УРОК - КАК УРОК

Владимир Рубанов
                                                
                Пятый  класс  маленькой  деревенской  школы – три девочки , десять  мальчиков. Характеристику  на них получаю  от завуча впопыхах, перед самым уроком, короткую, как ломоть отрезанную : «  Дети колхозников, пьющих родителей,  с  грехом пополам  из класса в класс перешедшие, а посему  – словари, учебники в руки и письменный  перевод  весь  урок. Это чтобы не толочь  воду в ступе.» Послушал опытного педагога и в душе, про себя, разочарованно повертел пальцем у виска...                               

                Я – новый учитель  в середине учебного года. Так получилось. Звонок на урок. Не электрический, допотопный, как само  ветхое здание школы - медный  колокольчик ,  школьная реликвия  в  руках  технички. Скольким  людям  он волновал души : первоклассникам, выпускникам, учителям и родителям.                Рассматриваю своих подопечных:  шаловливых, неугомонных  и  звон колокольчика  долго не умолкает  в  сознании  сочетаясь с детскими  лицами. Мои институтские знания, навороченные  учеными мужами  современные учебники, словари – все  неуместно. Предстоит поединок. Читаю  в  глазах, что напротив,  шальную  самоуверенность : «Не первый учитель с  намерением  нас  научить  - не так то все просто.»
                Длинная пауза. Знаю, что все очень сложно – споткнешься, и будешь хромать очень долго. Что-то со мною случилось: детство на городских улицах, армия, адский труд на рыболовном траулере в Атлантическом океане, не знаю точно откуда , но явно из этих периодов  жизни явился ответ на вопрос, что проще пареной репы.
- Ну что,поорём? – спросил совершенно спокойно. Класс  растерялся.
- Как? – задал вопрос  кто-то не смело.
- Во все горло. Маленький текст  вначале учебника. Читаю вам первое предложение с переводом, а вы, что есть силы, хором, за мной. Чем  громче – тем лучше. В итоге – весь  текст.
                Кричим и хохочем - где  виданно продурачится  весь  урок  со  школьным  учителем?  Уставшие и немножко  охрипшие, едва слышим звонок.
- Домашнее задание  подготовили, а завтра, за перессказ  всем «отлично» в журнал и дневник...
            Свое слово сдержал. Результат окрылил нас. Позже, маленький, простенький текст был досканально изучен, осторожно, на цыпочках, прокрались азы по грамматике, вот только меня самого, в мои детские школьные годы, на задней парте педагоги разглядеть не сумели...               
             Шагаю устало по деревенской улочке мимо бревенчатых  хат. Только что прогнали пестрое стадо коров . Солнце за горизонтом. Вечер. От берега озера растянулись цепочки гусей, в  течение дня, собравшиеся   в огромную стаю, а с наступлением сумерек, словно солдаты, но без команды, построившись в одну шеренгу, направлялись каждый в свой родимый сарай. Гусь – это личность.
       - Учитель. – послышалось из окна дома напротив. – Зайди, сынок, на минутку.
                Хозяин гостеприимно встречает. Пожилой человек. Входим в дом. В коридоре скрипят половицы. Светлая комната со скромным, отставшим от времени  интерьером: икона в углу, грубо сколоченный стол, рядом скамейки, фотографии в рамках на стенке.
                Мы оба сидим за столом, сало едим с черным хлебом и луком, и пьем самогон....
- Ты знаешь, сынок, прихожу к своему; он с семьей на другом конце деревни живет, стою у дверей и отчетливо слышу немецкую речь. Я опешил, насторожился, потом догадался – внук окаянный! Твоя ведь работа. Наливай еще по одной –  молодец!
                Я был по-настоящему счастлив...