Выставка Любовь небесная в музее Рериха

Татьяна Аленчикова
Персональная выставка картин «Любовь небесная» проходит
с 7 июня по 31 июля 2011  года  в Международном Центре-Музее  имени Н. К. Рериха

Свое творчество представляют два ярких самобытных художника, супруги Светлана и Игорь Анисифоровы. Для Игоря Алексеевича настоящая выставка — третья персональная в стенах МЦМ.  Одновременно с данной выставкой проходит Первая выставка произведений художников-космистов  в городе Калининграде, там есть и работы Игоря Анисифорова.

Космизм - другое название "интуитивного направления в изобразительном искусстве", в нем преемственность творчеству Рерихов в России и Индии, а ранее - творчеству Рафаэля и Боттичелли в Италии.

В своем творчестве Игорь Анисифоров объясняет и показывает Космос, сакральные взгляды древних, Вечность... При этом черпает вдохновение из интуитивного знания. Художественные образы  в произведениях Анисифорова раскрывают тайны мироздания, гармонию Космоса и внутреннего «Я» человека. Ему удается показать невидимый и неведомый обычному человеку мир. Интересно, что  техника живописи, графики, каллиграфии Игоря Анисифорова абсолютно реалистична в деталях, которые прописаны и прорисованы с такой точностью и достоверностью, что хоть в микроскоп рассматривай. И это начиная с небольших по размеру картин на бумаге, кончая масштабными работами. У него нет «цветовых» или «ярких» пятен, все конкретно и тонко детализировано. Каким-то фантастическим образом его картины способны светиться, как если бы были нарисованы на стекле и подсвечивались изнутри. Всегда угадывается глубина и высота, просто физически ощущаешь, что стоишь не перед картинкой, а перед окном, иллюминатором, открытой дверью!

Удивительно, но свои картины художник создает без предварительных эскизов. Работает тушью, гуашью, темперой, акварелью, маслом. Выразительность достигается, главным образом,  за счет главенства геометрически простых и четких форм,  использования чистых красок (цвета рассвета и заката), резких границ света и тени,  линейного ритма. У него идеальные прямые линии,  круги, вертикали. В цветах фона преобладают белый и от голубого до синего (аквамарин, индиго.) Сюжеты картин глубоко символичны. Силой своего дара художник переносит в свою картину воспринимаемые только им космические вибрации, раскрывает, показывает неведомый нам мир, его красоту и энергетику. В его картинах присутствует холодный разум, спокойствие и величие Вселенной.
 
Творчество Игоря Анисифорова художника сложившегося, опытного мастера,  представлено на настоящей выставке большим количеством работ (47). Среди них надо отметить две  «теплые» новые работы художника «Приветствие» и «Аромат», в которых автор обратился к несвойственной ему теме, отошел от космизма и необычайно тонко, лирично в серо-бежево-зеленых тонах изобразил парящие в воздухе изящные веточки обыкновенных земных растений...

Для молодой художницы Светланы Валерьевны эта персональная выставка — первая. Она представила 19 картин, 6 шкатулок и 8 оригинальных кукол. С детства Светлана тянулась ко всему таинственному и непознанному, увлекалась фэнтези. Закончила Федоскинское художественное профессиональное училище. Вышла замуж за уже сложившегося художника Игоря Анисифорова, и вот уже и сама стала заметным мастером, со своим собственным мироощущением, своей манерой, своей стилистикой, своей темой. Несмотря на то, что на выставке не отмечено двойное авторство, нам известно, что Игорь помогал в создании фона для картин Светланы «Древо Жизни» и «Ирис». Но на самом деле обоих художников объединяет две характерные детали в творчестве: оба изображают «невидимое» для обыкновенных людей и оба владеют в совершенстве техникой миниатюрной проработки деталей.
 
Ее картины необычайно притягательны. Они девичьи-женственны, экспрессивны, в них практически нет прямых линий... Они легки и окутаны тайной и флером волшебства и изящества. Они населены живыми, ну ладно ожившими,  мифическими  и сказочными существами... которые неуловимо прекрасны, добры. Иногда опасны и загадочны... А какие цвета! Золото, серебро, беж, медовый, бирюза всех оттенков, малахит. Розовый туман, голубое искрящееся облако, зеленый сумрак вод... Иногда используется техника объемного нанесения краски... Все эти плавные изгибы и полутона делают картины теплыми и живыми. Пока смотришь на одну деталь картины — ощущение движения остальных персонажей не покидает! Кажется, если быстро переместить направление взгляда -  увидишь ожившее чудо.

Шкатулки — те же картины, со всеми характерными для художницы чертами. А вот куклы — совсем особенное направление творчества Светланы Анисифоровой. Я увидела их впервые в  марте 2010, тогда  Игорь и Светлана принимали участие в выставке  "Космическая мистерия"  в рамках фестиваля искусств «Преображение творчеством». На  вернисаже были представлены  картины десяти художников из Московского объединения художников-космистов "Преображение". Куклы были только Светланины.  Я в изумлении стояла перед грустными, совсем живыми человечками. Если на картинах Света воспроизводит героев сказок и легенд, фантастические персонажи, то ее куклы — это созданные ею абсолютно новые персонажи, она их придумала и оживила, взяв за основу реальных людей, а не вымышленных героев. Ее куклы — настолько же авторские во всем, насколько авторские сказки, скажем у Ганса Христиана Андерсена. Не больше, не меньше.
 
На открытии выставки «Любовь небесная»  присутствовали друзья художников Анисифоровых и просто любители живописи. С приветственным словом выступили заместитель директор музея имени Н.К. Рериха и ведущий искусствовед. Поэты прочли стихи, навеянные творчеством Игоря и Светланы, в их числе Анастасия Захарова, Алена Гусева и Татьяна Аленчикова (из Долгопрудного, родного города художников).
 
В заключительном слове Игорь Алексеевич поблагодарил сотрудников музея за предоставленную возможность организации выставки. И рассказал, что без человеческой помощи долгопрудненского энтузиаста Бориса Михайловича Салтыкова и московского друга, художника Александра Ратникова они  не смогли бы достойно представить свои работы, поскольку не было средств даже чтобы поместить все картины в рамы. Потом были цветы и поздравления и тихое погружение в мир, созданный четой художников.

Работы  Светланы и Игоря Анисифоровых такие разные, но они дополняют друг друга. Конечно, это выставка картин о Любви, потому что теплом и любовью пронизаны все работы, но если бы она называлась «Под покровом тайны», то и это было бы абсолютно верно, потому что Игорь раскрывает тайны мироздания, а Светлана —  мир фантастический.

Все же вместе — Любовь двух одухотворенных, творческих личностей, которая живет с ними и в их произведениях.