Самара. рок-фестиваль. Отчет

Сергей Сахацкий
Публицистические заметки.

                В среду, 8 июня, меня спросили – "Поедешь на фестиваль?". Странный вопрос. Я и не поеду. "Короче, если будет место, ты в экипаже".

                Ура. Мне позвонили и сказали – все, я еду. Начинается период ожидания вечера пятницы.

                И так. Время икс. Но как всегда. Приходит смска – задержка на час. Потом еще одна, потом звонок. Но наконец-то, в час ночи, мы начинаем движение из города Н-ск в Самару.

                Экипаж четыре человека. Я Джек-Попрыгунчик, в миру Сергей, Саша главный организатор данного турне, Дима по совместительству штурман, и главный держатель навигатора (больше всех держался за него), и наша принцесса Светлана (любимая муза Александра). Машина Фольксваген гольф.

                И здесь начинается первый смех. "А как ехать?". Вопрос вопросов.

                - Саша, ты карту смотрел?

                - А на фига. У нас GPS-НАВИГАТОР.

                Ребята, я вас умоляю (это моим читателям) не верьте китайским, американским, английским, и прочим НАВИГАТОРАМ. Чуть позже вы поймете почему. Навигаторы придумали злые империалисты, специально для того, чтобы парить нормальным русским рокерам мозги. Но рокера не обманешь, и не проведешь. Истинный рокер достигнет своей цели, не взирая ни на какие навигаторы.

                И так мы едим. Первый отрезок пути проехали нормально. Смена водителей.

                Маленькая рокировка. Дима на место водителя, я на передние пассажирское, Сашка назад, к Светлане.

                Разговор продолжается, но уже вяло, уже так, через раз. Время начало третьего. Сзади уже спят. Мы с Димой ведем светские разговоры "ни о чем". На пути какая-то деревенька. И тут навигатор выкинул первую шутку.

                Железная леди спокойным голосом предлагает свернуть направо. Предлагает, сворачиваем. Поплутав по деревеньке, и выслушав очередную вежливую подсказку, упираемся в конец асфальта. Но дамица с упорством маньяка предлагает нам "продолжить путь по дороге с грунтовым покрытием". Какое на фиг грунтовое покрытие. Дороги просто нет. Дальше поле.

                Разворачиваемся, и, подумав, что мы просто пролетели поворот, едим в ближайший переулок. Навигатор, быстренько пересчитав маршрут, предлагает поворот направо, потом еще пару штук, и вот оно. Мы снова куда-то уперлись. А навигатор уже начинает требовать, чтобы мы продолжили движение и выехали на дорогу Р241. Это уже не первое упоминание этой трассы. Но ехать не куда. Впереди, в метрах 8-ми, мостик, перед ним заросшее травой пространство с одинокой тропинкой. За мостиком вооще маленькое болото. Может быть, здесь и ездили, когда-то. Но, как лично мне кажется, на заре коллективизации, и, то только этапы под конвоем НКВД.

                Снова разворачиваемся. Время 5 утра. Деревня спит. И кто это говорит, что колхозник встает с петухами? Не верьте этому, мы сами видели, все спят. Теперь понятно, почему в наших магазинах окорочка американские. Потому что деревня спит.

                На наше счастье видим машину. Спрашиваем, как проехать на Ульяновск. Сказать, что мужик удивился, это не сказать ничего. Уяснив, как ехать, мы выворачиваем на трассу и продолжили свой путь.

                Едим. Поселок за поселком, городок за городком. Навигатор почему-то все время упоминает "дорогу Р241".  Выехали на очередной поворот, благодаря подсказке "глубокоуважаемого" нами навигатора. Едим. Дорога класс. Асфальт мировой. Ни одной ямы, ровный, гладкий. По коробке, педаль в пол, и мы летим. Разговор с Димой о дороге, музыке, жизни. Изредка проскальзывает удивление. Встречных машин нету. Одна или две, за все время пути. Знаков, кроме километровой разметки, и знаков "ОЛЕНЬ" со странными циферками под ним. Иногда 2.3 км. Иногда 1.3 км. Но ладно, едим. И проехав почти 22 км. мы вдруг увидели – асфальт, такой что ему позавидуют некоторые города, закончился, и начинается гравийка. Да с таким крупным гравием, почему-то облитым битумной мастикой, что мама не горюй. Посчитав, что это ремонт дороги, мы продолжаем ехать. Но через 5 км., поняли, нас обманули. Дорога все хуже. Останавливаемся, возле какой-то деревни, в 3 дома, заброшенных, с целью посмотреть – а что дальше?

                Пока я ходил вперед, глянуть, что и как, проснулся Сашка. С матами он начал нас учить жизни. В это время из лесу вышел мужик. С собакой и в накомарнике. Обоюдному удивлению не было конца. Мы удивлялись, откуда он взялся. А он нашему вопросу – как проехать на Ульяновск? Выяснив, что дорога в один конец, и что эта дорога заканчивается очередным болотом, мы сопровождаемые Сашкиными матюгами двинулись назад. И только сейчас, когда я пишу этот отчет, меня посетила мысль. Почему и зачем там стояли знаки "ОЛЕНЬ". Это для таких как мы. Которые ездят по навигатору, и ищут исчезнувшую дорогу Р241. Потому что другие люди, с менее твердой психикой, сюда не заезжают. Но вот Ульяновск, федеральная трасса на Самару. И мы продолжаем ехать к нашей цели.

                А навигатор с упорством маньяка предлагает нам свернуть и продолжить движение к трассе Р241, по дороге с грунтовым покрытием. Все время, пока мы ехали до Самары, навигатор предлагал нам только один вариант пути – по дороге Р241. Где эта дорога и куда ведет, осталось за кадром. Мы не стали её искать. У нас были другие цели. Наверное, это были происки империалистов. И еще он, навигатор, все время, когда мы пытались посмотреть карту, на предмет ориентирования на местности, предлагал нам в качестве главного ориентира КЛАДБИЩЕ. Это было что-то. Мы угорали, веселились, матерились, но навигатор обладал железным упрямством. Металлический женский голос, как маньяк задумавший лишить нас удовольствия увидеть рок-фестиваль, пытался увести нас в сторону, и как мы поняли, завести нас на кладбище.

                Но вот Самара.

                Самара встретила нас дождем. Пока мы наслаждались гамбургерами, коктейлями и кофе, в Макдональдсе, за окном грохотал ливень.

                А ведь Яндекс обещал прекрасную погоду. Солнце, 19-22 градуса по Цельсию, и совсем небольшую облачность. Видимо Яндекс перепутал Цельсия с Фаренгейтом. Потому что было не очень комфортно. Сыро, чуть ветрено, и прохладно.

                Пока мы обедали, дождь кончился. Мы пошли любоваться городом. Улицы, общественный транспорт, набережная. Описывать это нет смысла. Это можно посмотреть на фотографиях.

                Вечером мы поехали на поляну, к месту проведения фестиваля. В надежде что там и переночуем. Простояв на входе, под бдительным взором гаишников, около часу, мы уехали на выезд из города. Поставив машину на обочине, и разбив палатку чуть дальше по косогору, завалились спать. Двое в машине, двое в палатке. Маленький нюанс. Оказалось, что в наборе не хватает одной дуги. Но это нам не помешало. Опыт великая сила. Я заменил отсутствующую дугу шнурком и все нормально. Единственное – при использовании нашего опыта, надо натягивать верхний тент, тогда внутренняя палатка не будет висеть на лице.

                Утро, завтрак. Ура, сегодня день музыки, позитива и драйва.

                Теперь о фестивале.

                Первое впечатление – ГРЯЗЬ. Причем в прямом смысле этого слова. 4 дня дождей сделали свое дело. Поле представляло собой сплошное месиво. Топкое, липкое, грязное. Но рокеры грязи не боятся. Рокера не остановит даже взрыв ядреной бомбы. Рокерам все по фигу, что бомбы, что грязь. Для рокера главное РОК-Н-РОЛЛ.

                На входе фейс-контроль. Нельзя проносить пиво, воду, ножи, металлические предметы, только продукты. Проверяют все. Сумки, пакеты, рюкзаки, плюс поверхностное ощупывание одежды. На втором контроле рамки металлоискателя. Могут заставить выложить все из карманов. Мы не возражали. Так спокойней. Контроль сделал свое дело. Весь день было тихо. Ни одного кипиша. Менты отработали на совесть. Молодцы.

                Мы пропустили MORDOR, БИ-2, Чайф. Когда мы пришли на сцене были "Ночные снайперы" Диана Арбенина была как всегда – неподражаемая и великолепная.

                Гоша Куценко спел несколько песен Виктора Цоя. Гоша также исполнял роль ведущего на этом фестивале. Вместе с ним вели программу Тутта Ларсен и Олег Гаркуша.

                После выступал Вячеслав Бутусов и группа Ю-Питер. Новые песни, старые, проверенные временем, хиты распевала вся поляна. Фанаты поддерживали своих любимцев как могли. Свист, крики, пение, руки вверху, овации. В заключение Бутусов спел один из своих хитов "Прогулки по воде" в дуэте с «Бурановскими бабушками» из Удмуртии. Они подарили Вячеславу куклу-оберег от злых духов. А после эти бабушки исполнили на родном языке хит группы Deep Purple «Smoke on the water», признавшись, что просто не знают английского языка. Это надо было слышать. Самой молодой бабушке почти 70. Вот у кого надо учиться жить. Вот это пример активности.

                "Король и Шут". Эта группа зажигала по полной. Я, практически равнодушный к данной группе, начал подтанцовывать и даже подпевать. Толпа хором пела так, что иногда не было слышно, что звучит из динамиков. Поклонники КиШа, как фанаты называют между собой группу, показали, что они не зря приехали, преодолели грязь, и плотный контроль со стороны милиции. Они зарядили всех, кто даже не хотел заряжаться. Это было здорово, и просто красиво. Такого слаженного пения я раньше не слышал. Было приятно, что ты находишься прямо в центре этого драйва.

                Данное действо повторялось, с различным темпераментом, при каждом новом участнике фестиваля. Народ зная время выступления своих кумиров, начинал подтягиваться к сцене, возле которой уже не было куда встать, для того чтобы лучше слышать и видеть своих любимцев. В тоже время поклонники группы, только что закончившей выступать, двигались на поляну. Это волнообразное движение, к сцене и обратно на поляну, продолжалось до самого закрытия. Одни отходили отдохнуть, попить пива, размять ноги, другие шли, чтобы быть ближе. Но был контингент, который, ни куда не уходил, он стоял на месте, как монолит, и среди этого монолита не было места, куда можно было поставить ногу. Но тем, кто продвигался вперед, это было по барабану. И они куда-то втягивались, растворялись, уплотнялись. Это надо ощутить кожей. Почувствовать толчки, услышать многоразовое чавканье грязи под ногами. Увидеть эти глаза. Глаза драйва. Глаза рок-н-ролла.

                Мы стояли на одном месте, изредка делая прогулки, и то по очереди.

                И так на сцене очередная группа. О боже. Черт. Блин. Слов нет, одни маты, раздражения и еще куча всего. У меня села батарея на фотоаппарате.

                "Аквариум" остался без фотографий. Пока пел БГ я пошел искать электричество, чтобы зарядить аккумулятор. Я шел к машине за зарядкой, меня догнал Дима. Оказывается, ребята решили перепарковать машину. Мы бросили её на обочине, на въезде в город, потому что пробку в город, а потом пробку на фестиваль, надо было преодолевать часа два, не меньше. Мы добрались до авто, сделали маленькие гадости, в придорожных кустах. Невидимые и не слышные. Переехали, довольно быстро, на другую парковку, и пошли назад. Дима ушел на поляну, а я, нашел электричество, остался заряжать аккумулятор. По всем этим причинам я пропустил БГ и его "Аквариум" а так же "Машину Времени". И теперь ничего не могу вам сказать, о том, как выступил БГ и Макаревич, и что они пели.

                Я появился как раз когда на сцену вышел Александр Васильев и группа "Сплин". Герой на героине, героиня на героине – эту песню, наверное, было слышно даже в центре города. Слаженный хор из десятков тысяч глоток дружно помогал Васильеву в исполнении.

                Кстати о десятках тысяч. Организаторы утверждают, что на фестивале 2010 года было 220 000 человек. А в нынешнем году они побили рекорд. Нынче было более 240 000 человек. Скажу честно – я не верю в эти цифры. Я согласен на 80 000, даже на 120 000. Но, ни как на 240 тысяч. Я думаю, что 240 тысяч там просто не поместятся. Но, да бог им, организаторам, судья. Я давно привык, что любой организатор, хоть кого или чего, всегда будет орать, что он лучший, что он самый крутой. Что только он – короче тока он и ни кто более.

                Но я как логичный человек, всегда делю надвое, что говорит мужчина, и умножаю надвое, что говорит женщина. Например, когда мужчина говорит, что у него было 4 женщины и что он получает 25 00 рублей, я всегда знаю реальные цифры. Но когда женщина скажет что я у неё второй, я подумаю, она шутит.

                Так что оставим цифирки статистам, я могу и ошибаться, нам главное драйв, нам главное музыка.

                "Skunk Anansie". Дважды "платиновые" в Британии электро-рокеры Skunk Anansie. Это было круто. Бритоголовая негритянка зажигала на сцене, так что чуть не сломала микрофонную стойку. Она была в таком экстазе, что народ взрывался аплодисментами, и крики браво заглушали звук музыки. Одно слово мастера музыки.

                И здесь у меня окончательно умер фотоаппарат. Дальше фото не будет. Будут только мои слова….

                А на сцену вышел легендарный ПЕТР МАМОНОВ. Певец, музыкант, артист. Он спел три песни. Один. Аккомпанируя себе на электрогитаре. Он играл бесподобно. Как он играл, нельзя описать. Да и как можно описать Музыку?  Но что меня поразило, так это один разговор. Молодые ребята, стоящие сзади нас, удивленно спрашивали друг друга "А кто это?". Я повернулся и сказал "Это же Мамонов", по удивленным взглядам я понял, что это имя им ни о чем не говорит. Я не стал рассказывать всего, я просто спросил "Иглу смотрели?" получив утвердительный ответ, я сказал "Это доктор". От удивления у них не было слов. Да, время не пожалело Петра Мамонова. В этом веселом и задорном старичке, я не думаю что он обидится на мои слова, трудно узнать экстравагантного доктора, и того талантливого артиста.

                "ДДТ" Шевчук. Юрий был как всегда, весел, строг, мудр, печален, и лаконичен. Этот талантливый музыкант всегда и везде имеет успех. Его хиты поют все. И те, кто любит рок. Как и те, кто не знает о роке ничего. Это талант, это артист.

                И вот оно чудо, и открытие, этого года. Финская певица Тарья Турунен, чьи вокальные данные почти 10 лет являлись главным достоянием культовой группы Nightwish. Я матерился, я кричал, я плакал, что мой фотоаппарат висит мертвым грузом на моем плече. Я люблю Тарью. Это красивая женщина, она просто королева. А какой у неё голос. Его надо слышать. У меня не хватает слов выразить свое восхищение. Боже мой, что она делала с народом. А её фраза "Где ваш рук?" заставила слушателей вскинуть миллионы рук вверх. Они кричали браво, аплодировали, они не хотели отпускать её со сцены. Но строгие рамки фестиваля не дают возможности петь на бис.

                Валерий Кипелов для любителей и фанатов не надо объяснять кто это. Это Ария, это классический рок. Это лозунг для миллионов людей "Я свободен". Но главный сюрприз был чуть позже. Тарья Турунен и Валерий Кипелов исполнили дуэтом хит "Я здесь" Я слушал и не мог ничего сказать. Потому что не было слов. Это было очень талантливо, красиво, завораживало, и не хотелось думать о том, что вечереет, что скоро все кончится.

                И вот это случилось. На сцену выходит заключительная группа. Они будут закрывать фестиваль. Им можно. Они этого заслуживают.

                Культовая группа. Единственная группа, которая имеет свою армию. Как говорит её лидер это армия без чинов и регалий. Конечно же, это "АЛИСА" И ЕЁ БЕСМЕННЫЙ ЛИДЕР КОСТАНТИН КИНЧЕВ. И говорю я об армии Алисы. Кинчев поблагодарил всех, кто дождался их выхода. Поделился своей радостью. У Константина родился внук, Лука.  Время 23:45. Фестиваль продолжался на полтора часа дольше, чем планировался. Закончили уже в первом часу. Кинчева нельзя описать словами. Его надо слушать, смотреть, и понимать. Да здравствует АРМИЯ АЛИСЫ.

                Салют.

                Это все. Кончился праздник, кончился этот задорный и веселый фестиваль. На душе грустно, одиноко, муторно. Что-то осталось там, на поляне, среди того месива из глины и чернозема, среди затоптанной травы, среди затихающего эха. Кусочек нашей души навсегда останется в атмосфере города Самары. Лично я вписал в свой список городов еще один, – который уже не забуду, который буду вспоминать вновь и вновь. Это город САМАРА. Грусть бьет по нервам. Глаза тоскливо смотрят в небо. Уши вслушиваются в затихающее эхо. А душа рвется туда, в ночь, к потухающим огням рампы. В водоворот человеческих тел, в топот ног, в обрывки разговоров со всех сторон. Туда где только что состоялся великий праздник великой музыки. Музыки под названием РОК-Н-РОЛЛ. Но все закончилось. Больше ничего не будет.

                Даже сейчас, когда я пишу эти строки, руки подрагивают, хочется затянуться сигаретой и закрыть глаза. И попытаться увидеть, услышать, почувствовать. Ту энергетику, ту энергию, которая весь день витала над поляной. Над этой многотысячной толпой. Разные города, разные люди, разные доходы, разные пристрастия, но такие одинаковые, такие родные, такие милые. Услышать это пение, пение сто тысячного хора. Я просто не могу выразить то, что чувствую. Впервые. Просто не могу.

                Напоследок пара слов об общей картине фестиваля.
                К медикам обратилось около 140 человек. В милицию несколько, в основном потеря, и украденные вещи, всего одно ограбление. Драк вроде не было. Так, мелкие стычки, без мордобоя, и поножовщины. И это радует.

                А нам предстоит обратная дорога. Выехали из Самары в начале второго. Уставшие, голодные, но довольные и счастливые. На трассу выехали без проблем. До Ульяновска наш любимый навигатор умудрился снова загнать в какую-то Тмутаракань, выдав нам проселочную дорогу, за федеральную трассу М-7. Дорога с нормальным покрытием, и с более-менее интенсивным движением, без знаков "ОЛЕНЬ", не вызывала подозрений. Пока за одним из поворотов просто не закончилась. Оборвалась как нить Ариадны. Перед нашими глазами была простая грунтовка, разбитая в хлам грузовыми машинами. Колея в грязи была примерно в половину нашего колеса. Дальше все повторилось однотипно, как и в первый раз. Побудка Сашки, его слова, и выезд на федеральную трассу. Но здесь он сам убедился в коварстве навигатора. Он его тоже пару раз крутанул, пока Сашка искал выезд. После этого выкрутаса ехали только по указателям. Но было легче. Ехали на Чебоксары, по федералке, и потом домой, до Н-ска, тоже федеральной трассой.

                А навигатор долго еще пытался заставить нас повернуть куда-нибудь, на дорогу с грунтовым покрытием, и вечно предлагал найти трассу М-7, хотя мы и так ехали по ней. Было даже странно, как это он не вспомнил о "дороге с грунтовым покрытием Р241". Короче ребята, покупайте нормальные карты, на бумажном носителе, и не верьте этим навигаторам. Их придумал Черчилль в 18 году. Буржуи не хотят, чтобы русские рокеры приезжали на русские фестивали. Поэтому они и пытаются увести их в сторону.

                Видимо по их задумке наш навигатор все время пытался втюхать нам трассу Р241, или уводил нас на кладбище. Гады они, эти буржуи.

                Вот, собственно говоря, и все.

                Сижу, пишу, вспоминаю, грущу.

                Хочется туда, в эту толпу, в это грязное месиво. Но время ушло, праздник имеет свойство заканчиваться. Я буду помнить тебя САМАРА – 2011………….

                Нас ждут новые встречи. Нас ждет новая грусть. Нас ждут новые воспоминания. Но Самара уже твердо заняла свое место в моем сердце. И спасибо моим друзьям за этот праздник, за это маленькое чудо. Большое спасибо.


Джек-Попрыгунчик.
Н-ск – Самара – рок-фестиваль.
14 июня 2011 года.

Ссылки на Интернет-ресурсы:
http://www.samru.ru/society/novosti_samara/56522.html

P.S.
Всем кто желает увидеть отчет о фестивале в фотографиях, просьба пройти, по ссылке, на моей странице, на мой блог. Там полно фотографий.