Рецензии за 2009 - 2010 гг. Ария и все-все-все

Павел Алиев
Кипелов. Сингл "На грани".

Хоть это пожалуй и странно, но в отличие от довлеющего большинства, я не буду хаять новый сингл Кипелова. Скажу даже больше – я буду его хвалить. Отличный звук, текст, вокал на уровне… Но начнём по порядку.
На сингле представлены три песни – одна абсолютно новая (мы ждали новый материал с 2005 года, вот сколько ждали) и две ранее существовавших. Старые песни были записаны в акустическо-фортепианной версии с живым оркестром (кто-то утверждает, что оркестра не было - ?). Трек-лист сингла выглядит так:
1. На грани
2. Я здесь
3. Ночь в июле
Начну с конца. Сразу скажу, что ЭТА версия мне понравилась больше, чем 97 года. Да, там голос повыше и более хрупок, да, там Маврин руку (гитару) приложил, да, она не всем по нраву, эта песня. Мне она в старой версии нравилась не слишком и в плеере долго не лежала, хотя и текст и вокал были на высоте. Просто не цепляла. А вот новая версия зацепила больше. Как ни шокирующее это будет для некоторых, но вокал практически не изменился, линия та же, голос тот же. И это радует. Расстроило то, что симфонических инструментов практически не слышно – вариант вышел акустическим. Впрочем, по-иному эту песню и не представишь.
«Я здесь». Отлично спето и сыграно, инструменты звучат как надо, рояль очень обрадовал. Песня стала очень похожа на слегка патетический, грустный романс. Исчез накал страстей, но появились новые нотки, больше холода и как раз меньше той самой патетики, которая присутствовала на альбоме.
И, наконец, «На Грани». Баллада в духе «Возьми моё сердце» и «Без тебя». Но новое определённо есть. И это новое заключается в состоянии человека, которое блестяще передала Маргарита Пушкина. Вокал полон прежней энергии и силы. Есть моменты, где Валерий Александрович уходит от высоких нот а-ля «Следуй за мной», но это диктуется не физическим состоянием, а вокальной линией (кто сомневается, того отсылаю послушать юбилейный концерт «Героя асфальта» - все высокие ноты там налицо). В общем, песня порадовала. Порадовала больше чем последняя баллада Арии «Свет былой любви». Музыканты не подвели. Возвращаясь к вокалу, хочу заметить, что Кипелову всё-таки не 30, а 50 лет. Впрочем, голос его при нём. Следует сказать, что балладная триада на сингле смотрится очень органично - тем, кто возмущается по поводу отсутствия боевиков, отвечу, что боевики будут на альбоме. А на сингле перед нами предстал человек, который несёт бремя прожитых лет. Очень глубокий и серьёзный образ.
Ставлю 9 из 10, потому что «Ночь в июле» к моему февральскому настроению явно не подошла. А если серьёзно, то я там не услышал оркестра.
P.S. Буду надеяться, что на альбоме Валерий Александрович порадует нас заоблачными нотами (слишком уж хочется их услышать)…


Ария. Концертный альбом "В поисках новой жертвы".

Честно говоря, жаль, что этот диск так пока и не вышел в DVD формате – было бы очень интересно увидеть старый состав во всей своей творческой красе. Правда, признаки приближающегося распада налицо – Кипелов поет очень хорошо, но кое-где не вытягивает, не старается, словно выступает не с друзьями-товарищами, а отбывает нудную повинность на сцене. Да так по сути оно и есть. Ведь почти сразу же после этого выступления Валерий Александрович заявил о своем решении уйти из группы – тут уж не до высоких нот… В целом же концертник оставляет положительные ощущения, отчасти даже ностальгические – последняя официальная запись в старом составе (не считая ГА 20 лет). Музыканты все прекрасно справляются со своими обязанностями на сцене. Странно, что диск решили выпустить лишь в 2003 году – уже после раскола старой Арии. Может быть, это была своеобразная дань прошлому, кто знает… Тем не менее, эта запись очень интересна и язык не повернется назвать её «зальником», как где-то тут её презрительно обозвали. Нет такой энергетики, как на «Сделано в России», звук слабее «Живого огня», но все равно этот диск стал уже частью арийской истории, причем не самой плохой её частью. В общем, 7 из 10 баллов. Крепкий концертник с легким налетом грядущей катастрофы.


Ария. Концертный альбом "Герой асфальта XX лет".

Альбом представляет из себя концертное действо, состоящее из двух частей: в первой мы видим Арию в её текущем составе, т.е. с Артуром Беркутом в качестве вокалиста, а во второй на сцену выходят Валерий Кипелов и Сергей Маврин (признаться, огорчило его довольно скромное присутствие на сцене – всего две песни, не считая «Беспечного ангела», ну да ладно, об этом речь ниже).
Разумеется, вопрос о том, кто лучше – Кипелов или Беркут продолжает волновать многих и по сей день. Со своей стороны хочу заявить, что мне нравится как поет и Валерий и Артур, но… Есть одно маленькое «но»: энергетики больше у Валерия Александровича и, на мой взгляд, отдачи у него тоже больше, зал временами просто впадает в неистовство. У Беркута я таких моментов не заметил. Видно, что ему трудно раскачать зал, пришедший целенаправленно лицезреть Кипелова (слышно практически после каждой песни). Вышло, что Беркут был на «разогреве» у старой Арии… Что ж, он молодец, старался.
Перейдем теперь непосредственно к песням. Открывающая первую часть концерта песня «Последний закат» меня, честно говоря, не впечатлила. Концертный клип по звуку был и плотнее и агрессивнее, а тут… Наверно, все-таки берегли силы на 2-ю часть концерта. Также из не очень удавшихся хочу выделить «Осколок льда» и «Кровь королей». Первую – за абсолютное не совпадение с альбомным звучанием – вышла опять мягче. Кстати, у меня сложилось впечатление, что эта песня вообще не для концерта – ну не звучит она, и все. Ни на «В поисках новой жертвы», ни на «Живом огне», ни на «Герое XX лет». Правильно Ария сделала, что в Питере заменила её на «Свет былой любви». У многих (у меня в том числе) вызвал недоумение тот факт,  что «Осколок льда» спел Беркут – хоть и старался он, но ему в этой песни определенно не хватает лиричности. Что касается «Кровь королей» - то на ней слышно, что Беркут уже устал, да и в целом песня мне показалась слишком затянутой.
Теперь вторая часть. Сказать, что это ЗДОРОВО – все равно что ничего не сказать. По энергетике вторую часть можно смело сравнивать с «Сделано в России». Когда в зале потух свет и зазвучало вступление к «На службе силы зла» я уверен, забилось учащенно сердце не одного фаната, а многих – да что там многих, целого зала! Когда же появился Кипелов, буря разразилась, очень позитивная буря. Несмотря на солидный возраст, Валерий Александрович блестяще расправился со всеми нотами. Никакой апатии, выразительно, мощно, с теми особыми фишками, не узнать которые невозможно. Особую радость лично у меня вызвала «Улица Роз» - браво, браво!!! Все-таки жаль мне старую Арию… Глядя на старый состав, так и хотелось крикнуть: «Ребята, будьте вместе всегда!». Валерий Александрович взял все высокие ноты, которые подразумевались по ходу концерта, и это тоже не могло не обрадовать.  Обрадовало присутствие песни «Штиль». Что касается дуэта «Игра с огнем», то вот опять хочется мне покритиковать Беркута – не старался он брать ноты, не старался. Или уже весь выложился. Но все равно ему спасибо.
Раздосадовало отсутствие «Беспечного ангела» и очень маленький сет Маврина (почему не весь альбом???) Все огрехи первой части щедро покрыла часть вторая. Концертник определенно лучше и «В поисках новой жертвы» - слишком уж явно там сквозит разлад в группе, и «Живого огня» - тот эмоционально слабоват, и «Пляски ада» - никаких лишних сценических эффектов. Итого – 8 из 10. Молодцы музыканты.


Ольви. Альбом "Последнее небо" и сингл "Осенние песни".

(Черным птицам вслед или недарксайдовская рецензия)

Все-таки как ни крути, мало приятного, когда heavy-metal команда прекращает свое существование. И еще меньше позитивного, когда распадется ОЧЕНЬ хорошая группа. А в данном случае именно так и произошло. После нескольких плодотворных лет, выпустив два мощных альбома и один яркий макси-сингл, ОЛЬВИ прекратила свое существование. Лидер группы Тимофей Щербаков заявил, что несмотря на прекращение деятельности группы, музыкой он продолжит заниматься и скорее всего скоро появится новый проект (группа) на руинах одной из самых перспективных молодых heavy-групп, играющих жесткий, остросоциальный, яростный heavy. А к чему это собственно я? Да так, просто взгрустнулось немного… Коллективов полно, а вот толковых групп у нас не так уж и много. Выступать бы ОЛЬВИ и выступать, но видно не судьба. Хотя не о положении современной метал-сцены сейчас речь.
Говорить я буду о последних двух пластинках ОЛЬВИ – об альбоме «Последнее Небо» и о макси-сингле «Сказочный сон», которые вышли практически вслед друг за другом. Начнем с альбома. Тексты песен принадлежат перу Тимофея Щербакова и талантливого поэта Виталия Белова. Два текста – текст песни «Молитва Иуды» и «Обманутые» - написала Маргарита Пушкина. Вот именно с текстов и хочется начать. Когда альбом только вышел, жесткий и яростный спор вызвала заглавная песня «Последнее Небо». Суть спора заключалась в том, стоит ли в тексты вписывать грубую лексику, которая по идее должна резать уши. В Белова было брошено много камней. Досталось и музыкантам, что, дескать, позор российскому металлу подобные вещи вытворять. Что тут скажешь… Конечно, лично я нецензурщину и вульгаризмы не приветствую. Но здесь, по-моему, особый случай. Текст-то о нашей с вами жизни, дорогие меломаны, о всей той грязи и безысходности, что обрушилась на пожилых, немощных людей. И не только на них. Автор хотел до слушателя это донести и донес, как я думаю, потому что резонанс вызван был огромный. Музыка у песни тоже замечательная – агрессивная, резкая, рвущая, ну просто как когтистая лапа пенсионного фонда, отрывающего нашим ветеранам и пенсионерам подачки с барского стола. «Живи, не сдавайся, солдат!»… Он не сдастся. Он просто умрет на своем посту, как верный часовой…
А вот дальше мне хочется перескочить сразу на песню «Черные птицы». Если честно, меня эта песня цепляет чуть ли не больше остальных. И дело здесь не столько в музыкальной составляющей как таковой, сколько в органическом слиянии слов и нот, что пожалуй не так часто случается. Отчаяние. Покинутость. И страстное ощущение, что месть в тебе, в твоей груди, послушная твоей воле – хотя послушная ли? Отличная песня, ни в коем случае не проходная, оставляющая прочный след в памяти. Тему Иуды Искариота поднимали в мировой литературе и музыке неоднократно. Но по-моему, ближе всего к песне «Молитва Иуды» стоит произведение Леонида Андреева «Иуда из Кариота» (или Искариот – это уж кому как нравится). Сложная тема, очень драматичная, с неоднозначной трактовкой, что как правило случается с серьезными темами. Скажу свое мнение: меня эта песня не слишком зацепила и по большей части из-за музыки – слишком уж она тоскливая вышла, даже тошная.
В трек-лист альбома вошла и баллада – очень приличная по-моему, учитывая что после арийско-кипеловских пронзительных шедевров мало у кого хватит сил и мужества написать что-то стоящее. Текст конечно не слишком глубок, но несомненно хорош. В общем, баллада на твердую 4. Хотелось бы также отметить песню «Иди и смотри» - отличный боевик на тему глобализации и общей умалишенности мира, в котором герой остается один на один со своими мыслями.
В общем, альбом оказался на порядок выше предыдущего и по звучанию, и по качеству музыкального материала. Тексты тоже хороши. Если оценивать альбом по 10-бальной шкале, то можно поставить 8 баллов. Ребята постарались и порадовали слушателя.
Что касается макси-сингла, то тут я буду краток и мыслию по древу не растекусь – больше всего понравились «Вина» - мрачно, грустно, даже уныло и как-то бессильно. «Ты однажды мне приснилась» - отличная баллада с понятным и цепляющим текстом. Кстати, релиз сингла состоялся в Интернете, группа выложила его в свободный доступ на своем сайте.
Подводя итог, хочу сказать, что ОЛЬВИ за сингл заслуживает те же 8 баллов – сингл слушается на одном дыхании, но вот песня «Тени» что-то не цепляет. Мне она показалась какой-то перегруженной, и Самосват оказался не на высоте. Хотя, повторюсь, это мое мнение. Увы, ОЛЬВИ как самостоятельную творческую единицу мы уже вряд ли услышим. Но как говорится, «Бой продолжается!» Под теми же знаменами, надеюсь, но, увы, в другом составе.


Margenta. Альбом "Дети Савонаролы".

Признаться честно, я долго не мог собрать все мысли воедино и написать что-то толковое об этом творении Маргариты Анатольевны и её команды. Но, тем не менее, «час пробил».
Начать рецензию мне хотелось бы с вопроса о звуковом качестве материала. Смело можно утверждать, что, несмотря на все проблемы со звукозаписью и сведение, которые могли бы повлиять на восприятие диска, альбом получился удачным в плане звука. Никаких резких различий между треками, я, признаться, так и не нашел. Так что критиковать тут абсолютно нечего – звучание всего альбома очень даже приличное. Теперь оформление. Понравилось чрезвычайно, чего тут душой кривить – обложка в духе того самого мрачного времени позднего Средневековья, буклет выдержан в строгих тонах, никаких излишеств или кричащих цветов – все продумано до мелочей. Одно лишь немного раздосадовало – нет фотографий участников данного проекта – с ними буклет смотрелся бы еще интереснее. Ну да ладно, может на третьей Династии таковые появятся…
Перехожу непосредственно к содержанию диска. На нем 14 треков, как и на первой Династии. Красивое и философичное вступление, прочитанное самой Маргаритой Анатольевной – обращение к мэтру Леонардо. Сразу скажу, какие песни понравились мне больше всего: «В небе (Опрокинутость)», «Варфоломеевская ночь», «Вьюнок Саламандра» (своей оригинальностью), «Дети Савонаролы» и «Настроение». «Опрокинутость» - отличная баллада с соло от Сергея Маврина, что особенно порадовало; очень чисто и красиво спел Михаил Житняков. Прекрасно звучала Жанна Кипелова (отец может гордиться своей дочерью, да и сыном тоже). Вообще вокалисты на диске собрались, несомненно, лучшие из всего спектра «неформатной музыки», которая есть в России. И этот проект помог им открыть в себе (я уверен) новые творческие грани, которые доселе они не видели или не использовали. На мой взгляд, на «Детях» мы услышали действительно что-то новое, ознаменовавшее очередной этап во всей музыкальной жизни страны (не побоюсь таких масштабов). То, что делает Маргарита Пушкина можно смело зачислять в выдающиеся музыкальные произведения этого десятилетия. И виной тому не только отличный состав музыкантов и вокалистов, не только серьезные и философские стихи, не только общая атмосфера, чутко и умело создаваемая «династийцами», но и стремление создать необычное, оригинальное творение. Я бы даже назвал стиль, в котором проходит творчество проекта Margenta «margo metal» или «compound metal», кому как нравится. Минусов на альбоме практически нет, что само по себе указывает на профессионализм авторов. Лично меня смутило одно – песня «Вампир Анны». Смутило не сколько по причине несоответствия всему остальному альбому, сколько вокалом. Все-таки Стыров слабоват для такого масштаба, на мой взгляд. Немного разочаровало (и не меня одного) отсутствие на диске Валерия Кипелова – за него поработали дети, и поработали блестяще. Быть может, на третьей Династии мы его услышим, если он не будет опять занят очередным альбомом. И все-таки «Вампир Анны» лишняя песня… Ну точно как «Каждому» на первой Династии. Хотя кто знает, я ведь могу ошибаться, да и постичь помыслы «династийцев» нелегко…
Подводя итог, хочу поблагодарить всех, кто трудился над диском, кто осуществлял его дистрибуцию – иначе не видать бы мне его еще ооочень долго. 10 из 10 баллов – таков мой вердикт. Viva Margo, viva Dinastia!


Margenta. Сингл "Цветок майорана".

Так уж сложилось, что альбомы проекта Margenta приходят мне почтой. Вот и последний релиз – сингл  «Цветок Майорана» я послушал лишь где-то через месяц после его выхода в свет. Сказать, что мне он понравился, это, в общем-то, всё равно что не сказать ничего. Диск вышел действительно необычным (позже я объясню почему). Чаще всего включая тот или иной релиз уже мысленно представляешь себе о чем будет речь, кто как будет петь, что получится, что не получится… Но в этот раз все было по-иному. Те двадцать минут, что были отведены на прослушивание, я просто не заметил. Коротенькое интро, которое словно бы увещевает всё бросить и вкусить чего-то неординарного, очень хрупко и уместно. А дальше…
Дальше идёт одна из тех двух композиций, что понравились мне сразу и бесповоротно. «Цветок Майорана» - заглавная песня, гимн немецкому городу под русским небом, гимн незнакомым (по крайней мере лично) и даже загадочным теням полночных Интернет-просторов – прозвучал как сладкоголосого серебра колокол (готического собора, конечно). Заслуга столь удачного исполнения целиком и полностью лежит на Михаиле Житнякове, талантливом вокалисте, блистательно исполнившем год назад «В небе», а не так давно представившем со своей группой новый яркий сингл, посвященный 65-летию Победы. Всё пропето и передано точно, слышны все полутона и акценты – словом, песня звучит, и ещё как звучит.
Вторая песня, которая тоже сразу легла на душу – «Подари мне» в исполнении Миласы. Признаться, для меня это оказалось самым неожиданным и приятным подарком из всего, что было. Очень красивый текст о переживаниях и порывах души человеческой (в чем-то эта песня перекликается с «Настроением» Жанны Кипеловой). «Подари мне на память о том, чего не было» - а ведь как часто в нашей жизни именно так и получается. Мечты, мечты… И завораживающий голос… Прекрасное произведение, потому что заставляет душу сопереживать и думать, думать, думать… 
Следующей на очереди стоит «Заздравная» - веселая песня о пирушках северных людей на драккарах, что однажды взяли да и разграбили всю Европу, предварительно как следует припугнув. Приятно было услышать голос Виталия Дубинина, не так уж часто балующего нас своим студийным вокалом. И, наконец, бонусом шла та же «Заздравная», но ощутимо утяжелённая – недурственно, очень недурственно вышло. Отдельно следует выделить фан-арт – незаурядная идея разнообразить буклет, интересной получилась обложка, отличным был звук -  всё было на уровне, который Маргарита Анатольевна и её верные соратники задали себе ещё на «По ту сторону сна», развили в «Династии» и  укрепили в «Детях Савонаролы». Gut gemacht, проект Margenta, у меня на полке этот диск не запылится.