Наливное водяное колесо

Константин Рыжов
  Устройство наливного колеса, также как и подливного, было очень просто. Как видно из рисунка, по ободу большого колеса или барабана приделывался ряд ковшей. Вода сверху из желоба наливалась в верхний ковш. Наполненный водой ковш становился тяжелее, опускался вниз и тянул за собой весь обод. Колесо начинало вращаться. На место опускающегося колеса становился следующий ковш. Он тоже наполнялся непрерывно текущей водой и начинал опускаться. На его место приходил третий, потом четвертый и так далее. Когда ковши доходили до нижней точки обода, вода из них выливалась. При прочих равных условиях мощность верхнебойных колес была выше, чем у нижнебойных, но зато эти колеса имели большие габариты и невысокую скорость вращения. Кроме того, для их эффективной работы требовалось создавать  значительный перепад воды, то есть строить каналы, плотины и прочие дорогостоящие сооружения.

Хозяйственная жизнь http://www.proza.ru/2014/12/06/1726

Хронология великих изобретений http://www.proza.ru/2011/03/26/354