Внешний призыв Евангелия во времена Ветхого Завета

Евгений Егоров 3
Внешний призыв Евангелия во времена Ветхого Завета
Некоторые христиане, например, социниане, придерживаются совершенно другой крайности и отрицают, что до Христа существовало призвание посредством Евангелия. Они, правда, признали бы, что Евангелие было известно Божьим пророкам, которые имели удивительные откровения; но они настолько безрассудны, что рассматривают пророков, как иррациональных, неразумных людей и видят в них нечто вроде органных труб, которые бессознательно издают музыкальные звуки. Даже если бы они и признали, что пророки были знакомы с Евангелием, они все равно предпочли бы отрицать то, что эти люди обладали подобным знанием. По их мнению, все, что пророки понимали - это касалось только Божьих указаний на грядущие времена, а именно - на дни Мессии, когда к Нему воззовут и язычники.
Но мы считаем, что чтущие Бога люди во времена Ветхого Завета, несомненно, были призваны веровать в грядущего Мессию к своему оправданию, освящению и спасению, как и мы теперь, во времена Нового Завета, только тогда Божий план спасения был для них не таким ясным и не таким действенным, как сейчас для нас, в период Церкви Иисуса Христа. Приведем четыре аргумента в пользу данного утверждения.
Во-первых, это становится очевидным на основании некоторых очень ясных текстов Священного Писания.
В послании an. Павла Гал. 3:8 мы читаем: "И Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы". Из Библии известно также, что Авраам получил благую весть (Евангелие) и был призван Богом еще до учреждения обрезания. Отсюда апостол Павел делает вывод, что верующие, даже необрезанные, "суть сыны Авраама" (Гал.3:7).
Таким образом, Евангелие было дано не только Аврааму, но и для всего его потомства, которому оно было возвещено. Сам Господь свидетельствует об этом: "И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я знаю его, что он заповедует сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним" (Быт.18:17-19). Бог предузнал, затем избрал и призвал Авраама для этой цели, и поэтому возвестил ему Евангелие с тем, чтобы он, в свою очередь, возвестил его своим детям и дому своему после себя. Следовательно, у людей Ветхого Завета тоже было Евангелие и оно было им возвещено.
Примите также во внимание следующий текст Писания: "Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших" (Евр.4,2). Из этого текста следует, что мы, живущие в новозаветное время, имеем то же Евангелие, которое имели люди, жившие во времена Ветхого Завета. Форма изложения мысли в данном тексте выражает тот факт, что люди Ветхого Завета в некоторой степени превосходили нас, но не в том, что касается ясности изложения Евангелия, а с той точки зрения, что они имели Евангелие раньше нас. Они имели Евангелие и это Евангелие в те дни было предназначено именно для них. Они слышали его и были обязаны верою его принять, а если они не поступали так - в этом и был их грех.
Во-вторых, это становится очевидным и на основании всех пророческих Писаний. То, что эти Писания содержат много предсказаний и описаний событий, связанных с грядущим приходом Мессии, а также много увещеваний уверовать в Него - является неопровержимым фактом (см. Псалмы 2, 44, 71; Ис.40 и т.д.). Пророческие Писания - это краткое изложение проповедей, с которыми пророки обращались к современным им людям, так что содержание этих пророчеств было им известно. Поэтому они должны были покаяться, так как назначение этих проповедей и было побудить их к покаянию и вере. Таким образом, Евангелие присутствовало в Ветхом Завете.
В-третьих, обрядовое поклонение Ветхого Завета также полностью подтверждает наше утверждение. Все эти обряды были даны Израилю не для того, чтобы их смысл был исчерпан внешним исполнением религиозного ритуала, но все они были тенями Христа, Который, в свою очередь, является их истинной сущностью (см. Кол.2; Евр.10:1). При помощи этих теней Причастники Ветхого Завета были призваны с радостью ожидать грядущего Мессию и веровать в Него, и это апостол объясняет на протяжении всего послания к Евреям. Поэтому эти тени - существенная часть Евангелия. И поскольку у людей Ветхого Завета было первое (т.е. тени Христа - прим.ред.), то было и второе (т.е. Евангелие - прим.ред.).
В-четвертых, верующие Ветхого Завета были участниками благословений, дарованных и обещанных в Евангелии. Они были участниками завета благодати (см. Быт. 17; Деян.3:25); они имели Дух Святой (2Кор.4:13); Бог был их Отцом, а они - Его детьми (см. Рим.9:4; Пс.102:13; Иер.31:5). Они имели прощение грехов (Пс.31:5) и, более того, имели все благословения завета благодати; они ожидали спасения и обретали его (Евр. 11:16). Там, где находятся все эти милости, - там также должно быть и Евангелие. Поскольку они существовали в Ветхом Завете, то и Евангелие там тоже присутствовало.
Возражение 1: Евангелие было скрыто до времени Христа. Во времена Ветхого Завета верующие имели только обетования, а не их действительное осуществление. Это видно из следующих текстов Священного Писания.
1) "Все сии умерли в вере, не получивши обетовании" (Евр. 11:13).
2) "...по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая была явлена теперь, и через Писания пророческие по повелению вечного Бога была объявлена всем народам к послушанию веры" (Рим.16:25-25). Здесь апостол отчетливо утверждает, что Евангелие сохранялось в тайне от Бремени основания мира и было явлено только в Новом Завете.
Ответ: 1) Первое место Писания говорит о том, что у верующих, живших в Ветхом Завете, не было Христа во плоти, пришествие Которого было тогда только обещано. Однако, здесь не написано, что у них не было Евангелия, или, что они не были призваны веровать во Христа, Который должен был прийти. Мы читаем противоположное: они веровали. Таким образом, они были призваны Евангелием и это Евангелие имело одинаковое содержание с Евангелием Нового Завета (1 Пет. 1:20), ибо вера от слышания.
2) Второй текст также опровергает подобное мнение, потому что апостол говорит здесь об откровении язычникам, а не иудеям. Он говорит, что Евангелие было явлено язычникам через пророческие Писания, так как оно заключено в этих Писаниях. У иудеев, однако, уже были эти Писания, и Евангелие было известно иудеям еще до наступления времени Нового Завета, но оно не было известно язычникам.
3) Об этой тайне, которая была известна иудеям, но сокрыта от язычников, говорят также и другие тексты Священного Писания. Например, Ефес. 3:4-6: "... тайны Христовой, Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым), чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования".
Прежде эта тайна не была открыта так явно, как она открылась в настоящее время. Язычникам она, вообще, не была открыта, и никто прежде не был свидетелем исполнения обетовании, касающихся призвания язычников. Апостолы, однако, свидетельствуют о том, что язычники обращались посредством их проповеди. Такое мнение выражено в следующих стихах Священного Писания: Еф.3:9; Кол. 1:26; 2 Тим. 1:10-11, Тит. 1:2.
Возражение 2: 1) Моисей был посредником Ветхого Завета, а Христос - Нового Завета. Поэтому верующим Ветхого Завета не было возвещено о Христе и, следовательно, они не были сопричастниками Христа.
2) Примите во внимание также Иоан.1:17, где мы читаем: "Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан.1:17).
Ответ: 1) Моисей свидетельствовал о Христе и проповедовал Христа народу (Луки 24:27). Таким образом, Евангелие было предложено людям и во времена Моисея.
2) Отличие Моисея от Христа в Иоан.1:17 не хронологическое, но оно имеет отношение к особенностям этих личностей и их работе. Моисей был тем средством, через которое Бог дал закон десяти заповедей, как правило жизни для причастников Ветхого Завета, и обрядовые законы, которые прообразно указывали на Христа. Но ни сам Моисей, ни его законы не являлись, сами по себе, истинной сущностью Ветхого Завета. Однако, это истинно в отношении Христа, Который вчера и сегодня тот же (Евр.13:8). Христос есть истина, сущность и воплощение того, прообразом чего был обрядовый закон Моисея.
Возражение 3: Примите во внимание Гал.3:19: "Для чего же закон? Он преподан через Ангелов, рукою посредника". Моисей был, таким образом, посредником Ветхого Завета, а Христос -Посредник Нового Завета: "То лучшего завета Поручителем соделался Иисус" (Евр.7:22); "И потому Он есть Ходатай нового завета" (Евр.9:15).
Ответ: Моисей был посредником, стоящим между Богом и людьми, который передавал слова от Бога к людям и обратно, от людей к Богу. А Христос является Поручителем и Посредником ценою Своей искупительной жертвы. "И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр.9:15).
Моисей мог быть посредником только на протяжении своей жизни, то есть, всего лишь на протяжении короткого времени, так что у последующих поколений людей уже не было его в качестве посредника; а Христос - тот же вчера и сегодня. В обрядовых ритуалах Ветхого Завета Он также был заклан "от создания мира" (Откр.13:8). Моисей, будучи посредником, как мы только что объяснили, от имени Бога явил людям Христа и увещевал их веровать в Него (Лук.24:27). Именно с этой целью и был учрежден обрядовый закон. Таким образом, Евангелие, также как и призвание, реально присутствовали в Ветхом Завете.
Возражение 4: В Ветхом Завете люди не обладали духовными привилегиями, присущими завету благодати. Из этого следует, что они также не имели и Евангелия. Следовательно, причастники Ветхого Завета также не были призваны ко спасению. Это становится очевидным из Евр.7:19: "Ибо закон ничего не довел дс совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу".
Ответ: Это верно, что закон сам по себе не может дать человеку надежду на спасение, но обряды Ветхозаветного служения вели людей ко Христу; и, благодаря этому, верующие Ветхого Завета имели доступ к благодати через веру. Они верили во Христа и были причастниками благословений завета, так же, как это верно и в отношении нас -верующих Нового Завета (о чем было сказано выше).
Возражение 5: Мы читаем в Евр. 9:8, "что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния". "Святилище" означает Небо. Это известный факт, что путь к Небу в Ветхом Завете еще не был открыт. Таким образом, верующие Ветхого Завета не были призваны ко спасению посредством Евангелия.
Ответ: Во-первых, апостол говорит далее, по тексту Послания, т.е. в Евр. 9:9, что святилище было "образом настоящего времени". Таким образом, люди в то время имели у себя образ Неба.
Во-вторых, Святое Святых было отделено от святилища завесой, так что туда никто не мог даже заглянуть. Это означает, что все обряды, сами по себе, не могли открыть путь в Небо. Это означает, также, что таким путем взойти на небо нельзя, но только Христос, Который скорее является антипрообразом этих обрядов, есть единственный путь, по которому можно прийти к Богу (Иоан.14:6).
В-третьих, апостол утверждает, что путь в Небесное Святилище еще не открыт. Он не говорит, что святилище еще не открыто, но заявляет этим самым, что в Ветхом Завете еще не было Христа во плоти, Который является этим путем.
В-четвертых, когда апостол говорит, что путь еще не открыт, то он этим не подразумевает ни того, что путь пока еще не существует; ни того, что этот путь верующим в Ветхом Завете был совершенно неизвестным. Здесь просто имеется в виду то, что для них этот путь не был таким ясным, каким он стал после пришествия Христа, потому что тогда им приходилось смотреть на грядущего Христа посредством темных теней прообразов. Подобным же образом в 1 Иоан. 3:2 о детях Божьих написано: "еще не открылось что будем", хотя, несмотря на это, некоторое знание о том мы имеем. Место Писания, о котором идет речь, т.е. Евр. 9:8, имеет отношение к мере знания и различным способам, посредством которых можно придти к Богу через Христа, - тогда, в Ветхом Завете, это были обряды, а теперь, в Новом Завете, обряды уже не нужны.
Возражение 6: Мы читаем также во 2 Тим. 1:9-10: "Благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие". Вот видите, именно Христос впервые явил жизнь для этого мира, следовательно, прежде о ней не знали.
Ответ: Во-первых, уже неопровержимо было доказано, что о вечной жизни верующие знали и до пришествия Христа, что к этой жизни они стремились и старались стать ее причастниками (см. Лев.18:5; Матф.19:17; Иоан.5:39). Поэтому этот стих не может означать, что до пришествия Христа верующие были полностью невежественны в этом вопросе.
Во-вторых, Христос явил жизнь и бессмертие, совершив на деле искупление грехов; Он избавил Свой народ от смерти, заслужив для него Своим подвигом вечную жизнь.
В-третьих, пророчества Библии и ветхозаветные обряды свидетельствовали о том, что Христос пока еще не пришел и реально еще не совершил искупление; но что Он придет для того, чтобы все это исполнить. Евангелие же констатирует то, что Христос уже пришел и все совершил.
В-четвертых, в ветхозаветные времена все обрядовые установления были прообразами Христа, подобно теням, которые не могли быть такими же ясными, как сама сущность явления. Но во Христе все тени обрели облик и то, что было прообразом, приняло свой истинный вид, так что стало ясно различимым.
В-пятых, фактически Павел говорит эти слова применительно к язычникам, которые пока еще не были призваны, но пребывали в ослеплении. После пришествия Христа, однако, они также были призваны посредством Евангелия к свету спасения и вечному блаженству. Это видно из следующего, за рассматриваемым нами текстом, стиха: "Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников" (2Тим.1:11).
Возражение 7: Апостол говорит: "И все сии... не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39-40). Из этого текста явствует, что люди Ветхого Завета не являлись причастниками небесных благословений.
Ответ: Во-первых, у них было обетование о пришествии Мессии, но они не испытали его исполнения, т.е. пришествия Христа во плоти.
Во-вторых, верующие Нового Завета имеют нечто лучшее, чем имели верующие Ветхого Завета. Однако, возражение не может быть верным, поскольку духовные благословения одного Завета являются частью благословений другого. Скорее всего, нечто лучшее означает то, каким образом они становятся причастниками завета. Верующие Ветхого Завета становились его причастниками благодаря прообразным теням, а мы - благодаря самому (т.е. Христа) явлению и истине. Они предвкушали обещанного пришествия Христа, а у нас есть исполнение этого обетования. Они обладали этими благословениями в надежде, а мы можем видеть их и обладать ими на самом деле; они обладали этими благословениями в меньшей степени, а мы может иметь все это (то есть, Духа Святого, свет и жизнь) в гораздо большей степени.
Господу было угодно не посылать Христа во плоти сразу же после того, как были даны обетования Адаму и Еве, или Аврааму, Исааку и Иакову. А если бы это было так, тогда и они обладали бы этими благословениями на самом деле и не было бы нужды в прообразных тенях. Но, однако, поскольку Христос надолго замедлил со своим приходом, этим самым Он все это длительное время ожидания побуждал Свой народ жаждать времени исполнения обетовании; и поскольку Христос пришел в наше время, исполнив все обещанное - ветхозаветные верующие оказались не единственными причастниками истинного благословения. Мы являемся причастниками вместе с ними, а они - вместе с нами, хотя, возможно, мы являемся причастниками лучшего служения, чем они.
Возражение 8: Апостол говорит: "Лучшего завета поручителем соделался Иисус" (Евр.7:22); "Он - Ходатай лучшего завета" (Евр.8:б). Отсюда становится очевидным, что ветхозаветные верующие были причастниками скорее земных, чем духовных благословений.
Ответ: Мы отрицаем, что слово "лучший" относится к самому явлению Нового Завета. Выше мы уже показали истинность противоположного утверждения. Слово "лучший" относится к способу, каким осуществлен был завет, и который часто также обозначается наименованием "завет".
Таким образом, мы увидели, что со времени грехопадения человека Бог призывал Свой народ посредством Евангелия.