Невыдуманные рассказы о собаках

Елена Красавина 2
               

      Цезарь Милано покорил мир любителей собак. Все в восторге от его советов. Следовать им так прагматично. Но неужели только у меня остается неприятный осадок в душе после просмотра его клипов?
    Сам Милано подчеркивает, что воспитывать приходится не столько  собак, сколько  их хозяев. Он хорошо отрабатывает затраты своих клиентов. Его действия эффективны, рекламаций нет.
    А отношения  хозяина и его питомца остаются за кадром. Справедливости ради надо сказать, что некоторые участники клипов не могут скрыть отрицательных эмоций, когда их любимцев укрощают у них на глазах.
    Карен Прайор, потомственный этолог, то есть, специалист по поведению животных, написала книгу, изданную в России под заголовком «Не рычите на собаку». В этой книге она, ничтоже сумняшеся, доказывает, что бихевиористские методики можно использовать для научения любых животных, начиная от цыпленка и кончая приматами, даже человеком. Главное – вовремя предъявить стимул к повторению желательного действия или для отказа от нежелательного.
    Наверное, логично допустить, что и способы обращения с собаками Цезаря Милана можно обобщить и на царя зверей, потому что это та же школа. Хотя бы для того, чтобы понять чувства подчиненного после дрессуры.
     Человечество в своем «золотом миллиарде»  достигло такой ступени развития, когда совместный семейный труд, позволявший воспитывать детей своими преемниками, становится исключением из общего правила. И, несмотря на развитие технологий, дети растут все более биологическими существами, чем в недавнее время. У них не вырабатывается нравственная мотивация поступков, которая характерна для истинно гуманитарного подхода.
     Методики дрессуры лучше всего реализуются на индивидуумах, не обеспокоенных моралью. Но кто же хочет, чтобы его детей дрессировали? Помочь может только общение с домашними животными. Невербальная связь партнеров развивает интуицию и способность проникать в намерения другого.
     Однако способы достижения цели, внедряемые Цезарем Милано, вряд ли можно отнести к развитию партнерства. Скорее это обучение манипулировать другим существом с позиции силы. Вам просто предлагают стать вожаком стаи, а собаку удалить в хвост иерархической последовательности, в которую попадают остальные члены семьи.
     Прежде всего, надо проанализировать причину, заставившую вас завести собаку. Но тут же необходимо задуматься и о том, что ваше покровительство несет самому животному, которое природой было создано как ваш современник и ваш географический сосед.
    В нашей стране так много бродячих псов, что вопрос встает весьма конкретно: чем вы замените свободу как высшую ценность, чтобы ваша опека компенсировала неизбежные потери одомашненного любимца. Суть вопроса не меняется, даже если вы приобрели клубную собаку. Она создана по тем же законам природы, что и ее бродячие сородичи.
    Любопытно отметить, что именно этот тезис об одинаковых принципиальных потребностях домашнего любимца и бродячего животного, использованный Чарльзом Дарвином в его статьях в позапрошлом веке, позволил создать в Великобритании знаменитый частный приют для домашних животных, недавний юбилей которого был отмечен в интернете. Условия содержания в этом приюте могут поразить самого изощренного фантазера на эту тему.



    Я хочу предложить несколько эпизодов, произошедших в моих отношениях с собаками, с которыми я неразлучна уже четверть века. Хочу подчеркнуть, что с первого же дня я была решительно  настроена против дрессировки. Тому есть забавная причина.
    Моя мама, профессиональный педагог не в первом поколении, растила нас с братом, на год моложе меня, частенько ссылаясь на собаку ее отца, мобилизованную в войну. Когда дело касалось воспитания проявления выдержки и силы воли, в ход шли воспоминания о безупречном Казбеке.
    Мы должны были соответствовать своему высокому званию человека. Но нам собаку, пускающую слюни перед куском сахара, пока не звучала команда «взять», было жалко. Поэтому мы бескорыстно подкармливали всех собак, которые были доступны. И это любовное отношение, не требующее службы взамен, сохранилось  до зрелого возраста.
    Это лирическое отступление необходимо для того, чтобы в эпизодах не искали намеренной дрессуры. Наши отношения с собаками скорее можно назвать партнерскими, так как я всегда исхожу из посыла, что у собаки есть свои интересы, и я весь мир ей не заменю.

     Для начала расскажу об эпизоде, который свидетельствует, что самоконтроль присущ домашнему животному, с которым хозяин тесно общается, не пытаясь ничему научить.
     Так уж получилось, что завести собаку мы решили в тот момент, когда продукты стали стремительно исчезать с полок магазинов даже в центре Москвы. Наша маленькая непородистая собачка, больше всего напоминавшая таксу, но на более высоких ногах и с более коротким туловищем, доставляла нам много хлопот с кормлением. Есть, что попало, она не хотела, а желанную добротную пищу трудно было достать.
    Но мы старались. И бывало, ползали за ней на коленях, умоляя съесть самый лакомый кусочек из рациона семьи. Так мы узнали, что она больше всего любит говяжью печенку. Но собачий деликатес можно было купить только в виде печеночного паштета в кулинарии «Праги» на Арбате, выстояв извивавшуюся у прилавка очередь. Стоил он недорого, и брали его, как колбасу, батонами.
   Давно уже не было очередей в кулинарии «Праги», не было и паштета. И тут отпустили цены! С уменьшившейся по покупательной способности в разы зарплатой я заглянула в любимый отдел. Подорожавший паштет красовался на витрине  при полном отсутствии покупателей.
   Разумной мне показалась порция в сто пятьдесят граммов.  Сверточек, в котором бумаги было больше продукта, я положила в сумочку. И тут же забыла про него. Напомнила мне о паштете Пульхра, сразу после приветствия приникшая носом к ридикюлю.
   Мне стало важно посмотреть, не измялось ли фирменное украшение на ломтике, засунутом довольно небрежно. Достав сверточек, я его частично развернула, чтобы убедиться.
   Моя равнодушная к еде собака запрыгнула на диванчик около обеденного стола и поставила на него передние лапы. Я укоризненно сказала: «Это что такое? Будем есть все вместе, когда Марина придет из школы».
     В это время зазвонил телефон в другом конце нашей коммуналки. И я решила оставить все, как есть: ведь никто еще не знает про паштет, и можно испытать собаку. Съест, так тоже польза.
     Звонили мне, и я нарочно не спешила прекращать болтовню минут тридцать. Когда я вернулась в столовую, собака сидела на диванчике напротив паштета, и на нем не было даже следов лизанья.
    Разумеется, когда мы ели паштет все вместе, Пульхре досталась львиная доля. Конечно, она была бы такой в любом случае. Но в тот момент ее самообладание казалось просто фантастическим. А главное – без всякой дрессуры.