Дедушкин аквариум

Владимирми Фадеев
               

      Виолетте всего четыре года. Она очень непоседливая, ходит всегда в припрыжку и даже отказывается  садиться в санки, когда дедушка Володя предлагает её покатать. Она любит свободу действий, не пропустит возможности погладить встретившуюся кошку или бросить  крошки стайке голубей. Для деловой прогулки она сущий тормоз. То начнет рассматривать следы на снегу, то пальцем пересчитывать шишки на сосне  у дороги.
      Но сегодня ее не узнать. Она сидит в санках да еще поторапливает деда Володю, который одной рукой тянет санки, а другой придерживает лом на плече.
     - Дедушка! А мы не медленно едем? Рыбки не помрут? – спросила Виолетта, держа на коленях маленький мешочек, как новогодний подарок.
     - Нет,  внучка, едем нормально. У меня уже вспотела лысина под шапкой…
Этому марафону предшествовала утренняя прогулка на речку Азовку. Она уже покрылась прочным льдом,  и  потому мальчишки устроили здесь каток. Подростки резвились на коньках,  малышня каталась на санках. А дедушка  бегал по льду впереди  санок, стараясь разогнать их быстрее. Потом делал крутой  вираж. Виолетта радостно визжала  и все просила дедушку не останавливаться.
      Так, наверное, продолжалось бы долго. То ли  дедушка устал, то ли перестарался, но на очередном вираже санки опрокинулись, и она со смехом  вывалилась на лед. Она барахталась на животе, меховые сапожки скользили по льду, и она не могла встать. А потом и совсем затихла. Дедушка не на шутку встревожился и поспешил к внучке. Но та продолжала лежать и, не отрываясь, внимательно смотрела сквозь лед.
     - Дедушка, дедушка! Кто это там на меня глядит? – с удивлением спросила она.
      У старого отлегло от души. Он рукавицей протер лед  и увидел стайку рыбешек, как бы пытавшихся  головой пробить лед.
     - Это, детка, рыба. Зимой она голодает и задыхается подо льдом без воздуха, - объяснил он.
     - Я их сейчас покормлю! -  она вскочила и вытащила из кармана своей шубки остатки печенья и начала крошить их. Рыбки оживились, но лед  мешал им. Виолетта  начала бить каблучками по льду, но он был твердый, как ступеньки в их подъезде.
    - Дедушка, быстрее пробей лед, а то они умрут,- заплакала внучка, продолжая  топать.
    - Такой толстый лед голыми руками не пробьешь,  тут нужен крепкий лом. Надо нам
вернуться домой за инструментом. 
      Поэтому сейчас они снова так спешили на речку. Найдя то место, дедушка ломом минут за десять пробил лунку, вычерпал  из нее все ледяные крошки.               
    - Ну, теперь корми своих рыбок,- сказал дедушка.
        Виолетта из маленького мешочка, который ей дала бабушка Алла, узнавшая о ситуации на речке, набирала в ладошку  крупу и сыпала ее в дедушкину прорубь. Рыбки жадно хватали и корм, и высовывали головы из воды, чтобы глотнуть воздуха. А она с радостью щедро все сыпала и сыпала им, пока угощение не кончилось. Дедушка и внучка еще долго любовались повеселевшими рыбками.
      - Ну, вот, Виолетта, теперь у нас свой большой аквариум на реке.
      - И пусть  никто не ловит нашу рыбку,- строго сказала внучка.   
        На следующий день они снова пошли на речку. Но так  как ночью выпал небольшой снег, дедушка взял с собой метлу.
      - А зачем нам метла?
      - Так ведь под снегом рыбкам темно, как в комнате без света. Вот мы и разгребем снег, сделаем им окно.
       Но когда они добрались до своего аквариума,  то уже нечего было делать. Несколько ребят вениками  размели снег вокруг лунки и бросали рыбкам подкормку. Аквариум стал общим. Довольной осталась и бабушка Алла, потому что, наконец, нашла применение своей гречневой крупе, в которой завелись долгоносики.