Бракел о различии между законом и Евангелием

Евгений Егоров 3
Различие между Законом и Евангелием
Закон и Евангелие часто рассматриваются в противопоставлении друг другу. Если подобное противопоставление предпринимается по отношению к обрядовому закону, то его целью было указать на пришествие Христа во плоти, прообразом которого и были установленные законом ритуалы и обряды. Евангелие исполненных обетовании, однако, возвещает о том, что Христос уже пришел. И в этом смысле не может быть противопоставления между обрядовым законом и Евангелием, поскольку обряды и священные предметы Ветхого Завета помогают понять Евангелие и провозглашают его.
Однако, имеется существенное различие между нравственным законом и Евангелием и мы рассмотрим четыре аспекта этого различия.
Во-первых, нравственный закон был дан Господом Богом - Верховным, Великим, Единственным Законодателем - и имеет отношение ко всему человечеству. А Евангелие - это добрая весть о Боге, Который есть "Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" (Исх.34:6) и имеет отношение не ко всем людям, но только к некоторым их них.
Во-вторых, этот закон частично может быть познан посредством природных возможностей человека. (Рим.2:15), но Евангелие можно познать только посредством откровения (Еф.3:5).
В-третьих, этот закон является основанием завета дел, который обещал спасение при условии абсолютного соблюдения его (т.е. закона), и который не знает никакого прощения грехов (Рим. 10:5; Матф.19:17). Но Евангелие - это провозглашение завета благодати, обещающего верующим прощение грехов и спасение через Иисуса Христа (Рим. 10:8-9).
В-четвертых, нравственный закон рождает у грешника знание о грехе (Рим.3:20); он также "производит гнев" Божий, ибо "где нет закона, нет и преступления" (Рим.4:15) и, таким образом, приводит его (т.е. грешника) в состояние страха и трепета (Ис.33:14). А Евангелие - это драгоценное употребление силы Божьей ко спасению грешника (Рим. 1:16). Это средство, которое Бог использует для того, чтобы призвать людей ко спасению.
Бог мог бы непосредственно и без слов явить человеку Христа, мог бы привести его (т.е. человека) ко Христу, побудить уверовать в Него, и, таким образом, привести его ко спасению. Но Богу угодно было избрать такой путь спасения человека, чтобы открылась Его многоразличная мудрость и чтобы были прославлены и другие стороны Его Божественной личности, и чтобы сделать человека участником этого спасения посредством Евангельского слова, ведя, таким образом, разумного человека по разумному пути.
Итак, использование благой евангельской вести является Божьим средством призвания человека, поскольку все люди сбились с пути и идут по неверной дороге, ведущей к погибели. Бог через Слово Свое взывает к этим заблудившимся людям, предупреждая их о том, что путь, по которому они сейчас направляются, приведет их к вечному несчастью; и Он приглашает их прийти ко Христу - как к единственному пути ко спасению.