УРОК - КАК УРОК
Пятый класс маленькой деревенской школы – три девочки , десять мальчиков. Характеристику на них получаю от завуча впопыхах, перед самым уроком, короткую, как ломоть отрезанную : « Дети колхозников, пьющих родителей, с грехом пополам из класса в класс перешедшие, а посему – словари, учебники в руки и письменный перевод весь урок. Это чтобы не толочь воду в ступе.» Послушал опытного педагога и в душе, про себя, разочарованно повертел пальцем у виска...
Я – новый учитель в середине учебного года. Так получилось. Звонок на урок. Не электрический, допотопный, как само ветхое здание школы - медный колокольчик , школьная реликвия в руках технички. Скольким людям он волновал души : первоклассникам, выпускникам, учителям и родителям. Рассматриваю своих подопечных: шаловливых, неугомонных и звон колокольчика долго не умолкает в сознании сочетаясь с детскими лицами. Мои институтские знания, навороченные учеными мужами современные учебники, словари – все неуместно. Предстоит поединок. Читаю в глазах, что напротив, шальную самоуверенность : «Не первый учитель с намерением нас научить - не так то все просто.»
Длинная пауза. Знаю, что все очень сложно – споткнешься, и будешь хромать очень долго. Что-то со мною случилось: детство на городских улицах, армия, адский труд на рыболовном траулере в Атлантическом океане, не знаю точно откуда , но явно из этих периодов жизни явился ответ на вопрос, что проще пареной репы.
- Ну что,поорём? – спросил совершенно спокойно. Класс растерялся.
- Как? – задал вопрос кто-то не смело.
- Во все горло. Маленький текст вначале учебника. Читаю вам первое предложение с переводом, а вы, что есть силы, хором, за мной. Чем громче – тем лучше. В итоге – весь текст.
Кричим и хохочем - где виданно продурачится весь урок со школьным учителем? Уставшие и немножко охрипшие, едва слышим звонок.
- Домашнее задание подготовили, а завтра, за перессказ всем «отлично» в журнал и дневник...
Свое слово сдержал. Результат окрылил нас. Позже, маленький, простенький текст был досканально изучен, осторожно, на цыпочках, прокрались азы по грамматике, вот только меня самого, в мои детские школьные годы, на задней парте педагоги разглядеть не сумели...
Шагаю устало по деревенской улочке мимо бревенчатых хат. Только что прогнали пестрое стадо коров . Солнце за горизонтом. Вечер. От берега озера растянулись цепочки гусей, в течение дня, собравшиеся в огромную стаю, а с наступлением сумерек, словно солдаты, но без команды, построившись в одну шеренгу, направлялись каждый в свой родимый сарай. Гусь – это личность.
- Учитель. – послышалось из окна дома напротив. – Зайди, сынок, на минутку.
Хозяин гостеприимно встречает. Пожилой человек. Входим в дом. В коридоре скрипят половицы. Светлая комната со скромным, отставшим от времени интерьером: икона в углу, грубо сколоченный стол, рядом скамейки, фотографии в рамках на стенке.
Мы оба сидим за столом, сало едим с черным хлебом и луком, и пьем самогон....
- Ты знаешь, сынок, прихожу к своему; он с семьей на другом конце деревни живет, стою у дверей и отчетливо слышу немецкую речь. Я опешил, насторожился, потом догадался – внук окаянный! Твоя ведь работа. Наливай еще по одной – молодец!
Я был по-настоящему счастлив...