Стоять ли перед мамой на коленях?

Галина Шкавронская
Здравствуй, дорогой мой человек!
Сегодня хочу поделиться с тобой наболевшим, очень личным, и в то же время осознаю, что моя проблема должна быть близка каждому человеку, только не каждый о ней задумывается. Поэтому и решила поделиться с тобой своими мыслями. Эх, если бы вовремя-то эти мысли приходили, чтобы не каяться по прошествии многих лет! Мне уже ничего не изменить, так, может, хоть кто-то одумается вовремя и обойдет ошибки стороной, ведь они  у всех нас похожи!
Задумывался ли ты, дорогой человек, наблюдая за жизнью людей, да и за своей тоже, что существует странная закономерность. Если мы причинили кому-то душевную боль, то рано, или поздно, мы сами попадаем в сложную ситуацию, только в последней уже мы  выступаем в роли обиженных кем-то. Мы мучаемся, переживаем – нам очень плохо, и мы иногда спрашиваем сами себя: за что нам это? Изредка мы вдруг вспоминаем, что когда-то  почти так же обидели кого-то, тогда мы этого даже не заметили, считая себя правыми, или просто не удосужившись задуматься, не придав происшедшему должного внимания. И, вспомнив давний былой эпизод, мы сейчас, как никогда остро, вдруг чувствуем «на своей шкуре», каково же было тогда обиженному нами человеку?! И приходит, хоть и запоздалое, раскаяние. Выходит, мир так устроен, чтобы заставлять нас становиться лучше. Ведь – лучше поздно, чем никогда!
Есть ли на свете более сложная тема, чем отношения между взрослыми детьми и стареющими родителями? Причем, заметь, в отношениях между взрослыми зрелыми людьми и пожилыми, или престарелыми, не являющимися родителями, аномалии встречаются, но не часто. В основном, все  мы воспитаны в уважении, хотя бы относительном, к старшим. Мы часто дружим с людьми гораздо старше нас, и, бывает, гордимся этой дружбой! Но часто ли ты встречаешь дружбу между взрослыми детьми и их родителями? Если настоящая дружба между этими категориями – редкий факт, значит, что-то тут не так! Скорее всего, дружеским отношениям мешает бесцеремонность в отношении  друг к другу. С друзьями мы достаточно тактичны, если не хотим их потерять. Перед друзьями мы стремимся продемонстрировать лучшие свои качества, а с родителями, или, тем более, с детьми, проявлять такт почему-то – невероятный труд!
Далее перехожу к иллюстрации сказанного на конкретном своем примере, а ты при этом наверняка вспомнишь что-нибудь похожее про себя!
Я сознательно старалась всегда быть хорошей дочерью, мне это было не трудно, так как я родителей любила всем сердцем. Всё же, идеалом я не была, случалось, изредка разговаривала на повышенных тонах . Но преобладали ласковые, теплые, заботливые, чуткие взаимоотношения. С возрастом, когда я сама стала матерью, я стала способна иногда понимать чувства моих родителей уже сквозь призму собственных материнских представлений, становясь еще мягче к ним. Они старели на моих глазах, слабели, а я «матерела», набирала силу, воспитывала собственных детей-подростков... И те, и другие зависели уже от меня. Ох, и не легкое это было время! Всем нужно было столько моего внимания, тепла, душевных и физических сил! Старики, известно, народ обидчивый,  чуть что - в слёзы! Какие эмоции в нас вызывают старческие слёзы? Чаще всего – раздражение. Ведь кажется, всё им отдаем, что ещё надо?! И, вот, помню, мама, в очередной раз в слезах упрекала меня, что я с ней раздраженно разговариваю, и говорит: « Доченька! Почему ты так со мной? Ведь я всю жизнь только для тебя жила?! Всю себя тебе посвятила! Что же ты со мной так не ласкова? За что?». И ты представляешь, дорогой человек, я спокойно её урезониваю: « О, Господи! Мама, ты считаешь, что я теперь должна перед тобой всё время на коленях стоять?!». Тогда у меня даже тени сомнения не появилось в своей правоте! Как же мы все уверены, что родители нам всегда должны, нам кажется, это само собой разумеется! И слова мамы я расценила как попрёк!
С тех пор много воды утекло... Теперь пришла очередь стареть мне. Теперь уже мои дети « на гребне волны». У меня хорошие дети, прекрасные внуки. У них своя жизнь.
 Мудрецы говорят, что взрослые дети – это уже не наши дети. Родители – это лук, а дети – стрелы. Роль родителей – выпустить их в жизнь. На этом родительская миссия заканчивается. Только как же трудно «повернуть оглобли», начать жить своей обособленной жизнью, когда лучшие годы потрачены были на них, таких дорогих и любимых! Как трудно что-то менять в своём образе жизни, когда ты уже стареешь. Невозможно понять и принять, что ты уже не нужен своим детям, и это тогда, когда тебе так необходимы теперь уже их тепло, ласка, забота и доброе слово! Редки пожилые родители, которых не коснулись подобные терзания! Чем лучше дети, тем выше «планка» ожидаемой от них ответной любви. И я тоже иногда вопрошаю себя: « За что, Господи?».
И вдруг, в очередной приступ тоски по моей маме, вспоминаю себя в такой незавидной роли, описанной выше! Вот, за что! Я теперешняя, оказавшись в той ситуации, упала бы пред мамой на колени! Я бы обняла её и сказала: « Прости, родная! Я тебя очень люблю! Спасибо тебе за всё!». Только – поздно. «Хороша ложка к обеду»!
Мудрости тебе, дорогой человек, и душевного тепла!