4. Отрывки из моей жизни

Тамара Брославская-Погорелова
Я среди девчонок с нашей улицы (слева Валя Дурнева, справа Валя Носова)

ЧТО ТАКОЕ - СЧАСТЬЕ
Наверно, каждый из нас бывал на берегу, у воды в лунную ночь. Сидишь себе, и глаза не отрываются от тропинки, протянутой к тебе небесным светилом. Кажется, что ещё немного, и ты сможешь встать на неё, эту лунную дорожку, и она поведёт тебя в неведомые дали, а кругом, в полутьме, переливается, бликует лунным светом водная гладь, загадочно и таинственно.  В такие минуты  волной накатывают воспоминания, одно за другим, и ты устремляешься в своё прошлое, вспоминая, почему-то лишь счастливые моменты.

Счастье! Что же это за состояние такое или  чувство, которое приходит незаметно, вдруг, накрывая тебя всего своим чудесным покрывалом, и также незаметно может покинуть, сменившись другими, разными, противоположными счастью чувствами: разочарованием, беспокойством или страданием.

Критериев для определения счастья множество, но в любом случае,  счастье – это особое состояние души, пребывание в любви. Для каждого из нас понятие «счастье» уникально, ибо мы сами определяем параметры, признаки и ощущения, по которым можем причислить себя к счастливому или несчастливому человеку.

Немало встречалось в жизни крылатых фраз о Счастье. Некоторые слова вызывали улыбку. Если для одних счастье – это его семья, здоровые дети, достаток, успех, любимая работа, мир и покой; для других – быть с любимым человеком; то для третьих – счастье заключается всего лишь, иметь любимую  кошку или собаку. Значит счастье, это когда есть то, что тебе по душе,  и больше ничего не надо.

Материнское счастье заключается в счастье детей. Дети сразу и непринужденно проникаются счастьем, потому что они сами по природе своей – радость и счастье.  Но в сравнении с теми, чьи дети, например, не стали успешными, а приносят лишь боль и разочарование,  одинокие люди могут ощущать себя гораздо счастливее людей семейных, хотя счастье в одиночестве – не полное.

Для пенсионеров счастье – это свобода. Хорошо, если она подкреплена достаточной пенсией, на которую можно покупать  маленькие подарки родным и близким, совершать небольшие поездки, баловать себя чем-то, в тоже время быть более-менее здоровым.
Иногда смерть оказывается счастьем для умирающего человека, как это не покажется чудовищным, на первый взгляд.

Счастье – это не только когда есть, кого любить,  есть на что надеяться; это не жизнь без забот и печалей,  это состояние, в котором ты можешь помочь другому и самому получать помощь, быть любимым, найти своё место в жизни.

Единственный источник счастья, как, впрочем, и несчастья – находится внутри себя, когда простое любование окружающей природой, лунной дорожкой приводит тебя в величайшее умиротворение, и ты бесконечно благодарен  Матери Природе за то, что живёшь на белом свете. Оглянись в прошлое, сколько было трудностей, огорчений, потерь, разочарований, но сколько же раз она, эта твоя жизнь одаривала тебя счастливыми моментами, и если счастье увеличивается от того, что им делишься с другими, сейчас как раз такой случай.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПАРОВОЗЕ
Все мои душевные переживания отражены в моих стихах и этой прозой я хочу лишь чуть открыть тайны создания того или иного стихотворения, а потому продолжу с того периода, когда начали рождаться стихи, хотя хронология их будет существенно нарушена, но не это главное.

Поведаю здесь о себе, любимой, а я себя люблю, несомненно. Нет не той любовью самолюбования, а просто люблю, за то, что есть на свете, за то, что не пропала, выплывая по жизни из различных ситуаций. Что сумела перешагнуть и выбраться из множества таких моментов, когда накатывала депрессия, одурманивала, как опиум, и я попросту не замечала, что живу не правильно, смирилась и опустила голову, не сопротивляюсь. Вероятно, в те минуты мне неслышно помогали Ангелы. А кто же еще? Это они устраивали мне встречи с людьми, беседы с которыми направляли мои мысли в то русло, в котором  я начинала улавливать более позитивные нотки, смотреть на жизнь уже другими глазами, могла душою ощутить протянутую руку и  ответить на устремленную ко мне помощь.

На ум приходит одна притча: стал человек тонуть, а уж так он уверился в Боге, который непременно ему поможет, что увидев руку, протянутую к нему, он не воспользовался этим, а ответил,  меня Боженька спасет. Проплывал мимо плот, он так же не обратил на него внимания, мысленно говоря, а мне Боженька поможет. Ему кинули веревку с лодки, но он и ею не воспользовался. Так и утонул. На том свете предстал пред Богом и укорил его, что же я, за всю мою праведную жизнь не заслужил перед тобой спасение, на что ему ответил Бог, я тебе и людей посылал, и веревку, и плот, но ты сам не воспользовался моей помощью.

Вот так-то! Иногда следует просто распахнуть душу и прислушаться, присмотреться, а помощь-то вот она!

Однажды, в годы строительства железнодорожной ветки между станциями Карасук и Камень-на-Оби, я с братом и сестрами поехала в село Калиновка, куда вышла замуж наша сестра Маша. В Калиновке в окрестных лесах было много земляники, и мы решили и сестру проведать и по ягоды сходить. Пассажирское движение еще не было открыто, мы поместились на вагонной площадке перед паровозом. Вечерело. Паровоз запыхтел, и  покатил нас куда-то в темноту. Искры из трубы развивались по ветру и устремлялись назад, падая почти на нас. На площадке не было одной доски в полу, как раз посередине, но было одно откидное сиденье, и мы сидели, кто на лавке, кто на полу, уцепившись друг за друга, боясь свалиться под колеса грузового вагона. Когда появилась станция, на которой нам следовало сойти, грузовой поезд и не собирался тут останавливаться, он лишь чуть замедлил свой ход. Брат Володя спрыгнул на землю, а мы так и покатили дальше в неизвестность. Кому было прыгать-то, я была еще мала, Галя с костылем, а Валентина просто не смогла покинуть нас.
Потом мы сошли там, где остановился грузовой состав.

Это была станция Зубково. На счастье там жила наша двоюродная сестра, которой мы свалились, как снег на голову. У нее была корова и мы, напившись молока, переночевали, а утром на каком-то попутном грузовике поехали в Калиновку. Проселочная дорога пролегала среди недавно вырубленного леса. Мы сидели на дне грузовика и так подлетали на каждом пне и кочке, что стоявший к нам спиной у кабины один из рабочих на очередном пне  подскочил вверх,  не удержался и свалился назад, усевшись прямиком Гале на плечи. Он вскочил, сконфуженно покраснев, а мы потом часто смеялись, вспоминая  и эту поездку, и этот паровоз, осыпавший нас искрами в наступающей ночи.

      ОДА ПАРОВОЗУ
Я думаю о жизни, о прошедшем,
Перебираю в памяти года,
Я вспоминаю тех, уже ушедших,
Которым не вернуться никогда,
И замечаю, вдруг, как часто все же,
Встречался в нашей жизни паровоз,
Как будто это он, дымя трубою,
Увозит наши годы под откос.
Нет, не с котомкой, сапоги под мышкой,
Мы уходили из родного дома.
Пусть ветхие платьишки и пальтишки,
Зато цивилизация знакома была нам всем.
На паровозе этом мы уезжали в дальние края,
Мы ехали учиться и работать,
Сначала старшие, затем уж я.
Пусть паровоз потом преобразился,
И стал с приставкой – тепло, все же вез,
Туда, обратно, вез неутомимо,
Печалей, радостей людских огромный воз.
Я помню, как мы ездили к сестре,
Нет, не в вагоне, просто на площадке,
Внизу досок нет, как на помеле,
И паровоз искрит, и все так шатко…
Сейчас вдали родимая сторонка,
Судьба у каждого своя и своя жизнь,
То, вдруг натянется струна, звенит так тонко,
То, загудит, как паровоз, тяну–у, держи-и-сь…
Как часто возвращались мы домой,
И все на том дружище паровозе,
Быть может завтра космос голубой,
И новый век вдруг принесут угрозу,
Быть может и его сметут с земли
Ракеты-пассажирокосмовозы.
Космическими транспортами мы
Воспользуемся, может быть, но все же,
Нам всем неизмеримо будет жаль
Старинного дружище паровоза…
Ах! Что уж я! Не та совсем печаль,
Стихи, стихи, а жизнь, простая проза.
Вот, собрались и счастливы вполне,
Что все живем мы на одной планете.
Пусть через много лет, вот так же, вновь
На космовозе к нам приедут дети,
А мы их будем ждать, своих родных,
Наследников своих и их потомков.
Про паровоз вам написала я,
Тамуля, Томочка, Тамара, просто Томчик.

В СИБИРЬ К РОДНЫМ
Чтобы ездить в далёкую Сибирь, нужны были деньги, а их всегда не хватало. Иногда совершенно не было, но если поездка была очень необходима, юбилей у кого-то из моих братьев и сестер, приходилось хоть занять, но поехать, ведь когда деньги появлялись, эта поездка была уже некстати. Вот так мы и жили, иногда в долг. Но, ведь удивительное дело, находились люди, которые могли одолжить эти несчастные деньги, а после нашего возвращения вдруг откуда-то сыпались доходы, то премии какие-то неожиданные, то ещё что и появлялась возможность погасить все долги, зато в памяти оставались милые сердцу длинные поездки всей семьёй, и это было самое ценное. Так родилось  это шутливое стихотворение:

                ***
Месяц, я тебя люблю, месяц, я тебя прошу:
Погляди в моё окошко, дай мне денежек немножко,
Съездить и сестру проведать, я о том веду беседу,
Если это в твоей власти, дай ты мне немного счастья.
Знаю, счастье не в деньгах, наше счастье быть здоровым,
Но без денег, на «бобах»…, я не буду многословной,
Согласись, не много рая – бедным быть, хотя отчасти,
Я согласна, спать спокойно, это тоже, в общем, счастье.
Так, с тобою рассуждая, я скажу тебе однако,
Ведь сестра мне не чужая, я тогда не буду плакать,
Мне поехать очень нужно, там  могилки все проведать,
Жили мы семьёю дружно, вместе радости и беды
Мы делили, голодали, жизнь любили, небо, поле,
На тебя всегда смотрели, как гуляешь ты на воле.
Ничего мы не просили, ничего не обещали,
Что мы знали, если хлеба вдоволь все не доедали.
Так позволь, коль в твоей власти, мне с родными повидаться,
Я, ты знаешь, живу скромно, ни к чему и обольщаться,
Просто есть одна примета, чем владеешь ты, что можешь…
Если сделаешь ты это, что сейчас всего дороже,
Я за то скажу спасибо, деньги в дело все потрачу.
Месяц, я тебя просила, и надеюсь на удачу.
                Декабрь 2002 года
 

Когда в инете на сайте Одноклассники я нахожу людей, которые учились рядом со мной, меня охватывает какая-то тихая грусть по прошедшему детству:

          ***
Как жаль, что я в родном краю
Уж никого не узнаю,
Какие все вы тёти, дяди,
И непохожие совсем,
На тех детей, что где-то рядом
Со мною в детстве были все…

НА ЛАЗУРНОМ БЕРЕГУ
Каждый раз я благодарю Бога и Ангелов-хранителей, потому что именно им я обязана своими поездками на отдых, к морю. Вот не ездила, не ездила, светлой завистью завидовала тем, у кого была такая возможность и благодарила судьбу за предоставленные поездки на Родину и вдруг, вы не поверите, шесть лет подряд мы семьей стали ездить отдыхать на море. Сначала поехали с группой от Алёшиной работы на три дня. Жили в каких-то фанерных домиках с удобствами на улице, питались какой-то едой, типа «Доширак» и были счастливы увидеть море. Потом Бог дал, мы стали  жить как-то побогаче, поселились уже в красивом пансионате и так всё лучше и лучше. Уже мы не ели всякую лабуду, а выбирали кафе получше и блюда нам приносили официанты.

Помню, одна поездка была самой интересной. Дело в том, что ещё в начале своей трудовой деятельности, когда я жила и работала в Красноярске, моей соседкой в квартире с подселением оказалась Полякова Евдокия Михайловна. Родом она, по-моему, из Ивано-Франковска, жила в Красноярске давно и часто хвалилась, как она ездила отдыхать. От неё я и услышала об одном удивительном месте Новый Афон,  который славился наличием большого количества святых мест, но кроме того, здесь находилась одна из крупнейших и красивейших в мире карстовых пещер. Пещера была благоустроена, и за небольшую плату можно было попасть внутрь, проехав в вагончиках некоторое расстояние под землей. Температура воздуха там была постоянной и составляла плюс 12 градусов по шкале Цельсия.

Всю свою жизнь я почему-то мечтала побывать в Новоафонской карстовой пещере. В своих поездках на море я всегда интересовалась экскурсиями в Новый Афон, но это было далеко и дорого. И вот, когда я уже решила, что мне достаточно тратить средства на поездки к морю, Наташа стала уговаривать нас с Алёшей поехать с нею и Егором в Абхазию. Отказывать детям мы не стали и поехали. Впечатления от этой поездки были самые разнообразные, но положительных эмоций было гораздо больше. Смущало то, что некоторые дома после локальных войн стояли без окон и покинутые хозяевами жилища навевали грустные размышления о мире и, вообще о жизни. Даже пансионат, в котором мы поселились, был отремонтирован лишь частично. Большие 12-13 этажные корпуса пустовали, и это тоже навевало какую-то тоску. Но море было чистейшим, а обслуживание великолепным. А самое интересное, что оттуда было совершенно недалеко и просто попасть в Новый Афон. Что мы и сделали. Впечатления незабываемые. Слава тебе, Господи, позволил мне побывать в столь интересных и замечательных местах.

Дело в том, что этот пансионат некогда принадлежал КГБ и располагался рядом с дачей И.В.Сталина, куда нас водили на экскурсию. Когда мы ездили на экскурсию к озеру Рица, там тоже нам показали, правда, издали другую дачу Сталина. И было как-то странно менять своё мнение о вожде, как о бессеребреннике. К чему ему что-то ещё иметь, если только  в одном месте мы увидели две роскошные дачи, а сколько мы ещё не видели…

Питание в пансионате было организовано по типу «шведского стола». Проходи, бери, что хочешь и сколько хочешь. Все казалось вкусным  и приятным, хотя к концу нашего пребывания начало надоедать. Всё когда-то приедается. Но в Книге отзывов мы с удовольствием написали свою благодарность абхазам за отличное обслуживание, конечно в стихотворной форме:

Абхазия – лазурный берег. Абхазия, то древний край.
«Мюссера» и «Лакоба», в общем, пансионат – гостей встречай.
Бокал вина иль сок морковный, арбузы вдоволь там и тут.
Администратор сам толково глядит, как все едят и пью.
Снуют тихонечко по залам волшебники-официанты,
Работы каждому хватает, ребятам, девушкам – горянкам.
Здесь каждый день по сорок блюд с утра до ночи выставляют,
Попробовали б шведы яств, но жаль, пока не приезжают.
Гость на экскурсию спешит, окрестность много тайн хранит.
В сердцах надолго остается, всё, что увидеть удаётся.
Пусть приезжают к вам туристы, сказать им всем была бы рада,
Хоть путь сюда совсем неблизкий, но для души здесь есть отрада.
Хочу я всем вам пожелать удачи, счастья, процветанья.
Падёт пусть Божья благодать на вас, и общее признанье!
                Июль 2006 года
Вечерами мы спускались к морю и долго любовались лунной дорожкой на воде, мысленно благодаря  Бога за подарок, побыть вместе на отдыхе. Лучшего счастья нельзя и пожелать.

В переводе с древнегреческого «счастье» - это судьба человека, которого оберегают Боги. Так пусть у всех Вас будет такое счастье, когда Бога чаще благодаришь, чем просишь.