Глава 6. Орчха

Наталья Ческидова
 Орчха - небольшой городок с населением около 2000 человек.  Находится он также в штате Мадхья-Прадеш. Получается, что мы все более углублялись  в настоящую Индию, тем более, что туда едут только те туристы, которые купили маршрут "Вся Индия", а  "Золотой треугольник" заканчивается в Агре, из которой туристы возвращаются в Дели. Сразу же заметно, что в этих местах туристов поубавилось.
   Город был основан в XVI веке правителем индийской династии Бундела. Несмотря на свою малочисленность, в этом городке столько достопримечательностей, сколько в больших городах. Считается, что архитектура Орчхи  является вершиной раджпутского строительного искусства, а могольского влияния здесь почти не чувствуется.
В Орчхе  сохранилось несколько дворцов и индуистских храмов XVI-XVIII веков,
 Посреди городка протекает река Бетва, поэтому Орчха считается курортом южной Индии.
 Для начала мы поселились в милой одноэтажной небольшой гостинице "Орчха-резот". Сама она напоминала какой-то индийский храм: пол в холле был из белого мрамора, инкрустированный цветным мрамором в виде цветов, как в Тадж-Махале, стояли скульптуры слона Ганеши, Вишну, Лакшми. Стены украшали картины, изображающие жизнь индийских богов. Ресторан тоже был милым и уютным.
 При гостинице  также был бассейн с подсветкой воды, а поздно вечером два музыканта стали петь и играть на индийских инструментах . Все это сопровождалось танцами. Как мы поняли, танцовщицей  был переодетый молодой человек, который делал какие-то непрофессиональные и резкие движения. Думаю, что мы, одевшись в такую же одежду, станцевали бы не хуже, поэтому эта "танцовщица" быстро удалилась с глаз долой.
 Когда мы приехали в гостиницу, весь персонал оживился: можно было сделать разные виды  массажа, имелась сауна. Персонал был тихим и услужливым-- видимо, туристы не часто балуют их своим присутствием.
 Но на вечер у нас была другая программа. Наш гид предложил нам посетить настоящий индийский храм, куда обычно не водят туристов. Мы, конечно, с радостью согласились.
  По пути нам попался маленький храм с изображением свастики на всех стенах . Мы хотели зайти в него на обратном пути, но к тому времени он оказался закрытым.
  Действующий индийский храм находился в центре Орчхи. Это было большое белое здание без крыши, отделанное мраморными плитами. Ни о каком фото и видео речи быть, к сожалению, не могло. Перед входом мы как всегда разулись и поставили обувь в деревянные ящички. Возникла проблема: нас не пускали с сумками, потому что они могут быть из кожи, а кожаные вещи в храм   вносить нельзя.  Мы ни в коем случае не хотели  оставлять наши сумки без присмотра, потому что в них были документы, деньги, фото, видео. Наконец, "комиссия" из нескольких человек выяснила, что сумки не кожаные, и мы вошли с ними. Наш гид  снял кожаный  ремень и положил его в ящичек.
  Большая квадратная площадь храма, выложенная белоснежными мраморными плитами, была свободна. Индусы находились в нишах. Когда мы вошли, все внимание было приковано к нам, единственным европейцам со светлыми волосами. Мы походили по нишам, в которых стояли мраморные скульптуры индийских богов Вишну и Кришну. На шеях у них были гирлянды из цветков шафрана, но на некоторых были надеты какие-то детали не совсем свежей одежды. Как всегда, перед ними на полу горели свечи, стояли фрукты и  сладости, то есть подношения, некоторых "покормили" размоченным в слюне печеньем. Все это портило внешний вид красивых мраморных скульптур.Что поделать? В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Индуизм есть индуизм!
  Впереди был подиум, на котором стоял священнослужитель и благословлял всех брызгами воды, помахивая  цветочным веничком  и ставя своим большим пальцем на лоб женщинам чандры- красные точки. Чтобы попасть к нему, образовалась очередь, но все проходило весело: женщины пели и танцевали.Чувствовалось, что они делали  это  увлеченно и самозабвенно.  Все эти танцы никаким образом  не напоминали те, как у нас на улицах танцуют кришнаиты. Индусы вели себя в храме как  дети, наивные и чистые душой.
  Наутро мы начали осматривать достопримечательности. Первым был большой королевский дворец, находящийся на возвышенности. Туда вели очень крутые ступени. В этом храме разрешили снимать фото и видео, но почти ничего из отделки не сохранилось. Почти под куполом  остались  совсем маленькие балкончики, с которых царствующие особы бросали народу цветы. Только как они туда залазили- непонятно?  Зато из арки можно было обозревать весь город, лежащий как на ладони.
 Когда я все это снимала, в объектив видео попал молодой индус, пришедший с нами из любопытства. Видя, что я его снимаю, он тут же сотворил "болливудскую улыбку", блеснув белыми зубами на темнокожем лице. Просто танцор диско!
  Город Орчха- это тоже своего рода достопримечательность. В нем имеются две  перекрещенные дороги, на которых и происходит вся жизнь. Лавки представляют из себя натянутый кусок материи на 4-х палках, эдакий шатерчик. Чего там только не продается: сладости, сувениры, изделия из серебра, разноцветные краски! И тут же ходят стадами коровы по 5-6  особей,  настолько худых, что у них наружу торчат все ребра . Травки здесь мало и коровы в основном питаются на городских помойках, которых здесь столько же, сколько и достопримечательностей.
Конечно, все им уступают дорогу, ведь это священное животное.
  К своему браслету из лунных камней, купленному в Джайпуре, я решила приобрести колечко. В одной из лавок работал молодой человек приятной наружности. Он напоминал английского студента на каникулах: был светлокожим, русым и в очках. Я сказала, что мне нужно кольцо с "мун стоун" (moon stone). Этот клич "мун стоун" понесся по всей улице, и вскоре в лавку, где мы находились, прибежали молодые парнишки  и принесли около 25 колечек с лунными камнями. Я выбрала подходящее мне по стилю и стала спрашивать цену, думая, что в "этой дыре, где почти не бывает туристов", колечко обойдется мне просто в 10 долларов. Не тут-то было! 25 долларов и ни копейки ниже! Я тоже люблю поторговаться на Востоке, зная, что это торговый ритуал. Никто мне не уступил ни  цента! Конечно, колечко я купила и подумала : "Все-таки цивилизация добралась и до Орчхи!"
 Затем, когда пришел местный англоговорящий гид, мы отправились осматривать самые главные достопримечательности .
  В сопровождении коров мы перешли через реку по старинному и монументальному мостику и оказались у ворот в дворцовый комплекс. Здесь уже находились несколько индианок в разноцветных сари, у некоторых были дети, сидящие на руках. Увидев нас, они стали кричать: "Фото", фото". Мы с ними с удовольствием сфотографировались, так как они были полной нашей противоположностью: небольшого роста, черноволосые, темнокожие, в пестрых сари. Женщины пришли во дворец на работу , там проводилась реставрация, и они выносили камни в мелких тазиках, держа их на голове. После фото они  закричали : "Мани, мани!" Мы даже растерялись: кто кому должен давать деньги? То с нами все с радостью фотографировались, как я назвала это " работать обезьянками", а теперь непонятно, кто был обезьянкой?
Первым строением был дворец Радж-Махал, построенный основателем и первым правителем Орчхи Рудра Пратапом, происходившим из богатейшей  индийской династии Бунделла. Дворец впечатлял  росписями на тему индийской мифологии. Мы посмотрели  комнаты раджи и его четырех жен и увидели, что раньше эти росписи были украшены драгоценными камнями, а теперь, как и в форте Агра- только дырочки в стенах! Кроме того здесь была система вентиляции и кондиционирования.
  Еще нам показали, как был устроен дворцовый быт : у всех царствующих особ были свои туалеты-дырки, расположенные  в ряд, но между ними были низенькие перегородки. Здесь все были равны, субординация не соблюдалась: кто раджа, кто старшая жена, кто младшая. Отдельно на возвышении стояла  мраморная ванна . Ванна была одна на четырех жен, видимо, мылись по очереди и по старшинству. Конечно, впечатляет все былое богатство  дворца: здесь остались подиумы для танцовщиц и певцов, большие пространства для внутренних садов.
  Рядом находится дворец Джеганхир Махал ( он назван так в честь сына шаха Акбара). Когда Моголы завоевали южную Индию, Бундел подарил шаху Джехангиру второй дворец ( эдакий подхалимский шаг), а тот сделал его своей дачей, в которой останавливался, бывая наездами в Орчхе.
 Этот дворец произвел на меня самое большое впечатление из всех дворцов Индии! Жаль, что снимать ни на фото, ни на видео здесь нельзя. Я просто упрашивала местного гида сделать хотя бы один кадр. Под напором моих просьб он разрешил сделать только одно фото. А объяснил он это самым странным образом: мол, посмотрят мои фото и видео в России и никто сюда не приедет, так как уже увидели эти дворцы. Странно! Я говорила, что как раз наоборот, это будет рекламой их достопримечательностям и красотам, но он был неумолим.
  Так как Джеганхир был мусульманином, то он в этом дворце к индийской архитектуре добавил мусульманские элементы. Получилось очень красиво! Дворец весь в вычурных орнаментах, с множеством башенок- беседок, а сам отделан зеленовато-бирюзовой эмалью. Поднимаешься выше и выше по переходам, галереям, балюстрадам с резными низкими оградками и дух захватывает от высоты- все-таки 5 этажей ! Этот дворец считается шедевром дворцовой архитектуры 17 века. Он построен из белых и красных камней, которые специально  привозили сюда из Джайпура.
 С высоты Джеганхир Махала открывается великолепный вид на  Храм Вишну, который также является уникальным для Индии, так как построен в форме креста. Еще видны гробницы царской семьи.
 Между этими роскошными дворцами в былых королевских покоях устроили дорогой отель Sheesh Mahal, одна ночь в котором стоит 6000 рупий, но от туристов нет отбоя, все хотят насладиться южно-индийским дворцовым колоритом и хотя бы на пару ночей стать махараджей.
  Вышли мы из дворцового комплекса с чувством какой-то потери. Шли по песчаной дороге среди остатков некогда роскошного сада и думали о том, что было такое величие, такое богатство и процветание, а теперь все полуразрушено, разбито. Не смогли уберечь красоту! Войны между собой, войны с Британией, каждый пытался что-то урвать, а результат плачевный...Хоть и началась реставрация, но сколько лет эти храмы будут восстанавливаться? Женщины в тазиках на голове носят по 2-3 камня строительного мусора. Может, нашим детям или внукам повезет больше, и они увидят, как выглядели раньше эти необыкновенно красивые дворцы.
  Далее наш путь лежал в Каджурахо, где находятся храмы с каменной Кама-Сутрой.