Повелитель бури - рецензия на фильм

Оксана Аболина
США, 2008
Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
В главной роли: Джереми Реннер
Жанр: военная драма

Американцы умеют снимать кинодрамы о войнах, которые они сами же и затевают, жёстко, патриотично и при этом довольно-таки честно и нелицеприятно. «Повелитель бури» снят как раз в таком ключе. Налёт достоверности, почти документальности, прибавляет эффект любительской трясущейся камеры. В целом, картина получилась крепкая, мужская, даже немного брутальная, хотя и снята женщиной. Однако, от фильма, получившего шесть премий «Оскара», столько же – от Британской киноакадемии, пять призов Венецианского фестиваля, ожидалось гораздо большего. И уж точно Джеймс Кэмерон, бывший супруг режиссёра Кэтрин Бигелоу, имел гораздо больше оснований получить все эти престижные награды за своего «Аватара». Это было бы справедливо. Но понятно, что патриотическая картина в глазах жюри перевесила ценность фэнтези, напоминающего при том о неприглядных тенденциях родной политики.

«Повелитель бури» - фильм о последнем месяце пребывания группы американских сапёров в Ираке. Тема благодатная, но по большому счёту раскрыта не до конца, и вообще нет ничего, что удивило бы или чрезвычайно впечатлило. Картина напоминает наши фильмы перестроечной поры об Афганистане. С тем же набором клише. Три главных и вполне типичных для такого рода фильма героя: подрыватель Уильям Джеймс (Джереми Реннер) - разбитной сорви-голова, следующий уставу и пекущийся прежде всего о безопасности подчинённых сержант Сэнборн (Энтони Макки) и рядовой хлюпик-очкарик Оуэн Элдридж (Брайан Герати). Как личность, более-менее прописан только Уильям Джеймс – боец, для которого война – наркотик, а риск и опасность – источники необходимого для организма адреналина. Впрочем, стиль фильма и не подразумевает раскрытие характеров, это, скорее, хроника, военные будни сапёров – людей, чувствующих себя чужими в стране, где любой может оказаться врагом, подрывником, смертником. Камера следит за окружением героев, вызывая ощущение паранойи: то, что сейчас выглядит безобидно, через мгновение может выстрелить, взорвать, уничтожить.

В принципе, вот и всё. Никаких открытий в картине нет. Актёры играют достоверно, к ним никаких нареканий, сюжетная линия последовательна , но повторю ещё раз – до Оскара этот фильм не дотягивает, и то, что он его получил, несправедливо.

7 из 11. Посмотреть один раз вполне можно, но не обязательно. Крепкая средняя военная драма.