Сладкоглаголивая ласточка Руси...

Татьяна Летнева
14 век - КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. КНЯЗЬ, ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ и КНЯГИНЯ ЕВДОКИЯ.
 
   «Есть времени бескрайняя река. В ней памятью текут века.»


   Века стучатся в двери памяти и жизни, где всё в глазах судьбы красным – красно, от боли, слез, мучений, людской крови. Всё это было, было, хоть давно. Замешена Любовь, История и Вечность на битве бесконечной, на человеческой и пролитой крови. Но всё же, нескончаемость страданий итожится Знамением Земной Любви. И ласточка издалека, из-за морей далеких, что так стремится вновь в свои края, «Святой Женой» вернется снова, ведь памятью от добродетели она жива.
   
На Куликовом поле, врагов несметных Божьей волей, Господь, к ногам Руси Бессмертной положил.
   
Дмитрий Донской, и полководец, воевода, и князь Руси Великой воззвал к народу: «Руси быть или во мрак уйти?». Мамаевы полки бежали с поля боя, поскольку единение, непримиримость там нашли. Икона Божьей Матери в руках княгини Евдокии, навеки судьбу России достоинством и мужеством и обозначила, скрепила и вела.
   
МУЖ и ЖЕНА. Князь и княгиня. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ и СУЗДАЛЬСКАЯ ЕВДОКИЯ, МОСКОВСКАЯ АВДОТЬЯ покой в истории и памяти людей навечно обрели. Лишь на устоях веры победа им была дана. Устами, княжеской супруги, Евдокии, ее молитвами умножилась и сила веры, и укрепились несказанно устои бытия. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский – крестный отец их детям, родством души и предсказаниями уверенность вселял.
   
Авдотья, Евдокия, святая Ефросинья, «сладкоглаголивая» птаха, Великая Княгиня, сподвижница истории, культуры, градостроительница белокаменной Москвы, хранительница дел всей жизни мужа, сподвижница добра, мать - героиня, учености жена, и первая Древней Руси пиитка, художников великих в иконопись ввела. Искусство почитала Феофана Грека, Андрей Рублева, Симеона Черного, приблизила и знала, монастырей, церквей художеством и живописью чуда обрела!
   
Называла супруга, мой Димитрий, «Свете мой светлый», царь мой, Бог мой! Ему 16, ей 13 было, когда свела их вместе сватовством судьба. Ее воззрение держало: «жене глава муж, мужу – князь, а князю - Бог». Всей жизнью подтвердила неистребимый истины урок. И неслучайно, говорят, «любящего душа в теле любимого». Две половинки, часть неделимого, два тела, две души едины, как яблоко одно, слились делами и любовью вечной. Мужская сила, доблесть упрочилась и верностью, надежностью жены. Душа с душой любимого не только говорила, божественной любовью, великою свечою горит… и «златогрудый голубь» с «вечной ласточкой» из темноты столетий в наш, 21 век светлейшей памятью летит.
   
Как с поля ратного она его ждала, страдала, тосковала, любви словами выткала простор, волненьем и тревогой бденье врагов, несметных и безбожных, усыпляла. Дух веры побеждает – не укор. Как виноградною лозою, душой своей обвила мысли мужа, уверенность великую внесла, чтобы Любовь Земная соком виноградным в душе, словно елей, и на губах Любовью расцвела. И жаром сердца жажду воина поила, и преданностью утоляла боль, устоями веков Царя боготворила, одаривала чувством жизни соль. Ее любовь безбрежной нежностью и крепостью лилась. Великая царица – Матерь Божья, сладкоголосой ласточкой Руси звалась.
   
Дух Богородицы сливался с духом веры, пречистой госпожи Небес, ее устами Евдокия с Небом говорила, делами, волей наделяя, сверхуспех. Во времена Великих битв, печалей и стояний душа княгини с Духом Матери срослась, Пречистой Богородицы, соединилась с душой Земли преданий и бесконечно величию предтеч и предков отдалась.
   
Потомок Золотой Орды и «темник» династии Батыя, хан Тамерлан во сне ее увидел, и, испугавшись предсказаний, повернул войска назад.
   
Творить Добро на всей Земле – была ее миссия. Княгиня Евдокия, «Светозарная Жена», как символ милосердия, добра. «Благоволение» и «славная», вот так значением звучало ее имя, но выше имени она была. Своей Любовью к мужу и к Руси Великой она Великую не только память, но силу незабвенья обрела. И потому, пред ее смертью Архангел Михаил в ее видениях над ней, как над Великой Русью, свои расправил два божественных крыла.
   
      Есть времени бескрайняя река,
   В ней памятью текут века.
   В ней нет смешений. Откровения.
   И прошлое, и будущее в срок –
   И постижения - несметности урок,
   Живут, сменяя тайну, удивлением.
   В ней жизни колдовская череда
   Историй множит повторением.
   В ней настоящее спешит туда,
   Где данность тает исполнением,
   Где буря, неизвестность и покой,
   Где незнакомцем кажется любой,
   И узнавания миг - похожести изгой.
   Где танец Смерти пересудами спешит,
   И безрассудство торжествует, не грешит,
   Но зазывает лихо тишиной. Ты с кем?
   Ты в настоящем? Или же со мной?
   Любое время, чтобы жить, успеть,
   Дышать познанием, перетекать душой,
   Но множась накопительством в Любви.
   Там умирают, с мыслию – живи!
   Есть времени бескрайняя река,
   Там горечь всех потерь легка.