Глава 7. Каджурахо

Наталья Ческидова
  До Каджурахо ехать на автомобиле часа три. С обеих сторон была совсем другая Индия: постоянно встречались деревни, вдоль дороги тянулись  деревянные прилавки, на которых продавались  разные овощи и фрукты, предметы быта, стояли какие-то сараюхи, которые оказывались автомастерскими,  колонки с водой, под которыми мылись дети. Рядом с нашим автомобилем ехали попутчики на велосипедах и даже мотоциклах. Видимо, народ здесь живет богаче.
  Пару раз дорогу перекрывали шлагбаумы. Они были сделаны из обыкновенных деревянных палок, покрашенных в полоску. Поднимающийся конец был обмотан цепью с замком, а рядом стояли пару индусов, одетых кто в чем. Когда мы подъезжали к такому "посту ГАИ", наш микроавтобус останавливался, и водитель шел к ним с документами, после их проверки индусы поднимали шлагбаум и пропускали нас. Мне все время казалось, что если бы наш водитель не остановился и поехал бы дальше, то этот шлагбаум просто разлетелся бы  в щепки.  Но правило на то и  есть правило , что ему нужно подчиняться, хотя со стороны все выглядело смешным и напоминало какую-то детскую игру.
  Наконец мы прибыли в Каджурахо. Это небольшой городок находится  в том же штате Мадхья Прадеш, а его население всего 3 тысячи. Так как храмы с эротическими скульптурами под открытым небом вызывают огромный интерес, то в этом городишке есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели. Мы столкнулись с тем, что вся жизнь местного населения связана с этими храмами. Молодые люди предлагают сувениры, значки , книги на всех языках, в том числе и на русском, при этом они сами прекрасно говорят на английском, немецком, французском, итальянском и даже на русском языках почти без акцента.
  Сам город значительно чище и современней, чем предыдущие, видимо, отчисления от туризма довольно-таки значительные, это видно по ухоженным газонам, отремонтированным домам  и приличному транспорту.
  Вначале мы поселились в небольшой двухэтажной гостинице. Она называлась "Кларк", конечно, ей было далеко до гостиницы в Джайпуре с ее великолепием и богатством. Зато при ней был очень хороший парк с плетеными  качелями, симпатичными шезлонгами, маленькими водоемчиками, в которых цвели розовые лотосы и большим плавательным бассейном. Всем этим мы насладились утром. В холле в фонтанчиках плавали цветки шафрана и горели ароматические свечи,  а на подиуме сидели музыканты с дудочкой и барабаном и создавали своей мелодией восточный колорит. А рядом с ними сидел седой старик- астролог, который по руке предсказывал будущее. Мы хотели подойти к нему, но почему-то побоялись, а вдруг он предскажет нам что-то неприятное, как-то страшновато испортить себе настроение во время путешествия. Еще в холле можно было разрисовать руки хной, мастер создавал необыкновенные узоры, опоясывающие каждый пальчик и поднимающиеся выше запястья. Тем более, что эта тату держалась две-три  недели.
  Храмы находились в центре города, в хорошо ухоженном месте, с пропускной системой и охраной. Купив билет на видеосъемку, можно  снимать и на фото, и на видео.
  Когда я читала об этих храмах, мне казалось, что они находятся в глухих джунглях, а добраться до них можно по тропинкам. Все совершенно по-другому.  Между ними проложены асфальтовые дорожки, по которым ходит вооруженная охрана, на газонах высажены красивые кустарниковые цветы и гигантские кактусы.   Храмы были построены в 9-10 веке. Сейчас осталось всего 22 храма, а когда-то было 85.
  Существует красивая легенда, которая повествует о том, как возникли храмы Каджурахо. Оказывается, прекрасную дочку брамина соблазнил бог Луны, когда она ночью купалась в реке. От этого союза смертной женщины и бога родился сын. Незамужнюю молодую женщину с ребенком общество отвергло, и она вынуждена была поселиться в джунглях Центральной Индии. Мальчик вырос и стал основателем великой династии Чандела, а Каджурахо стал столицей этой династии. При входе в комплекс стоит скульптура сказочного существа, похожего на дракона. Это и есть символ  династии Чандела.
 После смерти матери сын увидел ее во сне, она умоляла его построить храм, обнажающий человеческие страсти и показывающий их скоротечность.Так и были построены эти храмы.
   Вначале встречаются маленькие храмы, но на них нет эротических скульптур.
Все барельефы со скульптурами сосредоточеты на двух больших храмах, достигающих 47 метров в высоту.
  Многие скульптуры размером почти в человеческий рост, но есть совсем маленькие. В основном они изображают прекрасных женщин с округлыми грудями, тонкой талией и крутыми бедрами. Не знаю, соответствуют ли они стандартам 90-60-90, но выглядят очень женственно. Своими волоокими очами они смотрятся то в зеркальце, то расчесывают волосы, то играют с ребенком или на флейте, то танцуют и со всей страстью  занимаются любовью.
  Конечно, многие изображения выглядят довольно откровенными и показывают картины секса во всевозможных позах и положениях, напоминающих какие-то акробатические этюды. Кроме того есть изображения секса людей с животными ( мужчина с собакой,  с конем), лесбийской любви, группового секса.
  Как же так? Нам с нашей христианской моралью кажется, что в храмах такого не должно быть! И действительно, окружающие, глядя на эти изображения, реагируют по-разному. Рядом стоящие немцы стали "тыкать пальцами" в групповую сцену секса и при этом истерично и громогласно смеяться. Другие, особенно женщины в присутствие мужчин, стыдливо отворачивались. Наш гид вначале кое-что нам показал, а затем тоже сбежал, предоставив нам возможность самостоятельно изучать скульптуры. Зато многие индусы приходят сюда даже с детьми.
  У всех возникает вопрос: почему построили эти храмы? Ученые считают, что смешение религиозного и эротического  относится к учению Тантры, в которой отношение к сексу не как к чему-то запретному и постыдному, а как к молитве или медитации. Поэтому лица у скульптур не выражают страсти, они как бы отрешены от мирского.
  А внутри храмов сексуальных сцен нет, в одном из них есть образ Шивы, а в других вообще нет никакого бога. Получается, что в начале своей жизни человека волнует секс во всех его проявлениях. Когда же он проходит все стадии сексуальности, и секс больше не имеет для него значения, тогда человек приходит к богу.
  Но наш гид дал более прозаичное объяснение появлению этих эротических барельефов. В Индии 9 -10 века  сильно упала рождаемость, поэтому и были построены эти храмы с эротическими скульптурами, вроде бы как "руководство к действию".
  Некоторые христиански настроенные индусы считают, что эти скульптуры порочат их народ, поэтому надо снести эти храмы. Не дай бог это решение будет рассматриваться на правительственном уровне, тогда мир потеряет воссозданную в камне песню любви.
  То, что мы смотрели, называется  Восточной группов храмов, а в некотором отдалении от них стоит так называемая Западная группа . Их построили чуть позже, это заметно в их художественном оформлении : скульптуры стали более изящными, детали четко прорисованы, а сексуальных изображений совсем  нет, зато много скульптур богов Шивы, Вишну, богини Лакшми, все они стоят в обнимку или танцуют, или поют.
  После посещения храмов нас привезли в так называемый культурный комплекс, чтобы посмотреть танцы разных областей Индии. До начала представления можно было походить по художественному салону, где продаются изделия из золота, серебра, маленькие эротические скульптурки,такие как в храмах, выполненные как из гипса, так и из различных полудрагоценных камней. Мне очень понравились резные изделия из дерева. И это были не только скульптуры разных богов, но и столы, зеркала, двери и ажурные  внутренние лестницы на другой этаж.
  А во дворе музея стояли многие  копии сексуальных скульптур из гипса, у которых все дурашливо фотографировались, то обняв их за талию, то прижавшись к груди.
  Танцевальный вечер длился около двух с половиной часов. На фоне нарисованных декораций, изображавших разные области Индии, артисты в хороших костюмах показывали, как танцуют и на юге Индии, и на Севере, были представлены  ритуальные танцы, сопровождающие сбор урожая, охоту.
  Ведущая солистка как статуэтка застывала с поднятой и изогнутой ногой, при этом  глазами она выделывала нечто такое, что и описать трудно. Кстати, все танцовщицы небольшого роста и полноватенькие.
  Но больше всего мне понравился ведущий солист, который своей фигурой скорее напоминал женщину, а не мужчину. Вначале он танцевал на тазиках, при этом на голове у него было несколько кувшинов, стоящих один на другом, а потом взял скамеечку, в которую были забиты длинные гвозди острием вверх, и стал  с улыбкой на лице ритмично приплясывать на этих гвоздях. Я специально на видоискателе  приблизила изображение, действительно, это были самые настоящие большие гвозди. Видимо, он достиг такого мастерства продолжительными тренировками.
Всем очень понравился этот танцевальный вечер.