Книга жизни ч. 35

Александр Нотик
Когда я перешел работать в 85 корпус, помимо слесарей, которых добровольно передавали механики других цехов, мне дали право подобрать несколько человек по своему усмотрению и, естественно, с их согласия. Но я пригласил к себе только Петра Черноскутова, который раньше служил матросом на Тихом океане. Его я поставил бригадиром слесарей насосно-аккумуляторной станции. Но об этом позднее, а сейчас возвращаюсь к работе в цехе №4

Рядом со входом в насосно-аккумуляторную станцию стоял двухстоечный пресс, на станине которого было название фирмы "Вейнгартен".

Пресс кривошипный и по моим подсчетам мог развивать усилие 180 тонн. Его использовал цех ширпотреб для чеканки рисунка на ручке алюминиевой ложки. На прессе работали два рабочих: один укладывал на штамп заготовку, другой извлекал ложки.

По другую сторону от входа в насосно-аккумуляторную станцию стояла сатураторная будка, в которой ручным способом в барабане газировали воду.

И вот однажды прибегают к нам в кабинет на третий этаж с сообщением, что на прессе авария.

Мы с Шимко быстро спустились в цех и обнаружили, что авария произошла не на прессе, а на задвижке трубопровода высокого давления - 220 атм, подающей эмульсию от насосно-аккумулятоной станции к небольшому гидравлическому прессу усилием 160 тонн.

Трубопровод проходил по подземным каналам перекрытым стальными щитами. У задвижки сорвало болты крепления верхней части и струя эмульсии, под давлением 220 атм, подняла вместе со щитом стопку алюминиевого листа высотой около метра, бросила за 10 метров на центральный проход, ударила в стену, отразилась от нее, прошла между стойками пресса, сбила со стула рабочего закладывавшего заготовку и отбросила его метров за 8, к сатураторной будке.

Когда мы подбежали, рабочие стропили стопку листа и сказали, что наверное под ней раздавлен рабочий, который извлекал ложку после чеканки.

Когда подняли листы, под ними ничего не оказалось, даже "мокрого места".

Шимко послал искать этого рабочего в душевую, сказав, что однажды такое уже было, когда на прессе 5000 тонн, не выпустили из системы весь воздух и подали высокое давление. Главный ползун прыгнул, как молот и пропал слесарь, который работал по другую сторону от пресса.

Его обнаружили только в конце смены в душевой. Как он там оказался, он сам рассказать не смог. Предположение Шимко оказалось верным.

Кратковременный выброс эмульсии - падение давления в трубопроводе, вызвал перекрытие автоматического клапана в насосно-аккумуляторной станции. Таким образом, мы впервые убедились в надежности работы автоматического запорного клапана. Хорошо, что это неожиданное для нас испытание закончилось только испугом одного рабочего и синяками другого.

На фото я с работниками Горкома ВЛКСМ, Справа Анатолий Кулешов
Секретарь заводского комитета. а я третий справа

Продолжение следует:http://www.proza.ru/2011/06/14/1345