Факел ислама в Дагестане

Магомед Султанов-Барсов
Сердце мое обливается кровью,
а душа безутешно страдает. А потом
я вспыхиваю праведным гневом,
но не знаю, где найти убийц-негодяев.

Из дидойского эпоса «Обу Эжени»

Вечером 7 июня в Махачкале был убить ректор Института теологии и международных отношений Максуд Ибнухаджарович Садыков.  Кто он, каким был человеком и какую миссию выполнял на Земле? Убежден, что ни духовенство, ни интеллигенция Дагестана еще не осознали полноту утраты в связи с мученической гибелью этого человека.
Сотни людей, близко общавшихся с Максудом Ибнухаджаровичем по работе и личным вопросам, знали его, как высокопорядочного и интеллигентнейшего человека. Он отзывался на любую просьбу простых людей и оказывал им посильную материальную и моральную помощь. Но порядочных и интеллигентных людей, оказывающих материальную и моральную поддержку нуждающимся не мало в Дагестане. Максуд Ибнухаджарович выделялся среди них еще одним бесценным качеством – право-позитивными проекциями на умы и сердца дагестанцев, на сознание студентов руководимого им вуза.
Максуд Садыков верил в трансгрессивное чудо сознания – как в преодоление непреодолимого предела и, как никто другой умел это объяснять с позиции исламского богословия, опираясь на Коран и хадисы. Он различал тончайшие дифференциации идей, отбирал их них для своих студентов самые лучшие и ориентировал будущих теологов на просвещенный Ислам. И сам следовал великой идее – исламского Просвещения, невзирая на угрозы расправы – до последнего своего дыхания.
Я не знаю другого дагестанского мусульманина, который бы осуществлял на профессиональном уровне право-позитивные проекции, пытался бы вырвать мусульманское сознание из средневекового обскурантизма и эготических аберраций (словесного эгоизма и жутких искажений истины).
Ни от кого, кроме как от Садыкова я не слышал призывы продуцировать конкурентоспособные парадигмы, гармонично сочетающие в себе религиозную духовность и светские знания. Он был символом просвещенного Ислама в Дагестане и примером для подражания. И очень хочется надеяться на то, что начатое им дело – гармонизации теологических и светских знаний – будет продолжено в стенах Института теологии и международных отношений, а память о нем будет увековечена на государственном уровне.
Максуд Ибнухаджарович Садыков – подлинный шахид, примеры его жизни и просветительской работы должны быть золотыми буквами вписаны в историю развития мусульманского сознания в Дагестане. Его идея «Ислам как религия созидания и социального развития» требует своего теоретического завершения. Убежден, идеи Садыкова послужат делу мира и добра в Дагестане и после его физического существования. Да смилуется над ним Аллах, и определить ему в раю самую лучшую долю.

P.S.
Негодяи, нелюди, законченные трусы, потенциальные клиенты ада подняли руку на самого право-позитивного мусульманина нашей республики – М.И. Садыкова. Говорить о совести, чести и смелости убийц – вопиющее святотатство! Их попросту нет у них. Наемные убийцы – существа с прогнившим насквозь сознанием, только и могут стрелять из- за угла, бежать с места преступления, как зайцы и прятаться, как шакалы. Им не хватает духа открыто высказывать свои претензии, чтобы решать вопросы мирным путем. И так будет продолжаться в республике, пока правоохранительные органы не начнут надлежащим образом выполнять свои обязанности – ловить убийц и их нанимателей, заказчиков.
Гиена огненная – злодеям!
И вечная светлая память мученикам!