Бабушка - соседка

Валентин Акатов
Сергей стоял у подъезда дома, в котором  прожил все свое детство и юность, до того момента, пока после армии не женился и постепенно  не отдалился от него. Вначале они с женой жили в другом районе города.  Позже,  когда дети подросли, переехали  жить в другой город. Только изредка по выходным дням он имел возможность заехать к отцу и посетить свой старый двор.
Вот и сейчас посетив отца, он было уже сел в машину, чтобы возвращаться домой, когда  подошел его  брат и они стали вместе обсуждать насущные проблемы. Через несколько минут на крыльцо из подъезда вышла бабушка  ростом не более метр сорок и весом килограммов этак в сорок, сорок пять. В одной руке палочка, в другой сумка и целлофановый пакет.  Сергей с братом повернулись в ее сторону.
  - Здравствуйте, Васильевна, - громко поздоровался Сергей.
Бабушка подняла голову и сквозь толстые стекла очков  в широкой коричневой  оправе посмотрела вперед. Слегка прищурившись, спросила: - Серега, это ты?   
  - Да Васильевна, это я.
В этот момент брат, который стоял ближе к ступенькам, подошел и предложил свою помощь Васильевне в преодолении трех  бетонных ступенек, чтобы  она могла добраться до асфальтированной дорожки. Сергей в свою очередь, тоже подал бабушке руку, и они вдвоем помогли ей преодолеть эти трудные ступеньки. Беда была еще в том, что держаться бабушке было не за что. Самой очень трудно спускаться по ним. Раньше  хоть лавочка стояла в подъезде и, придерживаясь за нее, можно было спокойно спускаться вниз по ступенькам. Потом ее кто-то из соседей разобрал, так как по вечерам на ней постоянно собирались пьяная молодежь и наркоманы.
  - Васильевна, куда ж это вы собрались? Вам бы уже отдыхать больше, а Вы все                по-молодецки с палочкой, да с такими сумками?
 - Сереж, куда ж тут отдыхать. Хочется уже не отдыхать, а идти к твоей мамке. Ты же знаешь, сколько мне годков? Восемьдесят девять, - сама же и ответила Васильевна на свой вопрос. Вот только Он не спешит забирать меня  к себе.
 - Значить Вы еще нужны тут, - ответил ей Сергей, а сам задумался. Ее вопрос не оставил его равнодушным и заставил окунуться глубже тех бытовых проблем, которые он только что обсуждал.
 - Зачем я тут нужна, Сережа? – продолжала настаивать на своем вопросе бабушка. Чтобы жрать и извини меня,  справлять естественные надобности? Сыновья приходят только тогда, когда им нужны деньги. Оба не работают.  Одну невестку уже похоронила. Внуку теперь помогаю, чем могу.  Сама-то в последние два года сдала. Недавно поломала позвоночник, вот уже поднялась на ноги и хожу. Перед этим ногу сломала и тоже лежала долго. Кому нужно это? Ухаживать за мной некому. Только я вот по соседству все помогаю тем, кто младше меня. Пока силы еще были, бегала на пятый этаж и помогала лежачей Наде. Она уже правда в прошлом месяце ушла к твоей мамке. Вот тут и  Тимофеевне  по площадке помогаю, то кушать приготовлю, то за животными ее присмотрю. У ней тоже проблемы с ногой. Перелом  долго не срастался, потом осложнения какие –то. Ходить толком не может. 
 Вот так Сереж и живу.  Только зачем?
 - Так, а сейчас вы куда идете? - спросил ее Сергей. Ответа на ее вопрос он не знал. Но хотелось хоть как-то приободрить старушку и сказать ей добрые слова.
 - Сереж, иду в больницу, знакомую проведать, попала она с ударом. Вот несу ей тут вкусненького, а то у нее  уже никого из родных не осталось.
 - Вот видите, Васильевна, все-таки еще нужны вы на этой земле, чтобы помогать подружкам. Здоровья вам.
- Спасибо, Сережа, и тебе того же.
Бабушка, опираясь на свою палочку, тихо пошла по асфальтированной дороге.