Тайна совести

Елена Пацкина
«Чаще люди гордятся чистотой своей совести только потому,что они обладают короткой памятью».
Л. Н. Толстой 

Да, и памятью не только короткой, но корректирующей события прошлого в свою пользу. Любой человек хочет жить с чистой совестью, и потому его память легко стирает неблаговидные поступки и нанесенные другим обиды, а если уж совсем не получается забыть, то помнятся мотивы, по которым никак нельзя было поступить иначе. Причём мотивы столь естественные и даже благородные, что виновным оказывается пострадавший. И поэтому его трудно простить. Как четко сформулировал Ф. М. Достоевский: «Я перед ним виноват – следовательно, я должен ему отомстить».

Врач-психотерапевт А. Васютин в своей книге «Карнеги по-русски» приводит характерный эпизод: человек, убивший десятки полицейских, сидя в тюрьме в ожидании смерти, написал в письме своей матери: «Я не знаю, за что меня преследуют, как дикого зверя – ведь я не сделал НИ ОДНОГО плохого поступка».

Примерно то же рассказывал Ю. М. Лотман в «Беседах о культуре», объясняя психологию агрессивного хама, нападающего на невинного прохожего. Когда такого хулигана спрашивают: «3а что ты набросился на этого человека и избил его?», постоянный ответ: «А чего он?». Т.е. чего он очки надел? Почему лицо интеллигентное? Считает себя выше меня? И вообще, много о себе понимает. Значит, меня не уважает. Значит, меня обижает. Значит, я должен себя отстоять. А как? Да в морду! Т.е. я прав и ничего плохого не делаю, а только обороняюсь.

А. Васютин далее пишет: «Если человек не мучается угрызениями совести из-за своего поведения, то в душе у него будет царить покой, каким бы с нашей точки зрения негодяем он ни был. Это кажется парадоксальным с нашей точки зрения, но он может быть более здоровым и счастливым, чем самый большой праведник!»

Вообще, складывается впечатление, что угрызения совести – удел немногих праведников, считающих себя великими грешниками. Подавляющее же большинство людей из скромности праведниками себя не называет, признаваясь в мелких слабостях, которые так объяснимы и простительны, но и никаких существенных проступков за собой не знает, просто не ведает (не помнит?). Природа хранит людей от их совести. Видимо, в этом свой смысл. Только какой? Н.А. Бердяев как-то заметил: «Тайна личности, её единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир».