Вовкины гипотезы

Владимирми Фадеев
               

      В Вовкином классе ни у кого не было глобуса. Только его родители подарили ему такой красивый прибор на день рождения в тот год, когда в классе начали изучать  новый предмет – географию. Возвращаясь из школы, он первым делом подвигал к себе глобус и с увлечением бесконечно разглядывал этот удивительный шар, вращающийся на оси. Он был для Вовки не только пособием по географии, но и замечательным средством, позволяющим ему в любое время дня и ночи попасть в Америку, Индию, Австралию, Африку, побывать на Северном или Южном полюсе. Вовка много раз мысленно участвовал в морских кругосветных путешествиях, совершал географические открытия.
      Теперь в его руках был весь земной шар. Медленно вращая глобус, он как бы проплывал по морям и океанам, мимо таинственных островов, огибал побережья зеленых материков, встречал штормы, изучал направление морских течений, замерял глубины океанской пучины.
      Общим, география стала его любимым предметом. Вовка хорошо разбирался в параллелях и меридианах, умел пользоваться сеткой координат и мог определять местоположение на земле любого города, горной вершины, Египетских пирамид, морских маяков и всего, что изображено на географических картах, на глобусе.
      Как-то незаметно Вовка от простого рассматривания глобуса перешел к поиску ответов на свои вопросы. Например, почему суша занимает всего одну шестую часть земного шара, а всю остальную часть заливает вода? Родители не могли ответить Вовке на его вопрос и посоветовали обратиться к школьному преподавателю географии. Поэтому он обратился к  «Шань –Тяню», прозванному так учителю, который однажды на уроке географии так переиначил горный хребет Тянь – Шань.
      Добрейшей души старый школьный учитель не знал, как ответить на этот вопрос и с улыбкой сказал:
      - Так уж получилось во время образования земли, что воды оказалось больше…
      - У кого так получилось? – пристал Вовка к учителю.
      Вот уж правду говорят, что один глупец может задать такой вопрос, что на него не ответят десять мудрецов. Вовка не знал этой пословицы и продолжал упорно интересоваться этой трудной проблемой.
      Как утверждают ученые, если всю воду равномерно распределить по поверхности  земного шара, то она покроет его слоем в несколько километров. Даже самая высокая в мире гора скроется в этой пучине.
      Глядя на свой глобус, Вовке пришла новая мысль: «А как образовалось дно, которое вобрало в себя всю воду с поверхности земного шара и освободило материки?». И на этот вопрос ученые не дали понятный для Вовки ответ.
      В одной взрослой книжке, что взял он в библиотеке, Вовка прочитал неожиданный для себя ответ: «По этому поводу существует несколько гипотез, но все они весьма разноречивы. По одной из них, как утверждает ученый, много миллионов лет назад раскололась земная кора, и материки стали раздвигаться. Пространство между ними заполнила вода».
      - Вот это да! Ученый прожил миллион лет и видел, как лопнула земля? Так ведь люди не живут по миллиону лет. А не навешивают ли они мне лапшу на уши? – по взрослому подумал Вовка.
      Никто не знает, как образовались моря, думал Вовка, грызя яблоко и медленно вращая глобус. Надо бы помочь ученым в этом разобраться. Эта мысль все время вертелась в голове. Он грыз яблоко и думал, грыз и думал. Когда он собрался откусить еще раз, он увидел червяка и брезгливо бросил огрызок яблока на стол. Розовый червяк не хотел расставаться с яблоком. Это Вовку разозлило, и он прицельным щечком смахнул этого нахала. От щелчка яблоко повернулось другой стороной, и Вовка увидел следы своих зубов на откушенной части.
      «О, это так похоже на маленький земной шар, только пока без воды. Если выгрызенные углубления заполнить водой, образуются моря, а остальная часть яблока очень напоминает очертания материков. Получается как на глобусе» - неожиданно подумал Вовка и снова стал разглядывать свой голубой шар, подперев щеку кулаком. «Это ж какого надо иметь «червяка», чтобы он так обгрыз землю? Если я  скажу это в классе, вот смеху будет!» - стал размышлять юный географ. А что, если назвать это существо Червякус  Гигантус? Получается по-научному. Вот вам и еще одна гипотеза. Можно послать эту мысль в научный журнал».
      Вовка чувствовал, что это напоминает сцены из ужастиков, что показывают по телеку и не стал писать в научный журнал.
      Он еще несколько дней пытался найти ответ на вопрос, как образовались моря и океаны. Он прочитал все школьные учебники по географии, но в них все объяснялось очень туманно и не убедительно.
      Кончился учебный год. Веселые каникулы вытеснили из головы школьные проблемы. К тому же родители за успехи по географии купили Вовке персональный компьютер. И, конечно же, глобус отошел на второй план. Теперь Вовка часами просиживал за компьютером. Он даже не хотел ехать с одноклассниками отдыхать на Черном море. Но родители настояли. Он загорел, окреп и все восхищался сказочной красотой детского курорта.
      Привыкший к нашему равнинному ландшафту, он очень удивился, когда увидел такие высокие горы, почему-то отделявшие море от равнинной зоны. А он-то думал, что у Черного моря такие же пологие  берега, как у реки Дон, как к Таганрогского залива. Непонятно, почему надо было отделять море горным хребтом?
      Как-то Вовке приснился космонавт  Алексей Леонов. Он помахал рукой из космического корабля и что-то пытался сообщить. Голос звучал хрипло и не очень разборчиво. Но он все же уловил несколько фраз. Космонавт назвал координаты двух точек и посоветовал их сравнить.
      Вовка не придал этому никакого значения. А когда начался новый учебный год, на  уроке географии он вспомнил этот сон и решил уточнить, что же это за точки. Первая оказалась в районе горного хребта, окружающего побережье, а вторая  - на акватории моря, на темно-голубой части, что расположена ближе к берегу.
      Сколько ни думал Вовка над значением этих точек, так и не решил задачи космонавта. Опять  за помощью обратился к Шань – Тяню. Старый учитель долго  стоял  возле школьной географической карты, потом объяснил:
      - Эта точка лежит на части хребта, обозначенного темно-коричневым цветом. Так на картах отмечают высокие точки на суше. А темно-голубым цветом обозначают самую большую глубину морей и океанов.
      - Спасибо, Алексей Арсентьевич! – поблагодарил  Вовка учителя. – Я все понял. Значит, в этой точке глубина Черного моря соответствует высоте горной гряды, окружающей побережье.
      - Похоже, Володя, ты на пороге какого-то открытия? – со скрытой улыбкой в прищуре глаз сказал старый учитель. – По твоей гипотезе получается, что Черное море – рукотворное. Кто-то вырыл дно, а затем заполнил водой. Так?
      - Да-да! Именно так! Из космоса Черное море кажется просто удобной бухтой. Возможно, это творение гостей из внеземной  цивилизации. Горы вокруг – это насыпь, затвердевшая насыпь вынутого грунта на месте создаваемого моря. Потому высота хребта равна глубине моря. Это же очевидно!
      - И всё же, Володя, ты на компьютере проверь свою гипотезу,- посоветовал учитель и подумал, что вот из таких увлеченных ребят вырастают настоящие ученые.
      Затем впервые учитель как-то по особенному окинул взглядом физическую карту мира. Только теперь он по настоящему понял Вовкину мысль. Все моря действительно окружены высокими горами. «Случайно ли это?» - неожиданно он задал вопрос самому себе.