Феноменология совращения

Николай Карпицкий
В фильме Франсуа Озона по пьесе Райнера Вернера Фасбиндера «Капли на горячих камнях» очень правдоподобно обыграна технология совращения, которую применяет герой пьесы – Леопольд.

Леопольд, опытный мужчина пятидесяти лет, приводит в гости молодого юношу Франца, и совращает его. Франц гетеросексуал, у него есть невеста Анна. Тем не менее, он влюбляется в Леопольда и остается у него жить. Леопольд же получает удовольствие только от новизны, и по мере привыкания к Францу становится раздражителен и невыносимо придирчив. Франц же превращается в домохозяйку, готовую выполнить любе распоряжение. Через полгода Анна находит Франца. Она застает его страдающим в момент, когда Леопольд уехал в очередную командировку. Ей с трудом удается пробудить у Франца угасшую страсть к ней, и она уговаривает его бросить Леопольда. В момент, когда они собирают вещи, приезжает Леопольд. Дело осложняется тем, что появляется бывшая женщина Леопольда, которую тот в свое время бросил. Леопольд без тени смущения соблазняет невесту Франца и отправляется в спальню с ней и со своей старой подругой.

1. Совращение Франца
Леопольд полностью сосредоточен на Франце, оставаясь предельно корректным и не допуская никаких неприличных поползновений. Ему интересно во Франце буквально все. Франц чувствует себя неуютно от такого внимания и не знает, как правильно себя вести. Леопольда он воспринимает нейтрально и слегка отчужденно, сама же ситуация его тревожит. Леопольд, плавно переведя тему разговора на юношеские сексуальные фантазии Франца, смущает его окончательно, а затем неожиданно признается в своем сексуальном интересе к нему. При этом он корректно продолжает сохранять дистанцию. Перед юношей возникает выбор: либо неопределенность ситуации, в которой он не знает как себя вести, либо встать на позицию абсолютно уверенного в себе человека (т.е. Леопольда), благодаря чему вернуть себе чувство уверенности и определенности. Франц отвечает: «Почему бы и нет?» Если бы юноша не был смущен, никакого совращения не состоялось бы. С момента своего согласия на первый поцелуй Франц оказывается в новой реальности, центром которой является Леопольд. Вернуться в исходное состояние он уже не может, так как совершенно перестал ориентироваться в собственном мире. Выстроенная Леопольдом реальность становится для него единственно возможной, и покинуть ее ему труднее, чем умереть. А поскольку Леопольд является онтологической основой новой реальности, именно он и начинает восприниматься как высший объект любви. Самодурство Леопольда лишь подтверждает, что вся реальность вращается только вокруг него, и это лишь сильнее привязывает Франца.

2. Совращение Анны
Анна полгода искала Франца. Наконец, с большим трудом ей удается убедить его вернуться к ней. Она видит, как Франц колеблется, и потому чувствует себя с ним неуверенно. Когда на пороге появляется Леопольд, она пытается скрыть свою неуверенность агрессивным подчеркиванием своего намерения уйти. Леопольд абсолютно спокоен и самоуверен. Он легко выключает из ситуации Франца, отправляя того приготовить ему кофе. Франц, хотя и решил разорвать с Леопольдом, не в силах противиться навязанной ему роли в реальности Леопольда. Когда девушка остается одна со своей неуверенностью, Леопольд полностью сосредотачивает на ней свое внимание. Благодаря этому вниманию Анна вновь начинает чувствовать себя значимой, к ней возвращается ощущение жизни, которое было утрачено, когда ее бросили. Когда Франц предлагает ей уйти, девушка хочет остаться еще немного, желая продлить это ощущение. Ей очень страшно вновь вернуться к привычному состоянию неопределенности. Леопольд сам по себе еще не интересует ее, но ее затягивает выстраиваемая им реальность, в которой она чувствует уверенность, определенность и собственную значимость. Когда же Леопольд переключает внимание на свою старую подругу, Анна понимает, что за сохранение себя в реальности Леопольда нужно бороться. Ради этого она уже готова сделать все что угодно, и Леопольд быстро показывает свою власть, заставляя выполнять мелкие поручения.

3. Выводы
Леопольд совращает не собственной персоной, а выстраиваемой реальностью, поэтому его личные качества значения не имеют. Он использует смущение жертвы, а потом предлагает ей войти в реальность, в которой та вновь обретет уверенность и определенность. Обратно вернуться в неопределенное состояние жертва уже не решится. Капризы Леопольда, его откровенное издевательство над жертвой лишь подчеркивают, что именно он является онтологической основой реальности, что заставляет жертву лишь сильнее его любить. Однако эта реальность иллюзорна, так как создана только в восприятии жертвы, а сам Леопольд стремиться лишь к новизне и быстро устает от партнеров.

4. Массовое совращение
Можно провести параллели между моделью совращения из пьесы Р.В. Фасбиндера и моделью совращения населения России, согласившегося на авторитарный режим. Привожу выявленные соответствия по пунктам.
а) Использование смущения жертвы – проведение терактов осенью 1999 г. Население в растерянности.
б) Излучение чувства уверенности – наглая пропагандистская кампания.
в) Выстраивание новой реальности – захват СМИ.
г) Онтологическая основа новой реальности – гарант стабильности, пообещавший «замочить в сортире» всех врагов. Личные качества гаранта: безликость, антиэстетичность и неинтеллектуальность, значения не имеют.
д) Подтверждение онтологической основы реальности – самодурство, шпионские процессы, монетизация льгот, ограничение ряда гражданских прав.
е) Безотчетная любовь. - В массовом проявлении сексуальные формы любви невозможны. Однако вытесненная сексуальность легко переходит в агрессию. Поэтому аналогом сексуальной связи Франца и Леопольда может служить в данном случае ксенофобия по отношению к американцам, полякам, грузинам, католикам, украинцам, мусульманам, китайцам, прибалтам и т.д. и т.п.
ж) Страх перед неопределенностью, не позволяющий вернуться в подлинную реальность. – Гиперболизация сложностей жизни в 90-х гг. в виде образов безвластия и анархии, которые могут вернуться в случае потери гаранта стабильности.

Томск, 2007