Поэма конца

Татьяна Резвых
Кариатиды Сны
          
                ДРАМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
                В СТИХАХ, ПИСЬМАХ, ВОСПОМИНАНИЯХ, ФАНТАЗИЯХ...            

Действующие лица  -  АВТОР,
                НЕКТО,
                МАРИНА  ЦВЕТАЕВА,
                ПЕРВАЯ  МАРИНА,
                ВТОРАЯ  МАРИНА,
                ТРЕТЬЯ  МАРИНА,
                ЧЕТВЁРТАЯ  МАРИНА.


АВТОР.  Можете называть меня  Автором. Я пишу пьесу о Марине Цветаевой.  Пишу давно…  Напишу ли ?   Сейчас появилось много публикаций  о Марине Ивановне, последних  днях её жизни, о Елабуге,
где оборвался её путь и где нет точного места её могилы… Я часто думаю,
почему она тогда ушла? Почему?  И ещё много вопросов у меня  к её близким, к её времени, к ней самой…  Мне кажется иногда , что  если бы я ответил на тот первый вопрос , с остальными  было бы легче.  И я бы написал
свою пьесу…
НЕКТО  (из зала).  А вы её не пишите!  Кому нужна ваша пьеса?  Особенно сейчас!  Да кому интересна жизнь  какой-то там Цветаевой!  Людям как-нибудь  со своими-то жизнями разобраться…  Сами видите, что на дворе! – Смута!
АВТОР.  И всё-таки… люди пришли сюда зачем-то!
НЕКТО.  Вот именно – за чем – то… Может , в буфетик что завезли… Может, погреться… А , может, и загнали.  А тут вы со своей ненаписанной пьесой… Умора!
АВТОР.  Молодой человек, а вы идите в буфет, идите!.. Если вам это неинтересно.
НЕКТО. А вот мне-то как раз и интересно!  (Вбегает на сцену.). Итак, какие у вас там проблемы ?  Пьеса не пишется? Ерунда!  Счас мы её напишем! На раз!  ( Затаскивает на сцену большую белую раму, закрытую чёрным плащом, столик, стул, скамейку , дерево – всё белого цвета. Кричит в пространство). Мариночка, где вы там?
АВТОР, Что ещё за Мариночка?
НЕКТО. Да Цветаева!  Сейчас я вас с ней познакомлю.
               
                Музыка.   Появляется  МАРИНА  ЦВЕТАЕВА.
                Летят  белые листья  или листки из тетрадей. Летят стихи.
2.
МАРИНА.  Когда я гляжу на летящие листья,
                Слетающие на булыжный торец,
                Сметаемые  как художника кистью
                Картину кончающего наконец,
                Я думаю, уж никому не по нраву
                Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид,
                Что явственно жёлтый, решительно ржавый
                Один только лист на вершине забыт.
АВТОР.  Неужели…  Марина Ивановна, это Вы?
МАРИНА. Можно просто Марина.
НЕКТО.  Она, она… Не сомневайтесь!
МАРИНА.  И вы здесь?  Давненько что-то вас не было.
НЕКТО. Дела! Мариночка, А это товарищ…то бишь, господин Автор. Он пишет о вас пьесу.
МАРИНА. Да-а? А зачем?
НЕКТО. Вот и я говорю «зачем».
МАРИНА. Ну что ж, очень приятно. (Вглядывается). А мы с вами нигде не встречались? Что-то ваше лицо мне знакомо…
НЕКТО. Нет, это исключено. А впрочем, они все на одно лицо, эти авторы ненаписанных пьес.
МАРИНА.  Интересный оборот.
АВТОР. Марина Ивановна, кто это?
МАРИНА. Это?.. Да так,,,
НЕКТО.  А вы , господин Автор, можете  называть меня просто Автором.
МАРИНА.  Да полно тебе, Лютик, не шали! Скажи-ка лучше, какое сегодня число.
НЕКТО.  Это мы завсегда… это мы пожалуйста… Сейчас найдём что-нибудь подходящее для такого случая…  А не хотели бы вы, Мариночка, 31 августа 1941 года от  Рождества Христова, да не быть ему упомянутым в банный день!
АВТОР (вполголоса). Да зачем же вы! Это ведь день её …
НЕКТО (так же вполголоса). Ну, вы – не профессионал! А ещё пьесу пишете! Стыдитесь! Последний день жизни…. Вот уж когда клубочек разматывается!
МАРИНА (задумалась). 31 августа?.. А где мы?
АВТОР. В Елабуге?
НЕКТО. Браво!..   (Смотрит в появившуюся карту). Е-ла-бу-га… Какое-то паршивое местечко … ( На глазок). Та-ак, 142 километра до Казани и 90 до ближайшей станции железной дороги.  (Автору). Вот и с местом действия определились!
МАРИНА.  Что-то, кажется, припоминаю. Кстати, а как здесь , в Елабуге…с рябиной?
АВТОР. Рябина созреет позже, ко дню Вашего рождения.
НЕКТО (тихо). Славно! Кажется , вы начинаете разбираться кое-в-чём.
АВТОР (не слушая). Ах, Марина, как это у Вас хорошо:

3.                «Красною кистью
                Рябина зажглась,
                Падали листья, я родилась…
                Спорили сотни колоколов.
                День был субботний :
                Иоанн Богослов…»
МАРИНА ( продолжает) . Но и доныне  мне хочется грызть
                Жаркой рябины горькую кисть.
                ПАУЗА.
МАРИНА.  Да, скоро мой день…(Автору).  А вы знаете, сколько мне будет?
НЕКТО. Сорок девять ? Пятьдесят ?  (Протягивает кисть рябины). Погрызите.
МАРИНА.  Я не вас спрашивала.
НЕКТО (убирает рябину). Как угодно.
АВТОР. Сорок девять – это немного…  Всего полжизни.
МАРИНА. Для поэта, может, и немного, но не для женщины.
НЕКТО.  Но вы, Марина, - поэт, успокойтесь!..
МАРИНА.  И не женщина?
НЕКТО. Нет.
МАРИНА. Лютик? И это говорите вы?
НЕКТО. Я пошутил! Ну, конечно же, вы – необыкновенная женщина, это всем известно. Вот и господин Автор подтвердит. Подтверждайте, подтверждайте…
АВТОР.  Марина, Вы…  вы такая, такая… в ваших стихах !..
МАРИНА. Какая?
НЕКТО.  Уж не такая ли?..(Снимает с рамы плащ)
               
                Звенят и  летят осколки разбившегося зеркала. Музыка.
                В проёме  -  ПЕРВАЯ  МАРИНА.

НЕКТО.  Только где же  тот румянец?  Я тогда так залюбовался! Восхитился!
Самая румяная и серьёзная девочка не свете. Я тогда всем рассказывал : « Я сегодня встретил самую румяную и серьёзную девочку на свете!»!
МАРИНА. А я всегда терпеть не могла свой румянец!  Терпеть не могла!

ПЕРВАЯ  МАРИНА  (выходя из зеркала и кружась в жёлтых листьях или жёлтых тетрадных листках).
                Звенят – поют , забвению мешая,
                В моей душе слова : « Пятнадцать лет!».
                Ах, для чего я выросла большая?
                Спасенья нет!
                Ещё вчера в зелёные берёзки
                Я убегала, вольная, с утра.
                Ещё вчера ходила без причёски,
     4.                Ещё вчера.
                Вечерний звон с далёких колоколен
                Мне говорил : «Побегай и приляг!»
                И каждый крик шалунье  был дозволен
                И каждый шаг.
                Что впереди?  Какая неудача?
                Во всём обман и , ах, на всём запрет.
                Так с милым детством
                Я прощалась  плача…
                В пятнадцать лет.

              Темнеет. ПЕРВАЯ МАРИНА  зажигает появившуюся
           на столике  свечу, вглядывается в проём  разбитого зеркала ,
                в пространство сцены.

ПЕРВАЯ МАРИНА.                Над миром вечерних видений
                Мы , дети, сегодня – цари,
                Спускаются длинные тени.
                Горят за окном фонари,
                Темнеет высокая зала.
                Уходят в себя зеркала.
                Не медли, минута настала.
                Уж кто-то идёт из угла…

НЕКТО.  Прошу заметить : она сама меня вызвала! Когда девушка смотрит на себя в зеркало после захода солнца, появляюсь я.
МАРИНА.  Вы приходите без вызова… И к каждому.
НЕКТО.  Не к каждому!  И вы хорошо это знаете! К девочкам из вашего флигеля я не ходил.

           Возникает  мелодия М. Таривердиева  и звучит  песня на слова             Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…»
               
                НЕКТО  завязывает ПЕРВОЙ МАРИНЕ глаза.
                Игра в жмурки.
ПЕРВАЯ  МАРИНА  (срывая повязку, вослед исчезнувшему  НЕКТО)

                Был замок розовый,  как зимняя заря,
                Был мир большой , как ветер древний,
                Мы были дочери почти царя, почти царевны.
                Оленя быстрого из рога пили кровь,
                Сердца разглядывали в лупы,
                А тот , кто верить мог, что есть  любовь,
                Казался глупый.
                Однажды вечером пришёл из тьмы
  5.                Печальный принц в одежде серой.
                Он говорил без веры, ах, а мы
                Внимали с верой.
                Мы  слишком молоды, чтобы забыть
                Того, кто в нас развеял чары,
                Но чтоб опять так нежно полюбить,
                Мы слишком стары.

                НЕКТО, вновь появляясь, приближается
                к ПЕРВОЙ МАРИНЕ.

ПЕРВАЯ МАРИНА ( бросаясь , как в омут,  во встречу)
   «     Есть имена, как душные цветы…
НЕКТО.   И взгляды есть , как пляшущее пламя…
ПЕРВАЯ МАРИНА.     Есть тёмные извилистые рты…
НЕКТО.             С глубокими и влажными углами…
ПЕРВАЯ МАРИНА.     Есть женщины. Их волосы , как шлем,
                Их веер пахнет гибельно и тонко.
НЕКТО.             Им тридцать лет!
ПЕРВАЯ МАРИНА.     Зачем тебе, зачем
                Моя душа спартанского ребёнка?»

НЕКТО ( МАРИНЕ)     Есть женщины. Их волосы, как шлем,
                Их веер пахнет гибельно и тонко…
МАРИНА.                Им тридцать лет!

                МАРИНА бросается, как в омут, в танец с НЕКТО
                ( Это Вертинский . «Бал господен» )   
               
ПЕРВАЯ МАРИНА  (врываясь в танец).
                Зачем тебе, зачем
                Моя душа спартанского ребёнка?
НЕКТО ( а за ним и ПЕРВАЯ МАРИНА) :
                «   Я люблю такие игры,
                Где коварны все и злы,
                Чтоб врагами были тигры
                И орлы,
                Чтобы пел надменный голос:
                «Гибель здесь, а там – тюрьма!»

                Чтобы ночь со мной боролась.
                Ночь сама!

                Я несусь, за мною пасти,
                Я смеюсь, в руках аркан,
6.                Чтобы рвал меня на части
                Океан.

                Чтобы все враги – герои,
                Чтоб войной кончался пир!
                Чтобы в мире было двое –
                Я и  Мир!»

               
                Пение птиц.  НЕКТО и ПЕРВАЯ МАРИНА лежат
                на траве, раскинув руки.
ПЕРВАЯ МАРИНА  (читает протянутый НЕКТО листок со стихами):

              « Идёшь на меня похожий и т.д.»

МАРИНА.  Неправда ли, хорошо лежать!
АВТОР.     Совсем нехорошо : вы будете лежать, а по вас будут ходить.
МАРИНА.  А при жизни – не ходили?
АВТОР.      Я о ногах, даже сапогах говорю.
МАРИНА . Чего же вы хотите?  Жить вечно?  Даже без надежды на конец?
НЕКТО (МАРИНЕ). Марина, а если мы сами попробуем что-нибудь написать?,,
МАРИНА( поддерживая игру). А я смогу?
НЕКТО. А я вам помогу. (ПЕРВОЙ МАРИНЕ) За стол! Живо! Пишите !..
(Диктует). «Кровных коней запрягайте в дровни…» Хотя нет, зачеркните!
Это мы напишем немного позже. А сейчас что-нибудь попроще… Ну, хотя бы это : «Когда снежинку, что легко летает..»
 МАРИНА. О-о! Уж не хотите ли вы сказать, что диктовали мне все мои стихи!
НЕКТО. К сожалению, не все… Вы были подвержены разным  влияниям!  Но кое-чем и я могу похвастаться!
МАРИНА. А что вы скажете о Боге?
НЕКТО. А что Вы скажете о боге?
МАРИНА. Что скажу? – С Богом! (Или:)- Господи, ДАЙ! - так начиналась каждая моя вещь!
НЕКТО. Да что он мог дать, старый маразматик!  А я лучше скромно помолчу… (Берёт листок у ПЕРВОЙ МАРИНЫ). Ну что у нас там получилось?
ПЕРВАЯ МАРИНА (декламирует в зрительный зал, как на поэтических вечерах):    «Когда снежинку, что легко летает  и т.д.»
НЕКТО. Неплохо, но… переделать!
ПЕРВАЯ МАРИНА. ( отталкивая руку с листком). Переделать!

        ПЕРВАЯ МАРИНА   и её мелодия исчезают в пространстве сцены.
7.
МАРИНА. Это было совсем не так! Мы встретились с Вами во сне… как будто бы я тонула в Оке, совсем потонула и  кажется умерла. И вдруг – взлёт. Я – на руках, высоко над Окой, голова под небом и Вы несёте меня… и под нами кто-то громко и радостно воет… А Вы, ступив на берег и с размаху ставя меня на землю, говорите смеясь:»А когда-нибудь мы с тобой поженимся, чёрт возьми!» Чёрт возьми!..
НЕКТО. Мало ли что Вам могло присниться!..
АВТОР (О ПЕРВОЙ МАРИНЕ) . Ах, какая всё-таки славная девочка! Какая
даровитая и умная!..
МАРИНА. Только что из неё выйдет… Дарования и ум – плохие дары в колыбель. Особенно в женскую.
НЕКТО. И что же из неё вышло?
МАРИНА.  Из кого?
НЕКТО.  Да из вас, Марина, из вас…
АВТОР. Это же Вы, Марина, только… И стихи Ваши!
МАРИНА. Из меня? Из меня всё вышло… вернее, ушло! Даже драться не хочется. А помните, какой я была драчуньей в детстве? И как кусалась во время драк?
НЕКТО . Ещё бы! От вас всем доставалось!
МАРИНА.  Пусть не лезут! А помните, как я в гимназии орала?
НЕКТО. Это когда они хотели вас образумить? Как же, как же!
МАРИНА и НЕКТО (вместе) «Горбатого могила исправит! Не боюсь я ваших угроз! Хотите исключать – исключайте! Пойду в другую гимназию – ничего не потеряю! Привыкла кочевать! Это даже интересно - новые лица…
АВТОР.  Марина, а почему вы стрелялись в семнадцать лет, в 909-м? Причём, так странно – во время спектакля Ростана «Орлёнок»?
НЕКТО. Вопросик – по существу!
МАРИНА. Постойте, как стрелялась? И на спектакле? Не помню.
НЕКТО. Кстати, в том же году вышла ваша первая книжка.
                «Христос и Бог! Я жажду чуда.
                Сейчас, теперь, в начале дня,
                О, дай мне умереть, покуда
                Вся жизнь – как книга для меня!»
АВТОР. Это из «Вечернего альбома», да? Кажется . был ещё благожелательный отзыв Брюсова.
НЕКТО. Правда, немножко обидный : «Стихи госпожи Цветаевой обладают какой-то жуткой интимностью, от которой временами становится неловко, точно нечаянно заглянул в окно чужой квартиры… Однако бывают чувства более острые и мысли более нужные!». Ну  как тут не застрелиться? Особенно публично!
МАРИНА. Ерунда какая-то! Обо мне писали и не такое : «Цветаева  пришла в литературу в купальном  халате и с папильотками на голове…»!
НЕКТО. К тому же в том спектакле играла сама Сара Бернар!  И вам непременно нужно было её переиграть!

8.                Шум моря. Музыка.
                НЕКТО являет ВТОРУЮ МАРИНУ. 

ВТОРАЯ МАРИНА.   «Кто создан из камня и т.д.)
НЕКТО.  О путях твоих пытать не буду!               
                Эти строчки звучат  приглашением
                МАРИНЫ на танец.(«Минуточка» Вертинского)
НЕКТО ( После танца -Второй Марине) .  «  О путях твоих пытать не буду,-
                Милая, ведь всё сбылось.
                Я был бос, а ты меня обула
                Ливнями волос –
                И слёз.
                Не спрошу тебя, -  какой ценою
                Эти куплены масла.
                Я был наг, а ты меня волною
                Тела -  как стеною
                Обнесла.
                Наготу твою перстами трону
                Тише вод и ниже трав.
                Я был прям, а ты меня наклону
                Нежности наставила, припав…

ВТОРАЯ МАРИНА.                «Писала я на аспидной доске,
                И на листочках вееров поблёклых,
                И на речном, и на морском песке,
                Коньками по льду и кольцом на стёклах

                И на стволах, которым  сотни зим…
                И , наконец, - чтоб было всем известно! –
                Что ты любим! любим! любим! любим! –
                Расписывалась радугой – небесной.

                Как я хотела, чтобы каждый цвёл
                В веках со мной! под пальцами моими!
                И как потом, склонивши лоб на стол,
                Крест – накрест перечёркивала имя…»
               
             ВТОРАЯ МАРИНА , стоя на столе, разбрасывает голубые                листки бумаги. И снова звучат стихи «Соперница» и «Когда я буду        бабушкой». Последнее вместе со ВТОРОЙ МАРИНОЙ читает НЕКТО.               

МАРИНА (вслед уносящему на руках Вторую Марину НЕКТО). Послушайте! Куда вы?  На что это вы намекаете?!
НЕКТО (возвращаясь). Я же говорил, что  это игра, Марина , не больше! И все это давно поняли, кроме вас… Что это с вами вдруг?
9.
МАРИНА. Со мной? Ничего! Вот Серёжа…
НЕКТО (Автору) Начинается! Сейчас пойдут рассказы про Коктебель, о том, как она собирала камешки « на пустынном , усеянном мелкой галькой берегу»…, как он стал помогать ей , «красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик , с поразительными, огромными в пол-лица глазами»…
АВТОР. (Марине) . Вы говорите о Сергее Эфроне? Если не ошибаюсь, вы встретились в Коктебеле, кажется, летом 911 –го…
МАРИНА. 5 мая. Там, на берегу, я загадала : если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж…
НЕКТО. Видите, как всё просто! А ещё говорят, что браки совершаются на небесах…
АВТОР. И он нашёл сердолик?
МАРИНА. Да, сразу же… И вложил его в ладонь. Я хранила его потом всегда, хранила несмотря ни на что…
АВТОР. О чём Вы?
НЕКТО. А вы разве не читали об этом увлекательном, почти детективном романе? Романе – мифе о «чуде первой встречи», о союзе совместной крыши над головой. Чего там только не было! Кроме одного : любви! И закончился он ,кстати, банальнейшим образом. Как у пушкинской старухи – «разбитым корытом». Этот весёлый и , как вы говорили, «точнее, радостный» юноша удрал от вас ещё в 14 – м, а потом в ноябре 17 – го с белой армией,  навестил в феврале 18 – го и опять оставил вас одну , в голодной Москве, с двумя маленькими дочками! Помните, вы их ещё потом сдали в приют?
МАРИНА. Я хотела их спасти. Там обещали полное обеспечение. Я спасла Алю…
НЕКТО. Да, когда забрали её из приюта. Но почему только Алю?..
МАРИНА. Она тяжело заболела. Я лечила её, топила «буржуйку» креслами красного дерева…
НЕКТО. «Топила БУРЖУЙКУ КРАСНЫМИ креслами». Интересный оборот!..
МАРИНА. Она начала поправляться!
НЕКТО. Кто? Буржуйка?
МАРИНА. Аля!
НЕКТО (получив пощёчину Марины). А как же Ирина?
МАРИНА. Ирина?..
НЕКТО.  Я вам напомню. Вы стояли в какой-то очереди, за содой, кажется. К вам подошла какая-то баба и сказала : «А вы не Ириночкина ли мать будете? Мы её вчера схоронили.» И на могилку вы её не поехали… маленькая такая могилка…
МАРИНА. Я не могла оставить больную Алю. Потом, когда мне дали академический паёк, я сказала ей: «Ешь и без фокусов. Пойми, что я спасла из двух  - тебя, двоих не смогла бы. Тебя выбрала… Ты выжила за счёт Ирины…»
10.                «Две руки, легко опущенные
                На младенческую  голову!
                Были – по одной на каждую –
                Две головки мне дарованы.

                Но обеими – зажатыми –
                Яростными – как могла! –
                Старшую у тьмы выхватывая –
                Младшей не уберегла.

                Две руки – ласкать-разглаживать
                Нежные головки пышные.
                Две руки – и вот одна из них
                За ночь оказалась лишняя.

                Светлая – на шейке тоненькой –
                Одуванчик на стебле!
                Мной ешё совсем не понято,
                Что дитя моё в  земле.»

АВТОР (Марине). Не нужно, пожалуйста… ( Некто) Прекратите! Это жестоко!
НЕКТО. Да это просто пример для её же теории о НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ. « Как ни жестоко сказать,  самые неблагоприятные условия, быть может, самые благоприятные!» Как в молитве моряка : «Пошли мне Бог берег, чтобы оттолкнуться, мель, чтобы сняться, шквал, чтобы устоять!» В этом смысле Марина была любимицей Всевышнего.  (Марине).  Ну, и что вы после  этого скажете о своём Боге?
МАРИНА. Я подумаю.
НЕКТО.  Подумайте.

                Шум ветра.  Снег.
          Из  разбитого зеркала появляется ТРЕТЬЯ МАРИНА.    

ТРЕТЬЯ МАРИНА ( выбирает из разбросанных листков один.)

                «Мой день беспутен и нелеп.
                У нищего прошу на хлеб,
                Богатому даю на бедность,
                В иголку продеваю луч,
                Грабителю вручаю ключ,
                Белилами румяню бледность.

                Мне нищий хлеба не даёт,
                Богатый денег не берёт,
11.                Луч не вдевается в иголку,
                Грабитель входит без ключа.
                А дура плачет в три ручья
                Над днём без славы и без толку.»

   Звучит  песня на стихи Пастернака «Мело-мело по всей земле».
                На пламени свечи сгорает листок в руке Марины.

МАРИНА. Чьи это стихи? Тоже мои?
НЕКТО. Нет, их запишет  Борис Пастернак в 46 году.
МАРИНА. А-а, понятно, вы и ему диктовали?..
ТРЕТЬЯ МАРИНА (невидимому гостю):
                «   Дворец мой чердачный, дворцовый чердак!
                Взойдите! Гора рукописных бумаг.
                Так, руку. Держите направо,
                Здесь лужа от крыши дырявой.
                Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
                Какую мне Фландрию вывел паук.
                Не слушайте толков досужих,
                Что женщина может без кружев.
                Так, перечень наших чердачных чудес.
                Здесь нас посещает и ангел,  и бес,
                И тот , кто обоих превыше –
                Недолго ведь с неба на крышу!
                А что с нами будет, как  выйдут дрова?
                Дрова! Да на то у поэта слова
                Всегда огневые в запасе!
                Нам нынешний год не опасен!
                От века поэтовы корки черствы.
                И дела нам нету до красной Москвы!
                Глядите, от края до края
                Вся наша Москва голубая!
                А если уж очень поэта доймёт
                Московский чумной девятнадцатый год,
                Что ж , мы  проживём и без хлеба –
                Недолго ведь с крыши – на небо!»
АВТОР. Как это страшно! У Гейне есть пророчество : « И я говорю Вам, что  однажды наступит зима, когда весь снег  на севере превратится в  кровь…» Это он о русской революции.
НЕКТО. Прошу добавить к этой картине ещё одну деталь : заборы. У большевиков вообще был роман с  заборами. То декретами обклеят. То у  заборчика прибьют кого-нибудь. Достаточно наглядно, не правда ли? Мариночка, скажу Вам по секрету – революцию я придумал для Вас! Я дарю Вам революцию, Марина! (Бросает Марине внезапно появившийся красный платок)

12.                Звучит  мелодия песни «Любо, братцы, любо!..»

МАРИНА. А я не принимаю такие дорогие подарки!  (Хотела бросить платок обратно).Хотя… что-то мне в  этом нравится!  Какая чудная музыка! Какие красивые белые кони!
НЕКТО. С красными розами на ушах!
МАРИНА. А какие красивые лица у всадников!
НЕКТО. На-а-ро-од!
МАРИНА. Смотрите, аэроплан! Что он там сбрасывает? Неужто стихи?
НЕКТО. Бог с вами!  Это обычные листовки. Вы к этому ещё привыкнете.
МАРИНА. Ой, что это грохочет? Что это за красная струя у Храма Христа  Спасителя? Неужто Пришествие?
НЕКТО. Пришествие.
ТРЕТЬЯ МАРИНА.                «За Отрока, за Голубя , за Сына,
                За Царевича младого Алексия
                Помолись, церковная Россия,

                Очи ангельские вытри.
                Вспомяни, как пал на плиты
                Голубь Угличский Димитрий.

                Ласковая ты Россия – матерь,
                Ах, неужто  у тебя не хватит
                На него небесной благодати.

                Грех отцовский не карай на сыне.
                Пощади, церковная Россия,
                Малолетнего ягнёнка Алексия!»
АВТОР. Марина, а Вы знаете, что царя Николая Второго  с женой, четырьмя дочерьми и малолетним сыном Алексеем ещё 17 июля 18 года расстреляли в Екатеринбурге. Расстреляли по приказу Совета народных комиссаров. Расстреляли те ваши всадники с простыми лицами!
НЕКТО. Да чего он стоил, ваш царь!  Я бы не сказал о нём ни одного доброго слова.
АВТОР. Не сомневаюсь. Но женщины, но больной мальчик? Их-то за что?
НЕКТО, А пусть в цари не лезут!
МАРИНА. Я подумала.
НЕКТО. О чём вы подумали?
МАРИНА. О Боге. Его нет.
НЕКТО. Упрощаете! Но всё равно – пишите! Пришло время! «Кровных коней запрягайте в дровни…»
ТРЕТЬЯ МАРИНА, МАРИНА, НЕКТО (И уже непонятно  кто кому диктует)
                «Кровных коней запрягайте в дровни!
                Графские вина пейте из луж!
  13.                Единодержцы штыков и душ!
                Распродавайте – на вес – часовни,
                Монастыри – с молотка – на слом.

                Рвитесь на лошади в Божий дом!
                Перепивайтесь кровавым пойлом!
                Стойла – в соборы!
                Соборы – в стойла!
                В чёртову дюжину – календарь!

ТРЕТЬЯ МАРИНА.  Нас под рогожу за слово : царь!
МАРИНА.                Нас под рогожу за слово : царь?
НЕКТО.                Вас! Под рогожу! За слово! Царь!»

МАРИНА ( в пространство). Ну что же ты? Ну? Хоть молнию какую-нибудь пошли, что ли?.. Притаился…
АВТОР. Марина, потише!.. А за такие стихи вам и сейчас бы не поздоровилось. Как же вы решились пойти против «комиссаров в пыльных шлемах»?
НЕКТО. «За» комиссаров, «против» комиссаров… Да она никогда в этом не разбиралась. Помните ? -                «Белым был – красным стал.
                Кровь обагрила.
                Красным был  - белым стал.
                Смерть побелила…»
МАРИНА. Так это ж только смерть может.

                Звучат колокола. Вокализ.

ТРЕТЬЯ МАРИНА.               
       «   Белая гвардия , путь твой высок:
           Чёрному дулу – грудь и висок.               
           Божье да белое твоё дело:
           Белое тело твоё в песок.
           Не лебедей это белых стая:
           Белогвардейская рать святая
           Белым видением тает, тает…
- Где лебеди? – А лебеди ушли.
- А вороны?  -  А вороны -  остались…
Бури – вьюги, вихри – ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне – белы – лебеди!
Знамя, шитое  крестами, в саван выцвело.
А и будет ваша память – белы-рыцари.
И никто из вас , сынки, -  не воротится,
А ведёт ваши полки – Богородица!»

14.              ТРЕТЬЯ МАРИНА   исчезает.

НЕКТО.  Но ваш – то «бел-лебедь»  благополучно спасся, удрал за границу.
МАРИНА. Он не мог иначе!  Его могли бы здесь расстрелять! Да и нас  вместе с ним.
НЕКТО. Но почему же он потом не искал вас, не справлялся? А спокойненько сидел себе в Праге, готовясь стать студентом университета. Или уже стал им?
МАРИНА. Он написал мне.  После моего письма ему через Эренбурга…
НЕКТО. Это вы его разыскали! Не прошло и полгода, как он ответил вам, что обезумел от радости и живёт верой  в вашу встречу. Неизвестно, чем он жил до этого? И вы сразу же помчались к нему за границу, бросив сразу всё… Ради кого?
МАРИНА. Вам этого не понять!  «Серёжа! Если вы живы, я спасена. Мне страшно Вам писать. Я так давно живу в тупом , задеревенелом ужасе, не смея надеяться, что живы – и лбом, руками, грудью отталкиваю то, другое – не смею. Все мои мысли о Вас. Не знаю судьбы и бога, не знаю, что им нужно от меня, что задумали...  Если  Богу нужно от меня покорности – есть, смирения – есть – перед всем и каждым!- Но отнимая Вас у меня – он бы отнял жизнь!»
НЕКТО. Ну и что, овечка? Угодила своему Богу? А ведь я  вас когда-то предупреждал:  - вы не сможете быть человеком толпы, овечкой божьей, рабой… Талантливые личности, способные противостоять  толпе, нужны мне… Вы – моя!
МАРИНА. Нет!
АВТОР. Марина, кто это?
МАРИНА. А это – Арлекин.  «Арлекин! – так я вас окликаю. Первый Арлекин за жизнь, в которой не счесть Пьеро! В первый раз люблю счастливого, в первый раз ищу счастья , а не потери, хочу взять, а не дать, быть, а не пропасть!..»
НЕКТО (Автору). Это она о Константине Родзевиче. (Марине). Вы его выдумали, как выдумывали всех!
МАРИНА. Нет! «Я попала под Вашу книгу , как под ливень. Ливень, всё небо на голову, отвесом. Ливень прямо, ливень вкось, -  насквозь, сквозняк, спор световых лучей  и дождевых, - ты не причём: раз уж попал – расти!»
НЕКТО. А это уже Борису Леонидовичу Пастернаку. Только что ж ваш с ним роман так и остался в письмах? Почему вы не встретились, например, в Берлине? Чего испугались? Уж не разочарования ли?
МАРИНА. Нет! «Чего я хочу от тебя, Райнер? Всего. Ничего. Чтобы ты разрешил мне каждый миг моей жизни подымать на тебя взгляд – как на гору, которая меня охраняет. Райнер, я хочу к тебе, ради себя, той новой, которая может возникнуть лишь с тобой, в тебе… Скажи : да, чтоб с этого дня была и у меня радость – я могла бы куда-то всматриваться…


15.
НЕКТО. Райнер Мария Рильке! Этот «далёкий из далёких, высокий из высоких» сказал своё многократное «да». Но он не знал ни одного из Ваших стихотворений, что он мог знать о Вас? Да тут и умер , кстати…
МАРИНА. Серёжа! Сергей, да-да, Сергей был для меня той спасительной гаванью,  где я могла укрыться от штормов… Ведь только при нём я могу жить так, как живу – совершенно свободная… Может быть, только его я за всю мою жизнь правильно поняла, а понимая, любила…
НЕКТО (обрывает). А это вы слышали? «Марина как громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая – всё обращается в пламя. Дрова похуже скоро сгорают. Получше – дольше. Нечего и говорить, что я на растопку не гожусь уж давно. Несколько дней до моего приезда за ней в Берлин печь была растоплена не мной.»
МАРИНА. Это Серёжа писал?
НЕКТО. Именно. Вы никого из них не любили. Вы любили меня!
МАРИНА (слабо). О боже…

                Музыка  Бизе  - «Кармен. Хабанера»
                Явление ЧЕТВЁРТОЙ МАРИНЫ.               

ЧЕТВЁРТАЯ МАРИНА.
                «Здравствуй! Не стрела, не камень:
                Я! – Живейшая из жён:
                Жизнь.  Обеими руками
                В твой невыспавшийся сон.

                Дай! (На языке двуостром:
                На! – Двуострота змеи!)
                Всю меня в простоволосой
                Радости моей прими!

                Льни!  - Сегодня день на шхуне,
                - Льни! – на лыжах! – Льни –льняной!
                Я сегодня в новой шкуре:
                Вызолоченной , седьмой!

                -Мой ! – и о каких наградах
                Рай – когда в руках, у рта –
                Жизнь: распахнутая радость
                Поздороваться с утра!»

                «Я сейчас лежу ничком
                -Взбешенная -  на постели.
-
    16.                Если бы вы захотели
                Быть моим учеником,

                Я бы встала в тот же миг
                - Слышите, мой ученик? –

                В золоте и серебре
                Саламандра и Ундина.
                Мы бы сели на ковре
                У горящего камина.

                Ночь, огонь и лунный лик…
                - Слышите, мой ученик?-
               
                И безудержно – мой конь
                Любит бешеную скачку!-
                Я метала бы в огонь
                Прошлое – за пачкой пачку :

                Старых роз и старых книг.
                - Слышите, мой ученик?-

                А когда бы улеглась
                Эта пепельная груда,-
                Господи, какое чудо
                Я бы сделала из вас!..»
« Дней сползающие слизни,
  …Строк подённая швея…
Что до собственной мне жизни?
Не моя, раз не твоя.
И до бед мне мало дела
Собственных…-Еда? Спаньё?
Что до смертного мне тела?
Не моё, раз не твоё.»
                «Пригвождена к позорному столбу
                Славянской совести старинной,
                С змеёю в сердце и с клеймом во лбу,
                Я утверждаю, что – невинна.

                Я утверждаю, что во мне покой
                Причастницы перед причастьем.
                Что не моя вина, что я с рукой
                По площадям стою – за счастьем.
                Пересмотрите всё моё добро,
                Скажите – или я ослепла?
   17.                Где золото моё? Где серебро?
                В моей руке – лишь горстка пепла!
                И это всё, что лестью и мольбой
                Я выпросила у счастливых.
                И это всё, что я возьму с собой
                В край целований молчаливых.»

                Музыка и ЧЕТВЁРТАЯ МАРИНА покидает  сцену.

НЕКТО ( вослед). Какой простор для моралиста! Какая лихорадка сердечных бурь! Какой раскалённый и разряжённый воздух чувств! Но дышать им нельзя. Простому смертному. Только раз хлебнуть. У людей от вас делалась горная болезнь.
МАРИНА. А у вас?
НЕКТО. Меня бог миловал!
МАРИНА. Ой ли!
               «Тридцатая годовщина
                Союза. Верней любви.
                Я знаю твои морщины,
                Как знаешь и ты мои!
                Мельчайшую из зазубрин.
                Зубами – коль стих не шёл!
                Да, был человек возлюблен!
                И сей человек был – СТОЛ!»
НЕКТО. Ну вот, наконец-то! Господин Автор , это важный момент, прошу зафиксировать! Я отойду пока в сторону. Не буду отнимать у вас этого удовольствия, Марина Ивановна! Общайтесь! Я вот тут у вашего «единственного» присяду. А то очень уж он стар стал и нуждается в поддержке!..
АВТОР. Молодой человек!.. То есть, как вас там?.. Лютик, что ли? Не кажется ли вам, что вы чересчур…
НЕКТО. Тише, не нужно ей сейчас мешать.

МАРИНА. "Всё повторяю первый стих
         И всё переправляю слово:
         - "Я стол накрыл на шестерых"...
         Ты одного забыл - седьмого.

         Невесело вам вшестером,
         На лицах - дождевые струи...
         Как мог ты за таким столом
         Седьмого позабыть - седьмую...
НЕКТО (Автору, тихо). Ну как вам это нравится? По-моему, звучит неплохо.

МАРИНА. Невесело твоим гостям,
         Бездействует графин хрустальный.
         Печально - им, печален - сам,
         Непозванная  - всех печальней.

         Невесело и несветло.
         Ах! не едите и не пьёте.
         - "Как мог ты позабыть число?
         Как мог ты ошибиться в счёте?

         Как мог, как смел ты не понять,
         Что шестеро (два брата, третий -
         Ты сам - с женой, отец и мать)
         Есть семеро - раз я на свете!

         Ты стол накрыл на четверых.
         Но шестерыми мир не вымер.
         Чем пугалом среди живых -
         Быть призраком хочу - с твоими ,

         (Своими)...
                Робкая как вор,
         О - ни души не задевая!-
         За непоставленный прибор
         Сажусь незваная, седьмая.

         Раз! - опрокинула стакан!
         И всё, что жаждало пролиться, -
         Вся соль из глаз, вся кровь из ран -
         Со скатерти - на половицы.

         И - гроба  нет! Разлуки  - нет!
         Стол расколдован, дом разбужен.
         Как смерть - на свадебный обед ,
         Я - жизнь, пришедшая на ужин.

         ... Никто: не брат, не сын, не муж,
         Не друг - и всё же укоряю:
         Ты, стол накрывший на шесть - душ,
         Меня не посадивший - с краю."
   

            
АВТОР. Да...  Она была бездомна, бесприютна... И в эмиграции, и везде...Какой нормальный человек это выдержит?!
НЕКТО. Но Марина не была нормальным человеком. Вспомните её теорию –

                «Хорошо , что никого,
                Хорошо, что ничего,
                Так черно и так мертво,
                Что чернее быть не может
   18.                И мертвее не бывать.
                И никто нам не поможет,
                И не надо помогать.»

НЕКТО и МАРИНА  вновь танцуют (это опять Вертинский «Жёлтый ангел»)               
                и кажется, что им всё нипочём…
МАРИНА (ерничая, в танце)
«Тоска по родине - давно разоблачённая морока .......               
                .....    Но если у дороги куст
                Встаёт, особенно ..."
НЕКТО (назвая за Марину последнее слово). Далась Вам эта рябина!
АВТОР. Но ведь Марина Ивановна вернулась на родину, зная заранее, что ничего хорошего из этого не выйдет!
НЕКТО. Умирать вернулась.
АВТОР. Она так же , как и многие тогда ,стояла в длинных тюремных очередях…
НЕКТО. А что ей ещё оставалось?
АВТОР. Писала прошения на имя Берии, чтобы освободили мужа и дочь, отправила телеграмму Сталину… Но она была буквально выброшена в Москве на улицу и в эвакуации была как прокажённая. Писательская организация была в Чистополе, а её загнали в забытую Богом Елабугу…
МАРИНА. Вы сказали – Елабуга? Да, я пока живу в Елабуге. В добротной деревенской избе, за занавеской в хозяйскую горницу, правда… Но хозяева – хорошие люди. Это ненадолго. Я жду решения Совета Литфонда о прописке в Чистополе и принятии меня на работу.
НЕКТО. Судомойкой в их столовую!..Знаменательно, Марина, что одна из ваших пьес так и начиналась:
«ПЕРВАЯ СУДОМОЙКА. Ох-ох-ох-ох!  В который раз!
                Чуть перемоешь – снова грязь!
                Беда родиться судомойкой!»
МАРИНА. А что?! Мыть посуду – это я ещё могу.
НЕКТО. А пока вы и этого не получили… «Что касается вашей просьбы («вашей» - с маленькой буквы)… вашей просьбы о месте судомойки в    будущей писательской столовой, то заявлений очень много, а место одно…»  О, конечно, конечно, всякий труд почётен! И дай вам… бог!
АВТОР. Но неужели никому не  будет стыдно: я, скажем , сижу за столом, хлебаю затируху , жую морковные котлеты, а после меня тарелки, ложки, вилки моет не кто-нибудь, а Марина Цветаева? Кстати, почему бы Ахматову не определить в поломойки, а Александра Блока, если бы он был жив, в истопники при столовой? Вот уж была бы истинно писательская столовая!
МАРИНА. Лютик, так Вы говорите – сегодня последний день? Зачем вы это сделали?
НЕКТО. Ведь это был самый счастливый день в Вашей, да и в моей жизни.
Сегодня Вы впервые сказали мне «люблю».
МАРИНА. А разве я сказала?
НЕКТО. Скажете. Сейчас. «Поэма Конца».
19.
МАРИНА. Уже?
НЕКТО. Уже.
МАРИНА «Поэма Конца»!-
                «Движение губ ловлю
                И знаю, не скажет первый.
                Не любите?
НЕКТО.     Нет, люблю.
МАРИНА. Не любите!
НЕКТО.     Но истерзан,
                Но выпит, но изведён.
МАРИНА.  Орлом  озирая местность!
                Помилуйте, это – дом?
НЕКТО.      Дом – в сердце моём.
МАРИНА.   Словесность!
                Любовь  - это плоть и кровь,
                Цвет , собственной кровью полит.
                Вы думаете, любовь –
                Беседовать через столик?
                Часочек – и по домам.
                Как те господа и дамы?
                Любовь – это значит…
НЕКТО.       Храм?
                Дитя, замените – шрамом 
                На шраме. Под взглядом слуг
                И бражников.
МАРИНА.   (Я – без звука!)
                Любовь – это значит лук,
                Натянутый лук. Разлука!
НЕКТО.       Любовь – это значит «связь»!
                Всё врозь у нас , рты и жизни…
МАРИНА.   Просила ж тебя – не сглазь
                В тот час, сокровенный, ближний,
                В тот час на верху горы и страсти…
НЕКТО.        Momento – паром!
МАРИНА.    Любовь – это все дары в костёр
                И всегда задаром!
                (Рта раковинная щель
                Бледна. Не усмешка – опись!)
НЕКТО.         И прежде всего одна
                Постель.
МАРИНА.     Вы хотели  «пропасть»
                Сказать?
                Барабанный бой перстов.

20.
НЕКТО.         Не горами двигать!
МАРИНА.     Любовь – это значит – «мой».
                Я вас понимаю. Вывод?
                Перстов барабанный бой растёт –
                Эшафот и площадь!
НЕКТО.          Уедем!
МАРИНА.      А я – умрём – надеялась.
НЕКТО.          Это проще.
МАРИНА.       Достаточно дешевизн
                Рифм, рельс, номеров, вокзалов.
НЕКТО.           Любовь – это значит  ЖИЗНЬ.
МАРИНА.       Нет, иначе называлось у древних!..
                Итак, лоскут
                Платка в кулаке , как рыба.
НЕКТО.           Так едемте?
МАРИНА.        Ваш маршрут? – Яд,
                Рельсы, свинец? – на выбор.
                Смерть !  И никаких устройств.
НЕКТО.            Жизнь.
МАРИНА.        Как полководец римский
                Орлом озирая войск
                Остаток…
                Тогда  простимся.»

     Музыка.  Вновь появляются все четыре Марины. Появляются и уходят в            
                проёмы зеркал. За ними идут МАРИНА и НЕКТО…               

АВТОР (пытаясь остановить ) Марина! Не ходите с ним! Это же…

                (  Но МАРИНА ничего не слышит, кроме слов НЕКТО)

НЕКТО. Помните, я сказал  Вам : « А когда-нибудь мы с тобой  поженимся, чёрт возьми!»? Что вы мне ответите?
МАРИНА (упрямо). Я подумаю. (И сразу же). Я согласна!

                Весело кружатся черные листья.
                Или это чёрные листки…      

АВТОР.  Неужели всё так и было?
НЕКТО (набрасывая на зеркало чёрный плащ). А вы как думаете?..


                Конец.