Однажды засучив рукава на всю оставшуюся жизнь

Галина Козловская
 
                Эссе
               
                «Ты - мой ученик. Я - твой учитель.  Давай подумаем,
                зачем  мы с тобой родились, зачем  живём  на  этой  земле.
                Зачем встретились: ты и я?»    
                М. Щетинин.

КАК-ТО на лекции, довольно скучной и не пахнувшей свежестью мысли, пришлось мне заскучать и, уткнувшись в блокнот, черкать всякую всячину - чёртиков, бабочек с роскошными крылышками, написание букв, как когда-то в юности на уроках черчения. Само собой вывелось слово ШКОЛА. Ровненько, красиво. А что дальше? Шикарный Коллектив Одноклассников Ленивых Активных. Ерунда какая-то. Школа - это маленькая жизнь для юных и легко ранимых человечков. И большая - для нас, взрослых и умных, с очками на носу и указкой в руке, строгим взглядом и беззащитным сердцем.

Не люблю длинных рукавов. Постоянно их засучиваю. Интересно, когда появилась у меня эта привычка? Вероятнее всего, когда пришла работать в школу, 20 лет назад. И засучила рукава на всю оставшуюся жизнь, о чем нисколько не жалею.

Ловлю себя на том, что везде и всюду думаю о школе. Кто-то думает о деньгах, кого-то постоянно гложет совесть, кому-то вечно лезут в голову мысли о праздности жизни.
А у меня одно на уме: школа - не плоскость, а пространство для вопросов, на которые мы ищем ответы… Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу… Мои первоклашки, они такие красивые, особенно когда играют в снежки… И почему румянец так быстро слетает со щёк, когда люди становятся взрослыми?.. Меняется восприятие мира или совесть деформируется, теряется чувство стыда?..

Обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к  межкультурному взаимодействию, нужны личности.

В нашем мире личность всё или ничто. В школе личности бывают как положительные, так и отрицательные. Одни сильные, другие, увы, гадкие. Сильные идут далеко и добиваются большого. Гадкие тоже идут, идут и идут. И гадят, гадят, гадят.

Почему в нашем обществе немало таких людей, а ведь все они учились в школах, пусть и разных, но всё же в стенах заведений, где сеют добро. Наверное, семена были некачественные. А от гнилого семени не жди хорошего племени. Такое бывает в природе.
 
Одни легко «хватали» знания, «на лету», другим учеба давалась туго. Но всё же, наверное, неверно судить о способностях ребёнка по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие.

Я очень уважаю слово «труд», и мои ученики знают это, потому что на уроках мы часто говорим обо всём, что связано с этим понятием, идёт ли разговор о великих людях или о помощи просто незнакомой старушке, переходящей дорогу. Труд - это сила, мощь, знания, добро, красота… Труд - это самая умная машина, созданная человечеством. Это не я придумала. К этой мысли пришли мои ученики кол-лек-тивно, на одном из уроков, он назывался интеллектуальной игрой.

Экзюпери, который не был педагогом, а был интеллигентным человеком, писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать…». Любовь к познанию - вот для меня главное мерило образованности. Я учу своих учеников искать и находить истину во всём. Если не получается самостоятельно, давайте искать вместе, предлагаю им.

У нас в классе висит небольшой, неназойливый такой плакатик: «Не давай душе лениться!», изготовленный детской рукой, кистью, гуашью. Нередко, когда того требует ситуация, молча показываю указкой на этот шедевр детского творчества, напоминая ученикам, или ученику, мои требования. «Нацарапал» это заклинание на листе ватмана по моему поручению во втором классе тихий «мальчик со скрипочкой» Женя. Он в то время лучше и быстрее других одноклассников овладел прописью.

Женечка, когда пришёл в первый класс, был такой нежный и таинственный, как облачко, а теперь, спустя три года, вытянулся и осмелел…

Особенно мне нравятся в нём манеры. «Наталья Вениаминовна, а не начать ли нам урок с поздравления?», - спросил он как-то, в день моего рождения. Ребята тут же подхватили его ноту, и тут такое началось… Умён, талантлив, грамотен, музыкален, отличник, умеет себя преподнести, и что необычно, одноклассники тянутся к нему, такому умному. А почему? Обычно вундеркиндов не жалуют. За что? За то, что они не как все. Тихо посапывают над тетрадкой или учебником в классе, предпочитают на переменках затаиваться в уголках  школы, их стихия - одиночество. Женечка - личность. Он широкий, радушный, его любят и слабые и сильные мальчишки, к нему тянутся все, в том числе девочки.

Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая задача моя - помочь таланту раскрыться.  Я верю в Женю, у него в начальной школе уже сформировался хороший стержень.

Если я, мой коллега, ведущий занятия в соседнем классе, другие учителя и наставники в нашей начальной школе, педагоги во всех других школах Российской Федерации, - все мы не будем стараться воспитывать в каждом ребёнке Личность, страна наша в одночасье обеднеет. Потому что только школе, да-да, школе дано это эксклюзивное право и честь - воспитание и развитие личности учащихся. И никакие общественные институты потом уже не будут заниматься этим. Школа, словно аистов, выпускает из своих стен уже сформировавшихся птиц для большого полёта. А дальше… Дальше идет огранка, талантливая или бездарная, всякая и разная, уже вне зависимости от нас, педагогов. Вот почему мы, учителя, я, учитель, болеем душой за каждого сидящего перед нами с широко раскрытыми глазами или уткнувшегося в парту или безнадежно считающего ворон за окном че-ло-ве-ка.

А в обществе? Что может быть потом? «Качества личности вообще у нас мало ценятся и не ими определяется роль в общественной жизни. Поэтому у нас так много совершенно ложных общественных репутаций, много имён, созданных властью слов, а не реальностей», - говорил Бердяев. Мы, учителя, столько души отдаем чужим детям, что на родных сыновей и дочерей остается лишь небольшая толика родительской любви и совсем мало времени. Не бесчестно ли это? Задумываться об этом приходится, когда слышишь от коллег подобное: «Сегодня дочка опять сказала мне: «Ты вся в своих учениках, ты меня не слышишь, тебе не до меня».

Обидно и больно. И стыдно. Пока в душе колотятся эти чувства, бежим спасаться к вечному и необъяснимому вопросу: «Что делать?». Остываем, и всё встает на свои места. Мы можем отмахнуться от собственного ребенка, но только не от ученика. Это что, диагноз? Видимо, да. Но он также необъясним и, увы, неизлечим, потому что учитель болен жертвенностью, а такие болезни не лечатся. Что поделать, ученики и ученицы - наши воспитанники, растеньица, преданный уход за которыми мы взяли на себя, по доброй воле и с охотой. Детей надо любить. Каждый испытывает потребность быть любимым, это поднимает его в собственных глазах; но, я думаю, что любить нужно по-разному: одного с бесконечной снисходительностью, другого - с неослабной строгостью.
 
Доска и мел - наши главные инструменты, но хочется чего-то большего. Разбудить сознание, дремлющие способности. В моих классах в атмосфере  доверительности  и  доброжелательности царит радостное, живое и интересное общение, где исчезает страх перед ошибкой и рождается уверенность в себе.

Я сельский учитель, и мои ребятишки в основном деревенские мальчики и девочки, со своими причудами, особой, доморощенной любознательностью и непосредственностью. Поэтому мне так близок образ чеховского Ваньки Жукова. И мудрость этого девятилетнего ребёнка. Когда он, измученный выволочками хозяев, насмешками подмастерьев и обессилевший от недоедания, недосыпания и не по возрасту тяжелой работы, просит в письме к дедушке взять его обратно в деревню, то он ни на минуту не забывает о самом деде. Он не собирается сесть на шею старику и заранее обдумывает возможность заработка: "А ежели думаешь, должности мне  нету, - пишет Ваня, - то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али  заместо Федьки в подпаски пойду". Ванька мечтает о том, чтобы быть полезным дедушке: он готов для него и табак тереть, и Богу молиться...  «А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам", - так выражает пацанёнок свою готовность отплатить добром за добро.

Если взрослые ставят ребёнка в такие условия, что само физическое существование для него становится невыносимым, в нем происходит как бы перерождение натуры: он теряет и душевную чистоту, и чувство справедливости, и свежесть восприятия. Он просто перестает быть ребенком.

Я, собственно, о чём? Да всё о том же: чтобы мы, взрослые, и учителя, прежде всего, научились уважать ребёнка, уважать в нем Личность, ибо она рождается вместе с самим ребенком, вместе с его первым криком. Первым криком человек заявляет о своей уникальности! Кто из классиков об этом сказал?

Детство - счастливая пора, когда всё видится в добром свете. Самое страшное детство - это детство, лишённое любви. И мне хотелось бы, чтобы школа восполняла этот недостаток. Не должна и не может быть в принципе школа домом, где разбиваются сердца. И главное в психологическом, воспитательном и образовательном плане для учителя, а значит, для меня, сердце отдавать детям. Настоящий учитель живет не ради себя, а ради учеников. В этом его преступление перед самыми родными людьми, и святость перед человечеством. Классика!

Как-то на уроке "Твоя родословная" я спросила ребят: "Назовите своих дедушек и бабушек". Поднялся лес рук. "Прабабушек и прадедушек?" Три-четыре руки. Познания ребят о корнях своей фамилии обрывались уже на третьем колене. Это наша беда. А ведь фамильная гордость,  интерес к истокам  собственной родословной, - всё это ветви одного древа, имя которому - патриотизм. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, своего рода.

В юности меня поразили толстовские строки:
"В глубокой старости, обыкновенно думают и другие, и часто сами старики, что они только доживают век. Напротив, в глубокой старости идёт самая драгоценная, нужная жизнь и для себя и для других".

Вдумаемся в эти слова. Не бывать пышной кроне дерева без ухоженного корня. Эта взаимосвязь - непреложный закон жизни, её движения. Биологический и человеческий. И не случайно отношение к старости - индикатор истинной стоимости каждого из нас, очень важный нерв общества, нравственного здоровья, культуры и прочности его ростков. Это необходимо нашим подрастающим детям не меньше, чем старикам.

Мне нравится читать письма А. П. Чехова, в них какая-то особая душевная мудрость, красивый слог и красивые мысли. Читаешь - будто разговариваешь с ним о жизни. Не замечаешь временной грани, словно беседуешь с современником. Интересны мысли о сельской интеллигенции.

«Прослужить 10 лет врачом в земстве труднее, чем 50 лет быть министром», - пишет он о себе другу. Как-то Антон Павлович написал Горькому свое видение учительской доли: "Если бы Вы знали, как нужен русской деревне хороший, умный, образованный учитель. Его нужно поставить в какие-то особые условия, это нужно сделать как можно скорее!" 

Замечательно. Его бы, Чехова, в нашу Государственную Думу!

Интеллигентный учитель - это национальная ценность. Имя, слова, облик учителя повзрослевший ученик несёт через всю свою жизнь… Образование сегодня устремилось в нововведенческий проект «Наша новая школа». Будут новые стандарты и требования. Новь - это целина. Будут ли её поднимать молодые педагоги-менеджеры? Будут, наверное. Но как?

А нас отправят в небогатую страну Пенсионерию.