Образ Церкви в истории

Пастор Сергей
           Размышляя над образом Церкви, в некоторые моменты Ее истории, я вспоминаю картину когда-то нарисованную, знакомым мне художником. Красивый  белокурый юноша  повержен на землю зловещим монстром, с зубов которого капают слюни. Лицо юноши выражает ужас, поскольку  чудовище падает прямо на него, всем своим огромным ужасным телом. Еще мгновение и зубы монстра вонзятся в него, и юноша будет разорван на части когтями монстра. Некоторое оцепеняющее чувство, при первом взгляде на картину,  передается и зрителю, сопереживающему главному герою.  Но внимательное рассмотрение картины меняет все. Рука юноши сжимает рукоять меча, на который накалывается падающий на него монстр. Меч вонзается  в грудь чудовища, пронзая его на сквозь, поэтому оно запрокидывает назад голову с ревущей от боли пастью. Юноша оказывается победителем, хотя его победа не была очевидна, и при первом взгляде на картину ситуация казалась совсем иной.  Этот юноша фактически поверженный монстром, и все же остающийся победителем, напоминает мне Церковь в некоторые моменты ее истории.   
              В разные исторические периоды Церковь Христова предстает пред нами по разному. Иногда по силе духа, и мощи исповедания веры ее можно сравнить с могучим воином -великаном. Иногда мы можем увидеть ее чистой в Своей святости  и искренно ожидающей Своего Жениха, непорочной невестой Христа. Но иногда вместо ожидаемого прекрасного образа Христа, мы можем найти лишь  ужасный образ монстра. «А где же Церковь ? Где та, которую можно назвать Телом Христовым? Где столп и утверждение истины, оставленный на земле? Где же земное Царствие Христа, в котором Христос действительно царствует?» - возмущенно может воскликнуть озадаченный исследователь истории. Церковь Христа, чистая, непорочная, истинная, верная присутствует и здесь, внимательное изучение исторических фактов позволит увидеть это. Не нужно путать ее с монстром, Она по прежнему прекрасна, просто Ее образ невиден из-за огромных размеров чудовища, набросившегося на нее  и стремящегося поглотить ее. Юноша с картины, прекрасный, но хрупкий, в сравнении со зверем стремящемся его уничтожить, такое сравнение, мне кажется лучше всего отражает образ Церкви, в некоторые, самые трудные для нее отрезки времени. Но хрупкий, лишь на первый взгляд, в этом юноше сокрыта непобедимая воля и непреодолимая сила. Подождите, он соберется с силами и отбросит от себя сраженное чудовище, каким бы ужасным оно не казалось. Такова История Церкви и она отражает эту борьбу, позволяет увидеть образ Церкви, и свидетельствует о Ее победе, исследование Ее  истории, позволит убедиться в этом.
                Ключом к пониманию Истории Церкви Христа является понимание Ее природы, Ее внутреннего естества, заложенного в Нее при создании, а для этого необходимо обратиться к Ее Создателю – Христу, к Его  словам, а также к словам тех, кто были непосредственными участниками основания Церкви, к словам Его Апостолов. Для этого рассмотрим отрывок из  Евангелия от Матфея: «…  вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»[1]. 
«Ты – Петр» -Петр с греческого камень, (Кифа –арамейский вариант имени Петр, так же переводился как камень), Иисус называет Симона – Петр-Камень, при этом давая ему предназначение быть основанием Церкви. Что имеет в виду Христос? Что является каменным, и на чем или на ком построена  Церковь Христа? Может ли личность Петра,  являться основой Церкви, Тела Христова, Царства Божия на земле? Если взять во внимания сказанные Петру Христом немного позднее слова: «Отойди от меня Сатана!» «…думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» [2], последующие троекратное отречение от своего Учителя, обличение Петра Павлом в малодушии и лицемерии уже во времена их Апостольской деятельности, тогда основание Церкви на одной лишь личности Петра выглядит не таким уж надежным? 
               Так, что же, на самом деле является «сим камнем», на котором стоит Церковь? Рассмотрим детальнее исповедание Петра. Прежде всего «Ты Христос» - именно Христос является основанием и главой Церкви, истинным «краеугольным камнем» на котором строит и созидается Церковь.
Затем и само откровение полученное Петром: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» - это откровение, можно назвать сверхъестественным Словом Божим, сказанным Отцом прямо в сердце Петра. Именно слово Божие, Слово о Христе является тем орудием, которым Бог входит в сердца верующих, оно же является каменным основанием,  на котором стоит Церковь.
               И конечно же, когда эта истина,  открытая Отцом, с помощью Духа Святого была вложена в сердце Петру, когда это откровение верою срослось с душой Петра и стало личным живущим в нем исповеданием, тогда и Симон стал Петром, камнем, одним из камней, составляющих Церковь.
                Такое объяснение природы Церкви предлагает и сам Петр: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.  Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна [3]»  - В этом отрывке мы видим  Христа, как основу Церкви – «краеугольным камнем», а так же мы видим «верующих в Него», тех кто подобно Петру принял верою откровение об Иисусе, как о  Христе, они  становятся «сами, как живые камни».
  В словах Павла : « Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом[4]» - мы вновь видим такое же трехмерное основание Церкви. Самое первое основание - «краеугольный камень» Христос – Тот на Ком все стоит, и от Кого все исходит. Второй уровень святого основания - это Слово Божие, пророки - это Ветхий Завет, Апостолы - это Новый Завет. И третий - это Сами верующие, принявшие верой в свое сердце  Христа  и Его Слово, они так же сами становятся теми кирпичиками на которых строится Церковь, поскольку в их сердцах живет Божественная истина, которая  верой соединилась с их личностью, эта истина не только живет, но и действует через этих людей, поэтому они являются опорой  для следующих поколений уверовавших. Этот последний уровень трехмерного каменного основания -  люди верой принявшие слово о Христе как о Господе и о Спасителе в свое сердце и является самой Церковью, а предыдущие Христос и Его Слово являются фундаментом, на котором стоит Церковь.
         Получается, что Церковь Христа имеет в себе два начала: Божие – Христос , Его Слово, и Святой Дух; и человеческое – сами люди, верующие, принявшие верой в свои сердца Христа, и Его Слово. Таким образом, Церковь, являясь собранием спасенных, является богочеловеческим образованием. Церковь состоит из людей, которые остаются все еще несовершенными, и именно человеческий фактор в природе Церкви является   источником разного рода отступлений, ошибок, злоупотреблений. Все же Бог решил явить Свою славу через этих несовершенных, но избранных Им людей, среди которых присутствует Он Сам, Своим Словом и Духом, и Его присутствие   есть Божия составляющая Церкви. 
                Между Божьим и человеческим в Церкви присутствует некоторое напряжение, временами это напряжение незначительно, благодаря добровольному смирению и подчинению человеческого Божьему, а порой это напряжение переходит  в конфликт. Этот конфликт усугубляется и внешним воздействием, о котором предупреждает нас Иисус словами: «…врата ада не одолеют ее [Церковь]», не одолеют значит будут пытаться одолеть. «Врата ада» подразумевают под собой бесовской мир во главе которого стоит Сатана. Сатана не зря назван «князем мира сего», одним из орудий его внешнего воздействия является неверующий мир. Внешний неверующий мир будет давить, принуждая отойти от веры, угрожать, пытаясь запугать, манипулировать, провоцировать, обливать ложью, выводя из себя и побуждая совершить промашку под действием этой манипуляции, преследовать и уничтожать пытаясь сделать веру невыносимой. Иногда подобно плевелам разбросанным врагом посреди хорошего поля, этот неверующий мир будет пытаться   слиться с Церковью, смешаться с верующими, чтобы потом, действуя от имени Церкви, с одной стороны позорить веру, а с другой запутывать, обольщать и угнетать истинных верующих действуя уже не вне,  а внутри Церкви. Врата ада будут пытаться воздействовать  на человеческую составляющую Церкви, поскольку  имеют свой рычажок в воздействии даже  на подлинных принадлежащих Богу верующих, потому что даже у них еще осталась  греховная природа.
                Но есть в Церкви что-то непреодолимое для  врат Ада, и не поддающееся никаким воздействиям греховного мира, это - Божья Истинна,  и Божественное присутствие в Церкви.  Бог не оставит Своих детей одинокими в этой борьбе, говоря с Петром о Церкви Он заявляет: «Я создам Церковь Мою», - Он не собирается оставаться в стороне, Он намерен активно «создавать» Свою Церковь, Он будет действовать как из вне, так и внутри Церкви. Действуя своим Словом и Духом, в сердцах  верующих, Он  вновь и вновь будет вести Церковь к освещению, обращать ее к истине, и направлять ее к выполнению Божьего плана. В союзе с верующими, Бог собирается осуществить Свою победу,  которую  Он уже предопределил, и о которой он дает знать Петру словами: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».  В конце концов Божья Истинна будет торжествовать в истории, Царство Божие будет расширяться и осуществлять свою спасительную работу.
            Поэтому несмотря на уязвимость человеческой составляющей Церкви, даже эта слабая составляющая стоит на Христе, как на своем основании и наполняясь божественным соком Его присутствия обретает силу, поэтому устоит и победит. Как сказал о церкви выдающийся голландский  богослов и мыслитель Абрахам Кайпер: « Хотя с дерева рода человеческого опадают ветки, само оно не погибнет и даже зацветет, опираясь на новый корень во Христе»[5].







[1] Библия, Евангелие от Матфея16:15-19
[2] Библия, Евангелие от Матфея16: 23
[3] Библия, 1 Послание Петра 2:4-7
[4] Библия (Еф.2:19-22)
[5] Абрахам Кайпер « Христианское мировоззрение», Лекция шестая «Кальвинизм и будущее», издательство Шандал, Санкт Питербург 2002.