Русский-Меч ч2. Переход г16. Тимофей и Фатих

Олег Широков
Русский-Меч
Часть 2. Переход
Глава 16. Тимофей и Фатих


     Прочитав сообщения из Вены, которое ему привёз почтовый голубь, царевич Тимофей долго не мог прийти в себя от гнева. Конечно, после побега Исидора он не был удивлен новым козням Фатиха. Но истребление османами отряда, выполнявшего личную миссию русского кана - это уже не было похоже на обычные интриги союзника. Добрый друг Фатих впервые действовал против царевича так жёстко - видимо, он решил любой ценой отнять у Руси прямое право владения северными византийскими землями. Фатих хотел, чтобы это владение было даровано русам не императорской грамотой, а его, султана, волей. Это бы усилило роль Фатиха в воинском Союзе, а значит, и его влияние на мировые дела. 
     Тимофей выдернул из ножен меч, сжал его в руке. Бормоча глухие ругательства, он заходил по кабинету, стараясь унять вновь и вновь накатывающую волну ярости.
-А что если убить его прямо сейчас? – произнес он с нервным смехом – Его личную гвардию Савва перебил. Пошлю к нему Улена. Он быстро с неопытной стражей справится!
     Царевич поднял к лицу меч, провел им перед собой, представляя, как легко умрёт Фатих от русской стали.
-А что потом? Война! Сначала здесь в Царьграде. Затем – в Султанате. А в это время руниты снова соберутся с силами – и сломить их будет уже тяжелее. Русы и османы будут истреблять друг друга, пока в конце-концов сил наших не останется даже для защиты границ.
     Тимофей подошёл к окну, долго смотрел на завоеванный им город.
     Или лучше подождать? Остаться с Фатихом союзниками, пока русо-османское войско не завоюет все европейские королевства, а потом уже решать личные тяжбы?
-Никаких усобиц! – проговорил он - Русский царь должен быть спокоен! Царь должен быть душой крепок!
     Он бросил меч в угол и вышел в коридор. Улен, стоявший у дверей рядом с дежурными стражниками, внимательно взглянул в лицо кана.
-Уронил что, владыка?
-С мечом поиграл неудачно.
     Махнув рукой стражникам, Тимофей направился к покоям Фатиха.
     Было ещё раннее утро, а в Царьградском дворце уже кипела жизнь. Гонцы, порученцы, воины, иереи сновали взад-вперед, ловко оббегая друг друга в тесных коридорах. Увидев царевича, они низко склонялись перед ним, и тут же спешили дальше по делам службы. С лиц людей давно уже спало выражение радостного возбуждения, которое они испытывали сразу после взятия великого города. Теперь все были лишь деловиты и сосредоточены.
     Подойдя к покоям султана, Тимофей столкнулся с выходящим оттуда сотником османских всадников. Воин был одет по-походному, на плече его висел большой самострел.
-Что опять ратные поручения? – спросил его царевич.
     Сотник поклонился, пряча равнодушные глаза, ответил сдержанно:
-Во славу Союза, великий. Дозволь?
     И быстро пошёл прочь, придерживая тяжёлое оружие.
-Наверное, ему поручили убить ещё одного Баскона, - прошептал царевич.
     Он прошёл мимо расступившихся стражников-осман, отдёрнул занавесь, вошёл, дружески улыбаясь. Фатих сидел за столом и что-то быстро писал на длинной бумаге. Увидев царевича, он скатал бумагу, быстро встал и пошёл ему навстречу, кивая весело, доброжелательно. Фатих усадил руса на диван, сам сел в стоявшее рядом кресло.
-Я слышал, султан Фатих уже не пьёт вино? – спросил Тимофей.
-Да, сильно перепились мои воины на пиру. Некоторые даже занемогли потом. Жара! Потому я дал наказ муфтияту ввести в свод правило: не пить вино правоверному воину в летних походах.
-Что, думаешь сломать обычай?
-Начнём с малого. А там, со временем, может, и новую традицию введём. Чего бы вообще питиё не остановить? Пьяный воин слаб, а пьяный крестьянин не уважает владетеля.
-Ну, в Московии такое правило не приживется! - усмехнулся Тимофей - Мои, северные, тем и греются. Да и торговлишка вином много серебра казне приносит.
     Фатих встретился взглядом с союзником, и, вдруг, мгновенно, каждый из них что-то увидел в глазах другого. Потаённость, недоверчивость, спрятанную угрозу. И каждый вдруг с сожалением понял, что открылись на миг истинные мысли его для его собеседника.
-А я слышал: твои красные стражники снова начала сечь плетьми осман, нарушающих на улицах порядок, - сказал Фатих, опуская глаза – Ты делаешь всё по обычаю, да продлит Господь твою жизнь и славу! Но не было бы теперь от этого управства беспорядка. Пусть османские стражники следят за османским воинством!
-Ты же знаешь, славный султан, что всё это не от неуважения к тебе! Мародёрство надо быстрее пресечь. Тебе в помощь!
-Ну, это случаи, пустяки…
     Фатих снова принял привычное добродушное выражение лица. Он откинулся на спинку кресла, глянул на царевича лёгким взглядом.
-Все ж добро, что наши армии теперь в союзе. Славные у тебя сотни! И воины славные. Ну, рязан Савва, например, который первым в этот дворец ворвался…

    Услышав имя Саввы, царевич потёр себе лоб, словно пылинки с него стирал. Фатих замер. Он понял, что сейчас Тимофей скажет ему главное.
-Расскажу я тебе, славный владыка, один мой недавний сон. Приснился мне, знаешь, какой-то враг, с лицом смазанным, замышляющий зло против Руси нашей.
-Против Руси? – выдохнул Фатих.
-Да. Будто узнал он, что ценна была для царства одна грамота, и приказал он эту грамоту похитить. И много русской крови пролили слуги этого врага за ту грамоту. Вот ведь сны какие бывают! Говорят, это Господь с нами во сне говорит. А тебя, друг, дурные сны никогда не мучают?
-Верно, со снами не поспоришь! - сверкнув глазами сказал Фатих – В жизни проще. Если знаешь врага – казни его быстро и жестоко. Пока враг до тебя сам не добрался.
-Не всякого врага бывает выгодно казнить. Иной, сколько бы зла не сделал – живой ценнее.
     Царевич понял: его угроза подействовала. Недаром его учил Арист: сильный не должен бояться предупредить врага. Услышав «иду на вы», большинство врагов тут же смиряют свою силу.
-Понимаешь, славный Фатих, я ведь наследник царский - за добро всех народов своих думаю, - Тимофей взял из чаши гроздь чёрного византийского винограда, принялся медленно обрывать ягоды, бросая их на пол - Все люди Руси суть виноградинки на лозе великой. Легко снимаются ягоды с лозы, и умирают скоро. А вот сама лоза голой рукой не рвётся – лишь острым мечом. Но не выкуют никогда против русской лозы такого меча! Пока же наши с тобой лозы будут рядом, и подавно нет у Руси врагов равных!
-Верно говоришь, друг, - тихо сказал Фатих – Каждый из нас – хозяин своего виноградника. И, если появится в нем ядовитые листья – рубить их будем нещадно. Главное, вовремя их распознать.
-Это долг хорошего хозяина. Потому что он первым будет вкушать рождённый лозой яд!   
     Царевич был рад, что вызвал Фатиха на тяжёлый разговор. Теперь ему было спокойно. Он предупредил горделивого османа – и тот знает, что смерть подошла к нему совсем близко. Теперь Фатих хорошо подумает, стоит ли ему продолжать свою тайную дотоле войну.
     Тимофей кивнул союзнику и вышел из кабинета. Увидев выражение его лица, османские сановники, толпившиеся перед приёмной Фатиха, тут же отошли в стороны и низко поклонились русскому властителю.


Русский-Меч Часть 2. Переход Глава 16. Тимофей и Фатих
http://russkiy-mech.ru/perexod/glava-16.html