кокетливая фетровая шляпка с бантом на боку. На ногах ботики на каблучке. Она прямо всунула ноги в туфлях  на каблуке в боты и пошла. Не калоши.  БОТЫ чуть выше щиколотки с черной бархатной оторочкой. Сейчас таких не носят и не производят. Как артистка кино, как Серова, только красивее в сто раз!

Мама, конечно, попыталась немного погасить папины восторги, обсмеяв ее «вшивый домик» на голове, привычку «интеллигентки в седьмом поколении» есть с ножом и вилкой, а главное пик сезона БОТЫ. Про пение и голос благоразумно помалкивала.

Через какое-то  время  спустя папа,  мама  и я были на  похоронах. Лёля скоропостижно скончалась. Дядя Саша почернел от горя.

Похороны были роскошные. Оркестр из филармонии играл что-то надрывно-классическое. Море цветов. Красавица лежала на белоснежных  кружевных подушках в открытом гробу  в темно-вишневом бархатном платье, черных лаковых туфельках и чуть улыбалась краешками алых губ. На тонких пальцах кольца, перстни, браслеты.

В толпе шептались:
- Зря он ее так вырядил, откопают нелюди, откопают...
В то тяжелое послевоенное время было неспокойно. Грабили, убивали. А тут такая красота!

Когда пришло время заколачивать крышку гроба,  дядя Саша  снял с пальцев украшения и тщательно полил одежду жены  какой-то жидкостью из бутылочки темного стекла.
Толпа ахнула:
- Кислота, кислотой облил...

Как избирательна детская память!
Ну почему этот эпизод так впечатался в  мое сознание?
Помню все до мельчайших подробностей. Запах ее духов, который перебивал кладбищенский хвойный. Вид свежевырытой могилы. Как надо было бросить горсть земли, а земля была мокрой и липкой и я не знала, как мне оттереть ладошку.
Мне было в то время только пять лет.

Отчего она так мало жила и пела?