Ссылка на статью Любови Сушко "Поговорим о плагиате, господа?", которая и послужила темой для размышления:
http://proza.ru/2011/06/12/212
Полынный мёд. Размышления о плагиате.
***
Вы все правильно говорите, Люба.
И о том, что воровать нехорошо, и о том, что завидовать - тоже.
И о том, что, как ни странно, обедняет и обкрадывает себя именно БЕРУЩИЙ без спроса,присваивающий чужие идеи.
Но - не потому ли это процветает, что сама система нашего образования наталкивает на это маленького, открытого всему новому человечка, - причем, со школьных лет?..
Я сейчас говорю даже не о списанных с бесчисленных сайтов копий сочинений, разошедшихся по стране, как какой-то вирус.
Не об этом.
А о том, какая установка дается школьникам, приступающим к написанию оного опуса: "Прочитайте учебник, проштудируйте критическую литературу, выпишите цитаты и напишите ТО, ЧТО Я ВАМ СКАЗАЛ (А)".
Да, разумеется, подобного открыто нигде не услышишь. Но: попробуй ученик, подросток изложить на бумаге свое собственное мнение, поделиться своими мыслями, его по меньшей мере не поймут.
Отступление от нормы и общепринятого мнения сурово карается.
Вот и штампуются из года в год одни и те же сочинения о "луче света в темном царстве", о "герое нашего времени", об "обломовщине" и т.д. и т. п.
Мы учим своих детей ПОВТОРЯТЬ чужие мысли, штампуя их под копирку...
О том, чтобы думать над текстом, даже речи не идет.
А разве, вырастая, такой человек поймет разницу между своим и чужим? Наивно надеяться, так как у него в голове твердо засело: "Все вокруг колхозное - все вокруг - моё". Особенно по части литературы.
Оговорюсь сразу: буду говорить не о ЦИТИРОВАНИИ, которое позволяет организовать не только текст, но и ум, а именно об использовании и бессовестной эксплуатации чужого литературного труда.
Судите сами: если использовать в СВОЕМ сочинении мысли Белинского, Герцена, Писарева, Пушкина, Солженицына и пр., присоединяясь к их хору и выдавая ИХ мысли за СВОИ, - ХОРОШО по определению, то что же говорить об остальном?
Почему бы не взять и не оторвать кусочек от понравившегося произведения?.. - Ведь это тоже - так просто и доступно: воспользоваться уже чьей-то выстраданной и высказанной до тебя мыслью...
Просто.
Что с того, что ты сам хотел об этом сказать? - Ведь если сказал кто-то другой - значит, тебе больше не придется ни ломать над этим голову, ни мучиться сомнениями, ни терзать душу...
Ты просто добавишь в свою чашку немного чужого меда. От кого-то не убудет…
А потом еще и еще…
Это начинает входить в привычку.
И вот уже человек, вставляющий в свои «произведения» чужие фразы, мысли, абзацы, просто теряет над собой контроль.
Через некоторое время ему начинает казаться, что это Он так красиво и гениально написал, что Он глубок и оригинален, что именно Его ценят и хвалят читатели…
Грех смеяться над убогими.
Возможно, это такая же болезнь, как другие.
Но даже графомания на ее фоне смотрится как-то приятнее и приличнее. По крайней мере, - графоман, - человек, который хочет явить миру именно СВОЕ. Насколько уж оно талантливо и оригинально, - дело другое. ))
А вот что касается плагиаторов… Как правило, у таких людей Совесть – понятие, давно свергнутое с пьедестала за ненужностью и непрактичностью. И взывать к ней, что пытаться перекричать ветер.
Так что вряд ли такие люди поймут, о чем эта статья.
Все останется статус-кво: те, кто жил своим умом и трудом, будут корпеть над своими текстами, рождая новые миры и новые мысли; а те, кто, как трутень, привык жить на чужом-готовеньком, будут снимать «вершки» с чужих текстов и размышлений.
Бедняги!
Мне их искренне жаль.
Им никогда не понять, что даже одна ложка СВОЕГО меда, пусть даже и горького, полынного, гораздо слаще и приятнее, чем бочка ЧУЖОГО, унесенного втихомолку…