Зигзаги жизни. Глава 1. Орготдел

Виктор Некрасов
 На фото:курсы инструкторов РК КПСС в Доме полит. просвещения обкома КПСС;
 во втором ряду третий  с лева- это я.(1975 год)

Приступил к работе я в конце августа. Надо сказать, что первое время мне было не совсем понятно, чем я должен заниматься. Никто не познакомил меня с должностной инструкцией, а может, её и не было вовсе. Заведующий организационным отделом Зубков Анатолий Яковлевич по утрам приглашал нас, инструкторов отдела и ставил текущие задачи. В отделе по штату было шесть инструкторов, и у каждого была так называемая зона подшефных парторганизаций. Вскоре ее получил и я. Это были парторганизации четырех крупных совхозов и одного колхоза, три небольших парторганизаций железнодорожных станций и двух средних школ райцентра.

Постепенно прояснился и круг моих обязанностей. Как-то ненавязчиво, недирективно я усвоил то главное, чем должен заниматься зональный инструктор и то, что приходилось делать подчас с учётом текущей необходимости.


В партийных организациях своей зоны мне надлежало контролировать выполнение решений вышестоящих партийных органов, уплату членских взносов, проведение и, соответственно, протоколы партийных собраний, заседаний парткома или партийного бюро. С этой целью я периодически выезжал в эти хозяйства или учреждения и на месте проверял работу, а иногда помогал приводить в порядок документацию. Освобождённые секретари парторганизаций, то есть люди, получающие за эту работу зарплату, довольно грамотно и в полном объёме вели документацию, а неосвобождённые, кроме школьных, подчас нарушали сроки проведения различных мероприятий и оформления документов. Из секретарей парткомов я бы выделил самых авторитетных и грамотных работников, таких как: Рындину Валентину Фёдоровну – секретаря парткома совхоза «Петровский»; Иванникова Николая Николаевича – секретаря парткома совхоза «Отрада» и Ермолова Юрия Николаевича – секретаря парткома совхоза «Пушкинский». С ними работалось легко, и я всегда был уверен в том, что партийная работа в этих хозяйствах на достойном уровне.


Наиболее ответственной работой была подготовка слушания какого-либо вопроса на заседание бюро РК КПСС. Создавалась группа различных специалистов, которая выезжала на место. В течение нескольких дней они знакомились с постановкой дела по данному вопросу и затем писали обстоятельную справку. Итогом работы было написание проекта постановления бюро. Работа очень серьёзная. Нередко она заканчивалась вынесением партийного взыскания ответственным лицам по данному вопросу. Приходилось ориентироваться на мнение первого секретаря , но и не уходить от истины. Довольно щекотливые ситуации подчас бывали. Крайним мог оказаться инструктор, он же стрелочник.


Не менее важным делом было оформление наградных документов. Чем выше награда, тем ощутимее должны быть показатели награждаемого человека, и грамотно составлен наградной лист. В эту кампанию были задействованы все работники райкома, за исключением, пожалуй, первого секретаря. Надо сказать, что награждали людей действительно за заслуги, но иногда имело место некоторое завышение показателей. На передовиков, награждаемых медалями, орденами, я писал наградные листы, а на орден Ленина или Героя Социалистического Труда не приходилось. Хотя таковые награды были по итогам работы за 1973 год. В подавляющем большинстве среди награждённых были работники сельского хозяйства, реже партийные работники и очень редко работники просвещения и культуры.


На время посевной или уборочной кампаний работники райкома, райисполкома направлялись в качестве уполномоченных представителей в хозяйства, якобы для оказания помощи в организации производства и в то же время контроля. Думаю, что мы не очень мешали, но и пользы от нас не было никакой. Как говорится, путались под ногами и создавали лишние проблемы руководителям хозяйств.


В текущей работе было много других обязанностей, но приведу лишь некоторые: разбор жалоб и заявлений граждан, участие в подготовке и проведении партийных конференций и других мероприятий, помощь в подготовке и проведении отчётно-выборных собраний на местах, контроль над проведением выборных кампаний в Советы различных уровней и многое другое.


Наверное, следует сказать и о финансовом обеспечении работников райкома. Бытует мнение, что они получали огромные зарплаты. На самом деле это далеко не так. Вот каков расклад по Добринскому райкому партии середины 70 – х годов: инструктор-165 рублей, плюс 15 рублей безотчётных командировочных, заведующий отделом- 180 рублей, плюс 20 командировочных, секретари райкома от 200 до 250 рублей. Кроме того, один раз в год полагалось санаторно-курортное лечение в санаториях ЦК КПСС или денежная компенсация за это лечение. Она составляла от 100 до 200рублей. Транспорт был положен только секретарям райкома. У первого секретаря две единицы (УАЗ-469 и Волга ГАЗ-24), у второго секретаря - одна единица (УАЗ-469) и у третьего секретаря («Жигули» или «Москвич»). Премии выдавались раз в год, не более оклада. К моменту роспуска КПСС должностные оклады работников райкома были выше, чем в 70-е годы на 50-70 рублей. Никаких спецмагазинов и столовых на районном уровне никогда не было. Привёл я эти данные лишь для того, чтобы была полная ясность о финансовой составляющей в низовом звене партийной иерархии. Как обстояло дело по этому вопросу в обкомах КПСС и выше, не ведаю.

В Добринке у нас была двухкомнатная квартира со всеми удобствами в райкомовском доме. Жена работала освобождённым секретарём комсомольской организации райпотребсоюза. Мы продолжали успешно учиться в пединституте. В выходные дни навещали тёщу, которая с октября 1973 года работала директором Верхнематрёнской средней школы. У неё в саду стояло несколько моих пчелосемей. Поскольку регулярного ухода за пчёлами не было, то и отдача от них была невысокой. Раз в год мы продолжали ездить в Москву за покупками одежды, обуви и других вещей.

Работа в райкоме партии меня не устраивала. К власти я не стремился, карьерных планов не строил. Потужил, что ушёл из школы. Там я был на своём месте. У каждого человека, видимо, есть своя планка, есть своё предназначение, и важно найти его, чтобы не занимать чужое место. Моим местом была школа, но вернуться в неё оказалось не так-то просто. Когда я завёл речь с Сергеем Фёдоровичем Рудаковым (второй секретарь, курирующий организационный отдел) о том, чтобы вернуться в школу, то услышал, что и следовало ожидать – отказ. В августе 1975 года в колхозе «Красный Октябрь» возникла вакансия на должность секретаря партийного комитета. Я дал согласие на избрание меня в этой должности. В конце месяца меня избрали секретарём парткома колхоза и заместителем председателя по культурно-массовой работе. Моя жена Люда была назначена пионервожатой Паршиновской средней школы и по совместительству вела несколько часов химии. Так, мы оказались в селе Паршиновка, что в 25-ти километрах от Добринки.