Поговорим о плагиате, господа? Личное мнение

Любовь Сушко
ПОГОВОРИМ  О ПЛАГИАТЕ, ГОСПОДА?

Меня сегодня Муза посетила,
Посидела так просто и ушла...
В.Высоцкий

Никогда не забуду первый день своего появления на сайте.
Когда ничего не зная, не ведая об этом мире, заглянула в рецензии, запомнились две – первая и последняя из открытых в тот день.
В первой какая –то девушка, имени не помню, склероз, говорила о том, что здесь она нашла мужа и счастлива, чего и нам  желает.
И не то, чтобы мне был тогда нужен муж, но эта положительная энергетика передалась, да так и осталась, как первое впечатление о  литературном сайте.

Последняя рецензия того дня,  помнится, была громадная и не такая радостная, две дамы выясняли кто у кого и что украл, позаимствовал, скажем так, кто написал раньше о надкусанной снежинке, кто повторил и почему в один день были два  произведения в разных концах страны опубликованы.
Согласитесь, что надкусанная снежинка встречается  не каждый день у поэтов, в отличие от облака - медвежонка, скажем так.
И вот так мне это все запомнилось, все кто ругали то одну из поэтесс, то другую, сверяли время публикации и все остальное (я тогда узнала, что здесь есть не только число, но и время) и разговор этот был бесконечен.

Наверное, заимствования появились  в тот день, когда было написано первое стихотворение. Но долгое время былины наши были народными, какой исполнитель чего хотел туда и добавлял, как запомнил, так и пел, и ни у кого не возникало желания в чем-то его обвинить, наоборот, радовались, берегли, потому что один он такой был, а песни его настоящим сокровищем казались.

Недаром кот Баюн охранял  Золотую цепь ( это древнее славянское письмо на священном дубе, если кто-то не в курсе) и никого не подпускал к ней, чтобы не растащили на цитаты.

Когда появилось авторство, все изменилось, человек стал подписывать свое имя под творением, оно стало принадлежать ему, и тут уж те, кто выстрадали, кто как Кащей  чах день и ночь над этим златом ( а позиция эта ничего кроме уважения не вызывает), естественно, что он  не может помыслить о том, чтобы  вы или я взяли кусок творения, его образы, его  вдохновение, немного изменили и себе присвоили, и свое имя под ним подписали.

Я не говорю о тех случаях, когда человек просто берет чужой текст, копирует, подписывает его своим именем и выдает за свое.
Тут все более или менее понятно и спорить не о чем, воровство, оно и в Африке воровство.

Мало кому, кроме наивного ребенка,  захочется так уж прямо чужое сделать своим, ну не вчера же мы родились.
Хотя  некоторые из нас обнаруживают свои рассказы и стихотворения на чужих страницах, под чужими именами.

А что удивительного, если у нас недавно еще были целые сборники «Золотых сочинений», которые учителя успели почти наизусть выучить, но дети упорно оттуда переписывали их, и, не моргнув  глазом, сдавали, и ждали не троечку, за то, что трудился, списывал, а то самое золото, которое им обещали издатели.
Когда открывали книжонку и показывали им  зеркальный текст, они не смущались, а доказывали, что если написано, что оно золотое, то давай пятерку.

То, что это чужое творение, и к нему оно отношение не имеет, как –то даже и не усваивалось.
Но  они писателями быть не собирались, хотя подозреваю, что после такого упорного труда многие среди нас оказались и тут свои права качают.

Но мы все –таки о тех, кто если не способен, то хочет творить сам, без сборника «золотых» сочинений.
И вот здесь у любого велик искус что-то позаимствовать у другого –талантливого, яркого , неповторимого сочинителя слишком велик, и порой, что греха таить, просачивается, внедряется, и становится моим, а потом уже и расставаться страшно и совсем не хочется.
Надо отдать должное тем,  у кого хороший вкус, и он нашел не что-то среднее, а все-таки достойное, и решил, что он это сделает еще лучше, потому что сам –то он значительно круче.

Вот как с той обкусанной или надкусанной снежинкой, кстати, мой юный соавтор Алешка запомнил это так, что во втором классе сочинение написал об обкусанной снежинке , чем очень удивил учительницу, она в нем поэтический  талант обнаружила. Пришлось предупредить, чтобы слишком больших надежд не питала, у ребенка просто память хорошая, и чужое он наивно своим сделал.
А видите, какой эффект, каждый ли устоит?

Но как же быть с теми взрослыми, которые  не только пишут, но еще и читают  чужие хорошие тексты, они вольно или невольно переплывают и в их творения, а потом с кожей не оторвать.

Это может пройти незамечено для автора,  у которого мы что-то заимствуем, такие люди не наблюдательны, погружены в себя, и не смогут же они вычислить, кто и что у них забрал и присвоил.
Классики, которых растащили на цитаты, вообще гордиться должны этим. И в этом случае все понятно, у кого и что взяли.

Да им уже и все равно, но мы о тех, кто рядом, кто дорожит своими творениями и своим миром, кто рожал его в муках, думал часами  и днями над каждым образом, над каждым словом, для кого это действительно бесценный  дар, и вдруг то там, то здесь он видит перепевы, неумелые, слабые, наивные, но сразу же вырывающие  другого человека из рядов графоманов, потому что в нем что-то есть – видно невооруженным глазом. Он начинает за чужой счет считаться уже не бездарным.

На мой взгляд – это то же самое, что  в марафоне срезать дистанцию, прибежать первым, и получить медаль…
И дело даже не в медали, а в том, что ну не  слишком это хорошо получается, не по-людски.

Принимаю возражение о том, что идеи, образы, мотивы витают в воздухе, о сюжетах и говорить нечего, их насчитали 7 или 8 ( как 7  нот в музыке), а все остальное – это только наши фантазии, наш уровень, не больше того.

Но даже здесь, любой из вас помнит, как сошлись и разругались навеки И.С.Тургенев и И.А.Гончаров из-за сюжета «Отцов и детей», выясняя, кто у кого и что позаимствовал…

А что говорить о более мелких деталях, о творцах, которые нынче не так известны, но за литературу и свое  творчество переживают всей душой.
Публикуя какие-то свои дорогие, бесценные работы, мы должны быть готовы к тому, что они могут оказаться на других страница, в других творениях, как в зеркале отразиться.  Что наш неповторимый уникальный мир может повторяться на разные лады, присваиваться. И кроме бессильной  ярости, скандала, что еще остается?

Лично я прослушала целую лекцию от умного, но не наделенного полетом фантазии литератора, который  рассказывает, как чужое сделать своим, как переработать незаметно, как  изменить, перестроить так, что никакой эксперт не докажет, что ты это взял да и присвоил. Ведь на самом деле – это целое искусство.

И чем дальше повторяешь, что это твое, что из семи нот ты сам сочинил музыку, тем больше в этом веришь, а при умении убеждать других, заставишь поверить и их.
Но все-таки вторичность творчества обижает и унижает в первую очередь того, кто заимствует.

Как страшно не создать ничего своего, а только пользоваться чужим, недаром ведь многие актеры становятся режиссерами, чтобы  сделать нечто большее, чем просто исполнить написанную для тебя роль.
У литераторов же правила еще проще:
- Не читать чужих  текстов в момент, когда пишешь сам, не соблазняться, пусть даже и классным, но чужим.
- Не идти по легкому пути, иначе потом все время останется желание срезать дистанцию, особенно если незаметно получилось
- Не брать образов уникальных, если хочется украсть, уметь отличать то, что сразу выдает тебя с головой.
- Не печатать целое произведение, чтобы оно не оказалось просто украденным.

Не воруют картин Рубенса из частных коллекций, потому что их невозможно будет продать, так и здесь, мы только испортим собственное творение и не сможем его выдать за свое.
Конечно, в идеале, лучшее вообще ни на что не покушаться, ни на чужого мужа, ни на чужое стихотворение, но если уж такое случилось, ну делайте это не заметно, так, чтобы подозрения не возникло, чтобы не обидеть творца, не заставить его мстить вам жестоко….
Рано или поздно правда выползет наружу.

Не сможет сам человек доказать, что он на такое способен.
Когда один мой шустрый товарищ доказывал, что « Зазвенят вдруг все колокола» и  еще более крутые тексты написал он, а у него их украли, ведь очень просто проверить, ну напиши еще текст такого же уровня, как «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала»
Все же проверяется в деле, и довольно легко доказуемо.
Увы, и ах!  Ничего не вышло…

Вот так и с нами, тест на отцовство доказывается достаточно просто, а уж экспертиза филологов не заставит себя долго ждать, если вопрос окажется таким принципиальным, а вдруг на детекторе лжи проверят, как ту девицу, которая хотела за Шуру замуж выйти. А уж  Малахов за ценой не постоит….

И вот тогда будет жаль не того, у кого украли, а бедного и несчастного человека, который и думает, как бы чужое сделать своим, а нам это с вами надо?
Ну если не действует в творчестве заповедь не укради, что нам с этим поделать, особенно когда хочется выше головы прыгнуть, а творческая зависть бывает посильнее и пострашнее любой другой, как уже не раз доказывали.

Но подумайте семь раз прежде что-то сделать…
Вы даже не представляете, как вредите себе самому.
Остановитесь у обрыва, не нужно нам чужое, ведь о творчестве речь…

Послесловие

На мой взгляд, чаще всего это относится к поэтам!
Там все видно, могу я взлететь или только ползать. А если не могу, но очень хочу, то пусть меня похватят птицы, как лягушку путешественницу, и несут.

И ведь создается впечатление, что я тоже лечу, что у меня есть крылья, а если внушить это себе, то и вовсе все прекрасно до поры до времени, пока птицам не надоест меня нести. А вот потом падать будет далеко и очень больно, так ведь это потом...
А вдруг они так и донесут бедную лягушку  до самого Олимпа и там бросят, ведь на это рассчитывает сам, кто не может летать?

И все же мне досадно одиноко,
Ведь эта муза, люди подтвердят,
Засиживалась сутками и Блока,
У Бальмонта жила, не выходя
В. Высоцкий

А вот и конкретный пример.
http://proza.ru/2009/03/01/35

Плагиат и его поклонники - часть 1
Тамара Петровна Москалёва

А пока короткое напутствие по ходу  всем  сердобольным  жалельщикам:  Грешите - жалейте-растлевайте воров!  Из любви-жалости  ДАРИТЕ, ДАРИТЕ  им  свои  творения! А ещё лучше,  если есть  авторская страница – немедленно  переименуйте  эту свою страницу, к примеру,  на  "Ольга Ольгина"! Вот и всё.
Хороший совет - отрезвляет быстро...






ЧАСТЬ 2 

Поговорим о соавторстве, господа. Частное мнение-2



Соавторство, по-моему, великолепно только в одном варианте, когда мужчина и женщина соединяются для того, чтобы на свет появился новый человек.

Вот в этом случае они равны перед природой, оба делают каждый свое дело, и зарождается новая жизнь.

Правда, потом, если придется делить ребенка, почему-то закон все равно чаще всего на стороне матери, ей его и оставляет.

А вы не слышали вопли: - Это не твой ребенок, ты не имеешь к нему никакого отношения.
И ладно, если на самом деле так, и этот мужчина не имеет отношения, но ведь она просто  забирает его себе, в ярости отрезая путь мужчины к ребенку, да хорошо, если не объявит войну.
Это в жизни, а как же в литературе?

Примерно так же,  соавторство, оно и в Африке соавторство…

- Это наша книга, мы все будем делать вместе, растить, воспитывать, совершенствовать.

Идиллия да и только. Но успела за последние два десятка лет убедиться в том, что и мужчина и соавтор, когда ему что-то надо горы золотые обещает, а потом не исполняет самого малого.

И как та женщина, которая вопреки всем судам забирает, крадет, прячет своего ребенка, примерно то же самое происходит и тут.

Ну во-первых стоит задуматься почему нам предлагают соавторство?
Человек трезво понимает, что сам он не напишет этого. И тут два варианта, либо от нас потребует собирать материал и делать всю черную работу, потому что сам он занят, не хочет, потому что привык получать от секретарей, пресс-секретарей готовое, и споконо пользоваться, многим даже речи сегодня составляет целый секретариат..
Вот и Вас уговорят на совместную работу, если еще и писателем хочется прослыть

 В этом случае  пахать придется одному, не обольщайтесь..

И в случае сотрудничества   молодого   со  знаменитым писателем, чтобы поучиться, набраться опыта – это прекрасно побыть подмастерьем.
Но так было прежде, сегодня тех самых литературных секретарей я что-то и не встречала. Они были нужны Дюма, чтобы дописывать его романы, и Рубесну, чтобы коней дорисовывать на заднем плане по эскизам самого художника.

Это и справедливо, и нормально.

Нынче все немного по-другому – скучающая жена олигарха решила стать писательницей, она в общем –то может что-то, но чтобы довести текст до ума, сделать его  книгой ей нужен соавтор не лишенный дара –вот и началось…

Ну в этом случае кроме как на материальное вознаграждение, надеяться больше не на что. Да и не очень хочется бить себя в грудь и считать своей эту писанину о том « как получить мужа олигарха». К этому надо относиться как к работе, к заработку. Сделал, отдал, получил деньги и забыл. Зато побывал в роли литературного раба.
И тут все не так плохо.
Возможно,  знаменитую фамилию поставят, чтобы попроще продать .
Но вот она была и нету, невелика потеря...

Есть, конечно, крайний вариант соавторства, описанный еще в «Милом друге», когда  юноша взлетает  в журналистике с искрометными статьями и становится просто акулой пера, хотя вроде интеллектом не блещет,двух слов не свяжет  а потом выясняется, что писала их его любовница, и когда они расстаются, и сам журналист тает, вот он был и нету.

Да и чего только мы не сделаем для своих любимых мужчин, чтобы он самоутвердился и испытывал к нам благодарность, увы,  вряд ли последнее  возможно, но надежда умирает последней.

Но мы не будем о крайностях, больше похожих на аферу, чем на соавторство.

Но вот вроде бы вы встретили единомышленника – и на одной волне, и готовы написать вместе какую-то книгу, и кажется , что она будет наполовину лучше, чем если бы я писала одна, а у меня уже есть и идея, и герои и разработанный мир,  у него ( или у нее)  только желание написать книгу, но ведь какое сильное.
И дело двигается, все вроде  обрастает мясом, количеством страниц, энергия ведь и правда умножается…

Никаких подозрений, ничего. Но потом вдруг выясняется, что на обложке фамилия не ваша, что ваш соавтор дает интервью о том, какую он написал книгу, и вскользь упоминает, что ему помогал  такой –то и такой –то, но скоро он о том забудет упорно, но писатель исключительно  он.
А что против этого сказать? Наглость тут крутая, и не лишена правды, просто твой поезд ушел.

Книга уплывает мгновенно, притом, что вы все еще трудитесь, и все больше и больше, потому что ну очень книгу хочется, он тут уже с издательством и с верстальщиком работает, и с художником связь держит – все идет к победному концу.

Только вы окажетесь гостьей на чужом пиру и празднике жизни.
Уже и голос той мамаши слышится:
- Это мой ребенок, ты к нему не имеешь отношения.

Пройдет время и убедишься, что это так и есть. Можно подержать книгу в руках, полюбоваться, но отношения к ней ты и на самом деле не имеешь…

Только в случае если был оформлен брачный ( авторский) договор, можно на что-то надеяться, на раздел авторских  прав, но кто в начале пути, окрыленный думал о таком документе, тем более, если это не имущество, а только книга, которая только в прожекте, не ясно будет ли написана.

Но если вы все-таки рисковый человек, и бросаетесь в соавторство очертя голову, то  о документах надо подумать, хотя вряд ли вашему соавтору захочется делать это самому.

Но нам ведь тоже хочется  получить моральное вознаграждение в виде имени на книге, особенно если она стоит того, почувствовать себя писателем, тем более  что Ваш труд вовсе не так мал, а может и не меньше, чем его... Скорее больше, чем меньше...

Но всем благоразумным, талантливым( а другим соавторство и не предлагают) я бы советовала сто раз, как с плагиатом подумать, а нужно ли оно  вам при столь туманных перспективах, конечно, если вам есть что терять, я о полунаписанной книге, о собственном мире, создаваемом годами, а потреянном за пару месяцев безвозвратно. Вас же потом засудят за то, что Вы у него украли, в плагиате обвинят, уж бывший соавтор не перед чем не остановится. Многие проходили раздел имущества после развода, а это книга - духовное сокровище, которое так просто не купить, как новый шкаф или диван, а ему не купить наверняка...

Как бы хороши не были  условия, чего бы не обещал тот второй- сразу делите все наполовину в лучшем случае, а в худшем готовьтесь воевать за то, что было сделано,  но свое превратилось в какой-то момент в чужое. И надежд никаких на справедливое решение

Даже если  вы не сможете издать сами, а он может, лучше положить и подождать, чем потом сожалеть о том, что издано, но без вашего участия, вернее,  с огромным трудом, который нигде никак не отмечен.
Это на загнивающем западе принято благодарить в начале и в конце книги всех, кто помогал ее писать, хотя бы эта малость у них есть, у нас  увы, все  с точностью до наоборот.

Не дождетесь, соавтор постарается забыть, вычеркнуть из памяти, особенно если книга будет иметь успех.

От соавторов избавляются так же, как и от постаревших жен, все в мире одинаково, увы…
Но даже если два имени на обложке, Вы можете гарантировать, что Ваши с ним пути не разойдутся в дальнейшем, а о любом переиздании придется просить письменного разрешения, советоваться, поворачиваться к нему снова и снова, хотя вряд ли этого уже хочется...

Остается одно -работать самому и одному...
Ну и очень простое правило, не показывать никому Ваших материалов, черновиков, разработок будущей книги.

Если саму книгу украсть – это все-таки проблематично, хотя есть и такие "соавторы".

Украсть ее в зародыше, особенно если сам ни фантазией, ни эмоциями не наделен –намного легче.

Пусть нашими соавторами будут природа, музыка, живопись,любимые животные,  но ни другой человек.

Ну так устроен люди, они изменчивы и не постоянны, а меняются они в разных обстоятельствах не в лучшую сторону, а испытание славой, деньгами , разными искушениями проходят далеко не все.

И чтобы писать и спать спокойно, откажитесь от соавторства – писательство – это очень индивидуальный и уединенный вид творчества.
Уж поверьте, я знаю, о чем говорю...

Пошли мне, господь,  второго,
Чтоб вытянул петь со мной…

-написал Вознесенский и пел Высоцкий, но я вспоминаю другое – бойтесь своих желаний – они сбываются. Пусть в творчестве не будет рядом второго - агент, редактор, издатель, да, но не соавтор... 

Вот это творческое одиночество оно и делает нас тем, кем мы становимся,  а желая умножить силы и дар, чаще всего мы их теряем…

Думаю, что на самом деле в классической литературе  не все так плохо, как мне кажется.

Из явно положительных примеров сразу же вспоминаются шедевры Ильфа и Петрова, конечно.
Но они так до сих пор и не раскрыли нам тайны,  как же они работали вместе, какова доля каждого из Мастеров  в их бессмертном творении.

Правда, где-то говорят о том, что один собирал материалы и бегал по городу,по издательствам,  второй писал.
Но как было на самом деле история умалчиает.

Конечно, сказки братьев Гримм.
Хотя тут вероятно все еще сложнее, но нам подарены прекрасные творения.
А больше особо и вспомнить некого, так, чтобы труд оказался и на самом деле удачным.

Но возможно для этого вида творчества все еще будет и найдется какой-то разумный подход, чтобы не делить, а умножать?