Донецк. Прощание с Украиной. Ч. VI

Федоров Александр Георгиевич
   
  Сначала несколько общих соображений по тогдашнему городу.  Как туда добираться в первую нашу командировку было не совсем ясно, самолёты летали, но кто жил в Союзную пору, конечно, помнит, что при громадном парке самолетов Аэрофлота взять билет в любое время года было проблематично, ну а уж летом – практически невозможно. Наша первая командировка, повторюсь, произошла ранним летом 1974-1975 года.

   Поехали мы с нашим тяжеленным прибором, сначала до славного города Ростова-на-Дону – ходил когда-то лет тридцать назад поезд Саратов-Ростов, теперь, в пору всеобщей «оптимизации», из нашего города исчезли ВСЕ местные поезда. И на малую свою родину – заволжский городок я теперь могу съездить только автотранспортом.

   Да, в теме прощания с Украиной, всё отчетливее стала входить общая тема «Прощания с Союзом». Но здесь ничего нельзя поделать, эти темы неразрывны.

  Пересев на какой-то пассажирской поезд, идущий  до Донецка, мы прибыли туда в ночь с субботы на воскресение. И это время прибытия, выбранное специально по времени, оказалось правильным.

   Теперь представьте глухую ночь с субботы на воскресение, когда мы прибыли в совершенно незнакомый город – тогда Интернета с картами не было. Да ещё с тяжёлым пятнадцати килограммовым опытным образцом – который действительно оказался «опытным», потому, как после консультаций и замечаний  ВНИИВЭ переделка его в «рабочее» состояние оказалась  невозможна.

     Такси, и вот мы едем в неизвестность, до ближайшей гостиницы, которой, по воле судьбы, оказалась « Дружба», ставшая на долгие годы последующих приездов нашим основным домом. Средняя по тем временам гостиница, номер на двоих с раковиной и горячей и холодной водой, стоило это удовольствие» меньше 3 рублей в сутки, и выделялось, по-моему, столько же.

   Как ни странно, нас сразу же поселили «до понедельника». Ну что же,  «доживём до понедельника» хотя бы. Как потом оказалось, эта приписка была сделана администрацией на всякий случай, если кто заедет по брони.

 Но иногда нас действительно выселяли или переводили, причём не всегда в худшие апартаменты, однажды зимой перевели даже в  двухкомнатный люкс над входом, с окнами и огромной лоджией, откуда отчаянно дуло. Температура была что-то около +15. Пришлось тяжёлые железные кровати перетащить в более теплый зал, сбегать в ближайший магазин с электротоварами и купить за 22 копейки  спираль, мощностью в киловатт, которая после укорочения на треть, выдавала все полтора. Её я подключил к сети, используя отрезанный провод от репродуктора – голь на выдумки хитра, и свесил её со столешнице, закрепив концы  провода  толстой книгой и графиной с водой - массивными предметами.

  В дальнейшем я разработал для таких случаев специальную складную сборно-разборную конструкцию, состоящую из керамического патрона с питающим кабелем, нагревательного элемента от рефлектора, перемотанного толстым нихромовым проводом, так, что его мощность возрасла до 2 кВт, скрученного в цилиндр в транспортном состоянии отражателя из титановой фольги, и установочного треножника, который состоял из жесткой проволоки с кольцом и тремя ножками, ножки которого тоже легко можно было сгибать при поездке. Всё это не занимало много места в дорожной сумке, весило грамм триста и на месте легко собиралось  зажатием разъемным винтовым патроном кольца треножника и развёрнутого отражателя, с отверстием под патрон в середине.

  Даже пытался опубликовать эту конструкцию с чертежами и описанием в журнале "Изобретатель и рационализатор", но всё "зарубили" под предлогом пожарной опасности такого нагревателя. Это правда, но простая открытая висящая спираль ещё более опасна.

   Мудрый читатель может  подумать: «А для чего нужны такие подробности?»  Эти, казалось бы несущественные подробности  быта тоже характеризуют то «базовое» время. Ведь жизнь сейчас совсем другая. Ту же самую спираль их нихрома теперь в продаже не найдешь, да и будет она стоить сотни рублей – цветной металл, не возьмёшь из и из НИИ титановую фольгу.


Продолжение следует...  http://www.proza.ru/2011/06/16/856  На фото гостиница "Дружба"