Беседа с Карлом М

Виктор Леонтьевич Лысенко
            Заскочив в обеденный перерыв в редакцию молодёжной газеты, где в то время работал мой приятель, я увидел сотрудников, стоявших возле столика, за которым сидел и что-то с жаром говорил собравшимся пожилой человек с мощной львиной гривой. Я сразу узнал его: это был он, основоположник научного коммунизма! Старинный пиджак, жилетка, полосатые брюки – всё оттуда, из XIX столетия. По-русски говорил бегло, с лёгким украинским акцентом:
          - «...Победоносное учение Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина!»  А?!  Как вам это нравится?! Нас с Фредом в одну компанию с этими  подонками записали! Да я с ними присесть на одном поле отказался бы, не то что под одним знаменем шагать. Мы, что ли, учили их, что социализм строить – это  нормальных работящих людей пачками  к стенке  ставить?  Этому мы их учили?! – грохнул кулаком по столику  старик.
          -   Так ведь в ходе революции стоит задача подавления сопротивления эксплуататоров, – вспомнил из курса истмата Володя, зам. главного редактора газеты.
           -  Правильно, подавления,– живо отреагировал старик, - но  подавления в  том смысле, что все должны работать. Все! И себе на жизнь собственным  трудом зарабатывать, а не эксплуатацией людей и финансовыми  афёрами  пробавляться.  А то и в наше время, и сейчас особенно: одни  работают, а другие деньги на ветер швыряют и на яхтах с лебедями катаются.
           - А если не захотят они работать? – не унимался Володя.
           - Вот в этом и состояла ваша задача: сделать так, чтобы  они захотели, - вкрадчиво ответил «основоположник». -  Этому мы вас и учили.  И не просто захотели, а попросили бы вас, чтобы вы им полторы–две смены у станка поработать разрешили. Разрешили!  Чтобы  денег побольше заработать для себя и своих детишек... Думаете, невозможно это было сделать?  Очень даже возможно, уверяю вас.  Только головой надо было соображать, а не вот этим местом, – старик хотел показать, каким именно местом, но передумал, - а ваши дуболомы научились только в расход людей  выводить!
         -  Но вы допускаете, что ваш «Манифест коммунистической партии» в сегодняшних условиях устарел? – спросил кто-то из молодых.
        -   Ни единого словечка не устарело, – отрезал старик, – вы тут всякие умные слова напридумывали – «глобализация», «интернационализация», а мы с Фредом про эту вашу глобализацию 160 лет назад написали: чётко и ясно.  Капитал не имеет национальности – раз! Пролетариат не имеет национальности – два! То есть международный капитал эксплуатирует международный пролетариат - во всемирном масштабе. Вот вам и вся ваша глобализация.
          -  А как насчёт обобществления женщин? – попытался поддеть гостя Тимур, завотделом  науки.
          -  Майн  готт, опять об этом! – скривился как от зубной боли «основоположник», а затем  рявкнул, обращаясь к Тимуру, - ты  наш  «Манифест» читал?! Отвечай -  читал или нет?! -  и сам же ответил: - Я по твоим глазам вижу, что не  читал. Потому что нет там ничего про это.  Ничего! А говорится  о том, что женщина  должна перестать быть объектом эксплуатации.  Эксплуатации!  И не только экономической, но, прежде всего, сексуальной  эксплуатации. Она должна быть свободна:  если хочет замуж, пусть выходит. Но выходит за того, за кого она хочет выйти, кого она любит, понимаешь ты это или нет?  Не за такого старого пня, как я, потому что у него денег много, а за вот такого жеребца, как он, – «основоположник» показал пальцем на Сашу, скромного статного парня, густо покрасневшего после сравнения с жеребцом.
             Старик помолчал, потом продолжил:
          -  Врать не буду, кое от чего пришлось отказаться. Но от чего я никогда в жизни не отказывался – это от идеи человеческого равенства. Равенства и достойной жизни для каждого. А у вас сейчас бардак полный: богатые богатеют, бедные беднеют. И беднеют до нищеты, до полной деградации. Иду сейчас по подземному переходу: нищие, убогие, попрошайки...  Это, что ли, достойная жизнь?
          -   Так ведь люди-то разные, – снова вступил в разговор Володя.
          -   Верно, разные, - отозвался гость, - но те, кто работать не может,  должны тоже прилично  жить, а не попрошайничать по углам. Женщина, если она слабость до мужиков имеет, пусть занимается проституцией. Пусть. Но пусть  делает она это по своей воле, а не потому, что ей самой жрать нечего и детей нечем кормить... -  старик часто заморгал глазами и попытался вытереть слезу рукавом. Видимо, тема сексуальной эксплуатации  женщин волновала его в особой степени. Наташа,секретарь редакции, подала ему чистый носовой платочек. «Основоположник» вытер им глаза, потом громко высморкался в платок и сунул  в карман пиджака.
          -   Люди хотят копить деньги, чтобы жить хорошо, –  сказала Наташа.
          -   Копи, -  быстро ответил  старик, -  но накапливай своё, заработанное. Своё, а не чужое! А  ваши богатеи хапают, хапают... Всё им мало.  Десять жизней человеку не прожить, а с собой, туда – он показал пальцем, куда, - ничего не заберёшь. У немцев даже поговорка  на эту тему имеется: в последней рубашке кармана нет. Нету! Тысячу раз я писал: индивидуальное накопление денежного капитала выше нормальных человеческих потребностей бессмысленно, и не только бессмысленно, но и  вредно.
         -   Почему же вредно? – спросил Тимур.
         -   Потому что если гигантские деньги на ваших потомков свалятся, добром для них это не кончится. Или сопьются, или на иглу сядут, или истреплются по мужикам, как эта дура, прости Господи, фамилию забыл. Потому что тот, кто в своей жизни ни дня не проработал, цену деньгам не знает. И не может знать... Где у вас тут туалет? – неожиданно спросил  «основоположник».
          -  Здесь, за углом, направо, - отозвался Тимур, и предложил: - Давайте, я вас провожу.
          -  Сам найду, не провожай меня, - буркнул в ответ старик и вышел в коридор.
      Присутствовавшие остались стоять, тихо, почти шёпотом,  обсуждая не просто странный, а фантастически странный визит в редакцию патриарха научного коммунизма.
      Через десять минут решили проверить редакционный туалет. Он был пуст...


Иллюстрация: переделанная карикатура из интернета.