Школа. Глава5. Не хлебом единым...

Виктор Некрасов
На фото: это мы,студенты, 1973год

Отрезок жизни длиной в три года я не случайно назвал «Школа».  Логичней было бы  после раздела «Инженер» назвать  следующий раздел « Учитель». Логичней, но это было бы  неверно, так как   к работе инженера я был всё-таки  больше готов  как по образованию, так и благодаря  некоторой практике работы в должностях механика и заведующего гаражом в армии. К  работе же учителем я был абсолютно не готов  ни по первому признаку, ни по второму. Учителем я стал гораздо позже, чем появилась запись в трудовой книжке. Учителем становятся после определённой практики работы в школе, а некоторые  не становятся ими никогда и остаются  просто урокодателями.


Несмотря на то что первый год работы в школе оказался очень трудным во всех отношениях,  я  вдруг  увидел, что  жизнь в деревне не такая уж однообразная и серая.  Если разумно использовать свободное время, а его стало значительно больше, чем  на работе в колхозе, то можно найти много различных и полезных занятий.

  Прежде всего, и это главное, я наконец-то начал самостоятельно заниматься пчеловодством. Помогая в работе с пчелой отцу,  я  выполнял функции помощника, а зачем, почему, в какие сроки - это была прерогатива отца. Сейчас же вся ответственность за полный цикл работ лежала на мне. А это оказалось не такое простое занятие, как некоторым кажется.  Все сорок лет я постоянно учусь, выверенное на практике  публикую в журнале «Пчеловодство», провожу различные эксперименты, а иногда и ошибки допускаю. Предела совершенства в этом увлекательнейшем и довольно прибыльном деле не существует,  и это очень даже хорошо. Не сложишь руки: « Всё, дескать, освоил  и достаточно!». Ленинский лозунг: «Учиться, учиться и ещё раз учиться…»- как нельзя уместен и здесь, а не только для построения туманного коммунизма. Здесь  результаты видны каждый сезон. Имея первые годы пять – семь семей,  мы полностью обеспечивали себя мёдом и даже делали некоторые покупки. Купили телевизор, стиральную машину и разную мелочь  для дома.


 Как-то в марте 1972 года я поехал сдавать досрочно какой-то экзамен, но в райцентре поступили в свободную продажу мотороллеры  марки «Турист». Каково же было удивление   Люды, когда к дому подъехала машина АПМ  и из неё выгрузили  наше первое транспортное средство.  Покупку я оформил в кредит  сроком на один год. Стоил он около пятисот рублей. Это был довольно комфортабельный, с  пуском двигателя  со стартера, десятисильный  отечественный мотороллер. Пять лет он служил нам верой и правдой. Поездки на рыбалку и по грибы, в Донское  к маме (160 километров) и  многие путешествия по району- вот далеко не полный перечень мест, куда доставлял нас незаменимый помощник. После  него будет ещё тяжёлый мотоцикл «Днепр» и шесть автомобилей различных марок. Причём не бывших в употреблении автомобилей, а с завода, новых.  Пристрастие к технике осталось на всю жизнь.

По субботам, особенно в холодное время года, мы ходили в гости к нашим друзьям Лазукиным  Владимиру  Карповичу (гл. агроном) и Любе. Они поженились в июне 70-го,  и в подарок, кроме основного, я нарезал сноп  колосьев  озимой  пшеницы, и он несколько лет  стоял у них   на тумбочке как самый  оригинальный и приятный подарок для семьи агронома. Играли мы в шахматы и покер. В покер играли просто на очки. На деньги мы никогда не играли. Чтобы не возникло  мнения о том, что  мы были ангелами, сразу разочарую  читателя. Не ангелы, и крылышек не  было. Употребляли мы  домашнее вино, а то и бутылочку водочки за вечер  пропускали внутрь. И ещё один порок - курили мы. Я курил с 15 и до 55 лет. Ровно сорок  лет отдымил, к сожалению! Ну,  вот и исповедовался. Продолжим! Когда Лазукины переехали  в Липецк,  мы продолжали встречаться на протяжении всей  жизни. Три года назад  друга не стало. С Любовью Васильевной перезваниваемся и иногда встречаемся. Общаемся с их дочками, которые не раз бывали у нас в гостях.

В шахматы тогда играли в массовом порядке-  не то, что сейчас. Самым сильным  шахматистом в селе был простой скотник, Пожидаев Николай Васильевич.  Нередко я брал шахматы и шёл к нему на ферму. Там, в Красном уголке (помещение на ферме, где доярки пили чай и иногда отдыхали, проводились различные беседы, читались лекции и т.д.), мы часами играли с переменным успехом.

Любил я и люблю до сих пор рыбалку.  В этом   любимом занятии я чист перед экологами, всякого рода « зелёными» и другими защитниками природы. Ловил и ловлю только на удочку. Никаких браконьерских снастей за всю жизнь не использовал. А уж какое это удовольствие  порыбачить на наших прудах, которых в районе  много!

Ко всем крупным, красным датам мы готовили концерты художественной самодеятельности. В концертах принимали участие не только дети, но и учителя, а также и  сельская молодёжь. Сельский клуб был довольно небольшим и  необустроенным, поэтому   к нам не приезжали с концертами   никакие артисты,  и наши выступления были вне конкуренции.

После летней сессии мы  практически каждый год куда-то ездили отдыхать, а  заодно и  совершать покупки.
В основном,  это были Москва и Днепропетровск (в то время  НА Украине).  В Днепропетровске жили  тёщины родители и две родные сестры с семьями, а в Москве были родственники у меня. Там мы покупали одежду, обувь  и в то же время посещали музеи, кинотеатры и другие  интересные места.

В райкоме партии в то время существовала школа молодых коммунистов. Приблизительно раз в месяц, а может, в два месяца проводились занятия  с недавно вступившими в партию. Несколько раз я неплохо выступил там. И вот в августе 1973 года меня пригласили в райком КПСС на беседу. Второй секретарь райкома Сергей Фёдорович Рудаков  предложил работу инструктором  организационного отдела райкома партии. Дал он  на раздумье сутки. Как известно,    на партийную работу  приглашают, а не сам претендент идёт с заявлением,  и я, посоветовавшись с женой и тёщей, дал согласие на новую работу. Так неожиданно моя  педагогическая  карьера приостановилась.