День Рождения

Нора Шах
БАТ-МИЦВА
(Сценка)

Посвящается моей маме


Действующие лица: Дочь, мать, отец, бабушка, дедушка,
Праматери -  Сара, Ривка, Рахель и Лея

Действие I.

Семья собралась вечером в комнате.

Мать: 

- Доченька, уже поздно. Тебе пора спать. Завтра у нас радостный день, но предстоит много сделать. День рождения -  важный праздник!

Отец:

- Даже не верится, что завтра нашей красавице 12 лет исполняется! Только она грустна.

Бабушка:

- Да, годы быстро летят: мы стареем, детки взрослеют. Надо подарки приготовить, о праздничном столе позаботиться

Дедушка: 

- Ну, мы никогда лицом в грязь не ударяли! Уж мы для своей внученьки постараемся!

Все: 

- Спокойной ночи, детка! Приятных тебе сновидений!


Действие II.

Девочка одна в своей комнате:

- Завтра у меня День рождения, а мне почему-то грустно. Может, потому, что все будет, как обычно: придут гости, подарят что-то, поздравят, как водится вкусно поедят и выпьют, весело поболтают, а потом все закончится. Хорошо, если бы случилось что-нибудь необыкновенное.
(Засыпает).



Сон девочки

В комнате появляются фигуры четырех женщин.

Сара:

- Рахель, Ривка, Лея, посмотрите, спит ли девочка?

Ривка:

- Спит. Вы слышали, как грустно было девочке, а ведь завтра - День ее рождения!

Рахель:

- Мне жаль ее. У нее праздник, а она печалится. Можно ли ей помочь?

Лея:

- Ей нужно чем-нибудь помочь! Нельзя ей груcтить в такой день. Я   знаю, что такое печаль. Много слез пролилось из моих глаз, когда мне было тоскливо.

Рахель:

- Ты, дорогая сестра, плакала по другому поводу.

Сара:

- Не ссорьтесь! Не важно, почему человеку грустно; важно, что он нуждается в помощи.

Ривка:

- Что же нам делать? Как развеселить девочку и сделать ее праздник счастливым?

Девочка (проснувшись): 

- Кто здесь? Кто вы?

Сара:

- Не пугайся. Мы пришли, чтобы принести тебе добрую весть!

Ривка:

- Твой завтрашний день не будет похож на предыдущие Дни рождения!

Девочка:

- Я ничего не понимаю! Кто вы? Добрые феи из сказки? Но я уже взрослая и не читаю сказок.

Рахель:

- Мы - не феи. Я  -Рахель,  это  - Сара, это -  Ривка,  это – Лея.  Тебе бабушка рассказывала о нас.

Девочка:

- Да, конечно я помню. Но это невероятно! Вы – здесь!..

Лея:

- Не нужно удивляться. Ты просто послушай нас.

Рахель:

- Завтра тебе исполняется 12 лет. Значит, ты уже взрослая и можешь выполнять многие обязанности, которые заповеданы Торой и традициями.

Ривка:

- Одна из этих традиций  - зажигать субботние и праздничные свечи.

Девочка:

- А зачем?

Сара:

- Еврейская женщина всегда считалась хозяйкой и хранительницей домашнего очага. В очаге горит огонь, свет которого украшает и согревает дом, поддерживает в нем уют, радость и покой.

Девочка:

- Я помню: в твоем шатре горели свечи от субботы до субботы. Это было чудо. Но у меня так не получится.

Ривка:

- И у тебя непременно получится все, что ты пожелаешь. Надо только очень сильно захотеть!

Рахель:

- Ты хочешь, чтобы завтра твой праздник был особенным?

Девочка:

- Очень хочу!

Ривка:

- Тогда зажги свечи!

Девочка:

- Но у меня их нет.

Рахель:

- Вот, возьми эти свечи. Ты их зажжешь и произнесешь благословения.

Лея:

- И ты увидишь, как изменится все вокруг тебя: твой дом наполнится радостью.

Сара:

- Попробуй, сделай это. А нам пора. Поздравляем тебя и желаем стать счастливой!

Девочка:

- Спасибо! Но куда же вы? Подождите! Я ничего не понимаю! Очень странный сон!..(Опять  засыпает).


 Действие III.

Все собрались в комнате поздравляют девочку, дарят подарки.

Мама:

- Ты получила сегодня столько подарков! Нравятся они тебе?!

Девочка (рассеянно):

- Да, кажется, нравятся.

Мама:

- Что с тобой, доченька? Ты какая-то странная! Пойдем, тебя ждут гости: ты ведь должна задуть свечи на своем торте.

Девочка:

- Свечи?! Ты сказала „свечи“! Ну, конечно же, свечи!
(Достает подаренные ей во сне свечи, устанавливает их в подсвечник, зажигает, произносит благословение).

Мама:

- Дочка! Что ты делаешь? Объясни нам, что случилось? Откуда у тебя такие красивые свечи?

Девочка:

- Слушайте. Вы отправили меня спать. Я заснула, и мне приснился чудный сон: мне явились Сара, Ривка, Рахель и Лея. Они сказали, что мне уже 12 лет и я уже взрослая. Значит, я должна зажигать субботние и праздничные свечи.И тогда многое изменится. И мне больше не будет грустно. Посмотрите, какой дивный свет исходит от этих свечей! Это самый удивительный  подарок в моей жизни!

Бабушка: 

- Внученька! Я хочу сделать тебе еще один подарок: благословить тебя, как это принято (кладет обе руки на голову девочки и произносит благословение): „Йесимех Элоким ке Сара Ривка Рахель веЛея Йеварехха Адонай Йесимех вейишмерехха. Йаэр Адонай панав Элейха вихудеха Ииса Адонай панав элейха вейасем леха шалом“.

Конец спектакля