Город, в котором я живу. Речица, Гомельская област

Татьяна Шиленок
Я – не коренная речичанка, хотя мои родители, белорусы в третьем поколении, родом из речицкого района. По воле судьбы я родилась в Калининграде и первые мои воспоминания о Речице связаны с 1959-1960 годами, сейчас уже точно не помню. Мне тогда было лет пять-шесть. Отец – кадровый военный – привёз нас всей семьёй в отпуск в этот город, где жила его мама и сёстры.
      Помню небольшой вокзал, наполненный криками женщин-торгашек. Они не ходили, а,  практически,  бегали по перрону, предлагая приезжающим и проезжающим горячую картошку, обильно приправленную,   у кого – свежим, мелко нарезанным  укропом, у кого – молодым чесночком. Тут же предлагались малосольные огурчики – маленькие хрустящие, один вид которых нагонял аппетит. Но самым главным, для нас – детей,  во всей этой толчее, были тетёньки, продававшие молодую горячую кукурузу, которую они носили в кастрюлях, укутанных в пуховые платки, чтобы кукуруза дольше оставалась горячей. При каждом открывании крышки, из кастрюли распространялся  до того вкусный запах, что мама, поддавшись на наши уговоры, подозвала одну из торгашек. Подошла миловидная женщина. Тогда, в том далёком детстве, она мне показалась пожилой, хотя, как я теперь понимаю, ей наряд ли было больше 35-40 лет. Волосы женщины были покрыты простеньким, но чистым платком. Несколько завитков выбились из-под него и обрамляли полноватое лицо. Одета она была в светлую ситцевую кофточку и длинную просторную юбку. Но поверх этого простого наряда был повязан такой фартук, что я просто забыла зачем она подошла! На светлом фоне разноцветными нитками был вышит узор, каких я до этого не видела. Переплетение каких-то полевых цветочков, колосьев производило завораживающее действие, и я, открыв рот, стала рассматривать это великолепие. Но самым чудесным был петух, вышитый на переднике. Вот, уж, действительно шедевр! Он горделиво вскинул голову, готовый в любую минуту спрыгнуть на землю и отправиться гулять по вокзалу. Женщина увидела моё состояние, рассмеялась, открыла крышку на кастрюле и предложила мне угоститься кукурузой. Запах вывел меня из почти шокового состояния, и я заглянула в кастрюлю. Початки молодой кукурузы – горячие, жёлтенькие, с лопнувшей кожурой на бубочках – лежали, покрывая дно. Я взяла один из початков в руки и тут же почувствовала его обжигающее прикосновение. Стала перекидывать кукурузу из одной руки в другую. Все засмеялись, и мама купила брату и сестре по кукурузному великолепию. Тут же предлагались соль или сахар, в зависимости от вкусов покупателей. Мы выбрали соль. Обжигая рот, вгрызались в кукурузную мякоть, посыпая солью и постоянно дуя на пальцы.
 Встречали нас на вокзале родственники, которые приехали на мотоцикле с коляской. Меня, как самую маленькую, погрузили вместе с чемоданами в мотоцикл и мы поехали по пыльной дороге. Так началось моё знакомство с городом, в который я приехала в первый раз. Дорога от вокзала проходила мимо поля, засеянного рожью и пожелтевшие колосья, качаясь под летним ветерком, переливались на солнце. Потом мы бегали играть на это поле в прятки и не раз были изгнаны оттуда объездчиком. Он ездил на коне с нагайкой в руке по дорожкам, проложенным по полю и, при каждом удобном случае, показывал на нас  умение пользоваться этим предметом…
Теперь на этом месте район Славянского базара, девятиэтажки, педколледж…
    И судьба распорядилась так, что я вернулась на родину предков и живу в доме, который стоит на месте того самого поля…
Фото автора.

ЗАКАТ НА ДНЕПРЕ ( город расположен на реке Днепр )

Закат - огромный огненный петух -
Глотками жадными из речки воду пил,
Стараясь удержаться из последних сил
На гребне дня. Не удержался и...потух.

Присел июльский вечер на порог;
В сияньи звёзд открылась неба глубина.
И грушей сочной полная луна
Свет пролила на землю, словно сок.

В потоке лунном, заискрившись чуть,
Вздохнули разнотравием луга...
А ночь, укутав негой берега,
По речке поплыла - в рассвете утонуть.