Хазария. Неизвестное об известном

Сергей Вершинин
"До сих пор точно не установлено местонахождение главнейших городов Хазарии – Итиля и Самандера, неизвестны их вещественные осанки. Не обнаружены не только могилы хазарских каганов, но, вообще, неизвестны собственно хазарские погребения".

Артамонов М.И. «История хазар».

«Читатель, исторически образованный, знает, что хазары были могучим народом, жившим в низовьях Волги, исповедовавшим иудейскую веру и в 965 г. побежденным киевским князем Святославом Игоревичем. Читатель — историк или археолог — ставит множество вопросов: каково было происхождение хазар, на каком языке они говорили, почему не уцелели их потомки, каким образом они могли исповедовать иудейство, когда оно было религией, обращение в которую запрещалось ее же собственными канонами, и, самое главное, как соотносились между собой собственно хазарский народ, страна им населенная, и огромное Хазарское ханство, охватившее почти всю Юго-Восточную Европу и населенное многими народами?

В числе подданных хазарского царя были камские болгары, сувары, мордва-эрзя, черемисы, вятичи, северяне и славяне-поляне. На востоке это царство граничило с Хорезмом, т.е. владело Мангышлаком и Устюртом, а значит и всеми степями Южного Приуралья.
На юге приграничным городом был Дербент, знаменитая стена отделяла Закавказье от хазарских владений…»

Гумилев Л.Н «Открытие Хазарии»



Я не стал продолжать описание Л.Н.Гумилевым владений Хазарского каганата, поскольку  к моему повествованию этого вполне достаточно. Гумилеву так и не удалось отыскать хазарина. Почему? На мой взгляд, это просто не возможно. Какое бы захоронение он бы не нашел в Низовьях Волги, — это был бы «камские болгары, сувары, мордва-эрзя…». Нет, давайте лучше обратимся к тому, откуда и взял Лев Николаевич свое перечисление народов Хазарии или Казарии, т.е. к первоисточнику: 

«Я живу реки, по имени Италь… У этой реки расположены многочисленные народы… вот их имена: Бурт-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн...».

Пространная редакция «Письма царя Иосифа».

Как видите, «Хазар» или «Казар» название общее, поэтому Л.Н.Гумелев и не мог найти хазарина. Кстати, гласных в оригинале практически нет и трактовать название племен можно по-разному, кто такие были казары (хазары) и что такое было Казария (Хазария)? 

Что ж, попробуем выяснить, непосредственно обратившись к другим первоисточникам:
В китайской хронике «Тайшу» говорится:

«Владение Хо-сюнь, иначе Холисими ( Харезм – С.В.) и Боли, лежит на южной стороне реки Уху ( Амударья – С.В.), на юго-востоке 600 ли до жунов, граничат с Босы (Персия – С.В.), на северо-западе простирается до тукюесского поколения Геса. Это древни земли (города – С.В.) Юегань, принадлежащие малому кангюйскому владению».

Итак: «Геса». Исходя из «Тайшу» некое тюркское племя «Геса» кочевало к северо-западу от Аральского моря.

Вернемся снова к письму царя Иосифа:

«Босы (Персия – С.В.) лежит по западною сторону реки Дагэ. На востоке граничит Тухоло и Каном, на севере смежно с туркюесским племенем Кэса».

Письмо царя Иосифа подтверждает китайские хроники, с искажением «Геса» на «Кэса», по данности можно сказать следующее:

Я привел вам хроники «Тайшу» в переводе Б.Я. Бичурина архимандрита Иакимфа бывшего в Китае с 1807 по 1821 гг. главой при 9-й Пекинской Православной миссии, но в переводе другого синолога А.Г Малявкина «Геса» звучит как «Хеса». Причем А.Г. Малявкин отмечает, что французский ориенталист Э. Шаванн на привезенной из Поднебесной хронике Б.Я.Бичуриным, после «Геса» или «Хеса» отмечает в скобках (хазар). В труде китаеведа М.Д. Бретштейдера: «Геса» — Бичурина, «Хеса»  — Малявкина и «Хазар» — Шаванна, звучит уже как «К’о-са».

Осталось добавить, что Н.А. Арисов отожествлял Бичуренское «Геса» с Гузами. Он писал: Гузы упоминаются в «Тайшу» около половины VIII века под именем турко-тукюйского поколения Гэса, с которыми граничили на северо-западе земли Хорезма (Холисими – С.В.)».

Такой сложный путь хроники «Тайшу» — в частности «Геса», прошли по кабинетам ориенталистов, синологов, востоковедов, меняясь, и не раз.
Для чего я вам это рассказал? «Геса»  —  «Гуз» или «Гус»?! Думаю, что даже в результате чередований корень может иметь несколько поверхностных реализаций с общей морфонологической записью, например, -рост-/-ращ, а уж если это касается переводов рукописей, тут и сомнений быть не может, что «Гуз» и «Гус» тождественны и имеют общее с «Геса».

Сегодня, историки  гузов или огузов Приаралья считают предками, казахов и они правы, но только частично, потому что Огузы это родоплеменное объединение из которого и вышел народ  — казахи, до второй четверти XVIII в — Казачья Орда. Но вот Гузы или Гусы  — это нечто другое, это не объединение на родоплеменных прицепах, а объединение некой воинской культуры в рамках Культуры Тюркской  — казаки, Гусы Белые.

Книга арабского историка ал-Масуди "Китаб мурудж ас-захаб", "Золотые луга", правильный перевод "Промывальни золота и других самоцветов" где ал-Масуди пишет: "Царь, его двор и все те, кто является по происхождению хазарами, исповедуют иудаизм, который стал господствующей религией в этом государстве после халифа Харун ap-Рашида". т.е. выделяет хазар как знать и к тому же по религиозному признаку! Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди историки именуют называют арабским Геродотом,  однако первым, кто был в Хазарии из сохранившихся у нас источников — арабский богослов, историк Ахмед ибн Фадлан, и он живописует нам совсем другую Хазарию.

Ахмед ибн Фадлан посетил Волжскую Булгарию в 921-922 гг., в составе посольства халифа ал-Муктадира, чтобы по просьбе царя "славян" (так он называл булгар) принять царя и его народ в мусульманство.  И вот что он пишет: ''Это книга Ахмеда ибн Фадлана ибн ал-Аббаса ибн Рашида ибн Хаммада ... посла от Муктадира к царю "славян", в котором он сообщает о том, что он сам наблюдал в странах тюрок, хазар, русов. "славян", башкир и других народов по части различий вероучения, сведений об их царях, их положения во многих делах".

После разгрома в X столетии Белой Вежи, Самандера…и прочих городов Хазарии Киевским князем Святославом, империя хазарских каганов утратила былую мощь и доминирующее военно-политическое значение на западной территории Евразии, но вовсе не прекратила свое существование.

Живший более 20 лет (с 1131 по 1153 гг.) в Саксине (новая столица Хазарии в низовьях Волги) Абу Хамида ал-Гарнати (Абу-л Фида), оставил потомкам два труда: «Тухват ал-албаб ва нухват ал-аджаб» (Подарок умам и выборка чудес) и «Ал-Муриб ан бад аджаиб ал-Магриб» (Ясное изложение некоторых чудес Магриба).

«Магриб» общепринятое на мусульманском Востоке название Северной Африки, но арабским историком в него вложено другое понятие и имеет второе значение этого слова «Западные земли». За время проживания в Саксине ал-Гарнати вместе с купеческими караванами много путешествовал, посетил страны Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Побывал он и в Киевской Руси, а так же волжском Булгаре.

Столицу Хазарии ал-Гарнати описывает так:

«И на ней (Волге – С.В.) находиться город, который называют Саджсин, в нем сорок племен гуззов (!), и у каждого племени отдельный эмир. У них (гуззов – С.В.) большие дворы, а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба (здесь, Северная Африка – С.В.) – тысячи, не счесть их числа».

Может, ал-Гарнати имел в виду не сорок племен? Сотен! куда более реально, и у каждой свой старшина, к тому же он это подтверждает: "...а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек".

Далее ал-Гарнати говорит, что правит в Саксине «царь Булгар». Как приверженец Ислама, говоря о городе, он подробно описывает множество мусульманских храмов, главную «Соборную» мечеть, где правитель и его окружение совершают «пятничное моление», но признает что основная масса населения города (гуззы – С.В.) «не мусульмане» и придерживаются своих обычаев.

Выходец из теплых краев, араб ал-Гарнати красочно повествует о суровой хазарской зиме, о зимних жилицах Саксина:

«Дома состоят из больших бревен сосны, положенных один на другого, а их крыши и потолки из деревянных досок. И разводят они в домах огонь, двери же у них маленькие, завешиваемые бараньими шкурами с мехом, и внутри домов жарко, как в бане, а дров у них много».

За исключением утепляющих вход бараньих шкур, это ничто иное, как русская изба. Именно изба ставилась из бревен хвойных деревьев с крышей из доски  теса и топилась по-черному до жаркого состояния. Такой вид жилья был широко распространен на Северо-Восточной Руси, на юго-западе преобладали хаты — округлые мазаные глиной строения, крытые соломой, так в Сибирских деревнях строят бани.

Сам по себе этот факт, оставленный ал-Гарнати в своих описаниях Саксина, уже очень интересный и требует многостороннего осмысления, но послушайте дальше:

«И замерзает эта река (Волга – С.В.) так, как земля, ходят по ней лошади и телята и всякий домашний скот. И на этом льду они (жители города – С.В.) сражаются», – т.е. проводят кулачные бои! Точно такие же описаны иноземцами на Москве-реке при Иване Грозном.

Странно, но именно, где был Саксин (примерно там же стоял  до сих пор археологически не идентифицированный Итиль), после возник Сарай! И Волгу мы, «Геса», «Кэса», Хеса, — Гусы, Русы почему-то упорно называем Матушкой! Может не стоит искать «хазарина» среди мертворожденных? Может, стоит поискать «Геса», Гуза среди живых, — Гуса Белого?! что на тюркском звучит: Каз_ак!