Малокритические заметки

Михаил Лезинский
МАЛОКРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ДВУХ ОЧЕРКОВ ПИСАТЕЛЯ ВАЛЕРИЯ МИТРОХИНА .

 На черта нужно читать книги, если они не не заставляют думать о своём!? Читая “Одиссею” , рассказы , очерки, стихи  Валерия Митрохина , думаю о Крыме , читая “Декамерона”, думаю - сами знаете о чём думаю, читая Губермана , вспоминаю и “Одиссею”, и “Декамерона”, и... думаю о жизни своей, пролетающей с каждым днём с нарастающей скоростью.
И прихожу к мысли – плох тот ТЕКСТ  , который не вызывает воспоминаний, а то и прямых ассоциаций.

Самоцитирование  себя родимого!
М.Л.


СМЯГЧАЮЩИЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . ПЕРВЫЙ ОЧЕРК ВАЛЕРИЯ МИТРОХИНА .

« Удары судьбы, я переношу много легче, нежели бы это могло быть!..  Второе рассмотрение моего дела о приеме в Союз писателей СССР провалилось, потому что большая часть членов Приемной комиссии в Киеве набросала мне (это было тайное голосование) черных шаров…»

Лично меня в Союз писателей СССР принимали три раза , и все три раза  киевская приёмная комиссия ставила подножку .
Ваня Тучков , давший мне одну из рекомендаций , а потом написавший статью о  приёме « в писатели Михаила Лезинского », заметил :
 «…Не пришедшие члены приёмной комиссии , то есть не бросившие шары , считались ПРОТИВ ». Вот такой расклад сил был .Приняли  только тогда , когда Украина отделилась от России , а Крым получил право « делать своих писателей » .

 «… конфликт с Госкомиздатом (была такая контролирующая книжную политику структура), в центре которого волей судеб и своего характера я оказался, подошел к своему апофеозу. Я по негласному настоянию Анатолия Ирлина (чиновник, возглавлявший этот контроль) вынужден был подать заявление об уходе. И к радости некоторых литераторов и руководителей издательства «Таврия», к тому времени слившихся в коррумпированном экстазе, покинул стены последнего » .

Выделю эти строки:

«И к радости некоторых литераторов покинул стены последнего …»

Улыбнулся . И я был в числе этих « некоторых литераторов » . Дело в том , что в плане издательства  , переходя из года в год , стояла рукопись документальной повести  « В СТАРЫХ ГЕНУЭЗСКИХ БАШНЯХ» ( 14 печ. листов ) , и Валерий Митрохин … Не знаю , что там было , а гадать не хочется , но только знаю , что в новом плане  упоминание о рукописи исчезло .

« Это было начало июня 1982 года. Тут же первый секретарь райкома партии (Это был Сергей Столярчук) дал мне в поселке Щелкино квартиру и мы открыли писательский пост на Всесоюзной ударной стройке Крымской АЭС ».

Помню твои очерки с АЭС … После прикрыли эту стройку – разворовали её .
Что ж , пробираемся –вчитываемся в твои строки дальше :

«… Орлов, который редко когда позволял себе кого-то хвалить, сказал, что проза ему моя нравится ( до этого он знал только мои стихи), что отдельные куски романа ему напоминают Шолохова. Услышать подобное я не ожидал, но продолжалась эта эйфория недолго. Когда нас в бунгало загнали вечерние комары, Орлов выплеснул на меня ушат ледяного негодования. Это он первый сказал мне, что я разрушитель жанра, что так в русской литературе не бывает. Это был удар, который мне смягчило неожиданное заступничество. Бушняк, который только что познакомился с мэтром, вдруг ринулся меня защищать, хотя спорить с Орловым было бесполезно. Его мнения никогда никакими аргументами нельзя было никому перешибить … ».


Дружить , - а я с ним дружил ! – было подвигу подобно . И отстаивать своё мнение было бесполезно . Но кто пронёс его дружбу через года – значит он НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ .Именем Володи Орлова названа одни из детских библиотек Симферополя . И я , переехав уже в Израиль , переписывался с ним до самой его смерти .

Поднимем , брат Валерий , стаканы и выпьем в память о нём .

« Так впервые в жизни в течение нескольких часов наши имена, во всяком случае, в моем ликующем сердце оказались рядом: великого Шолохова и начинающего меня ...
 Когда был жив Шолохов, я был уже достаточно взрослый, то есть мог бы поехать на Дон (это ведь и моих предков родина), чтобы хотя бы издали посмотреть на великого мастера прозы.
Мог ли я думать, что однажды переступлю порог дома, где бывал Михаил Александрович, буду говорить, а потом писать о близких ему людях, даже в какой-то степени и о нем самом?
Речь идет о невестке Шолохова Виолетте Антоновне, ее дочери Татьяне, ее ребенке – правнуке великого писателя …
 Все недолгие часы встречи болгары говорили на своем языке. А я молча общался с духами, витавшими в Никитской квартире. На буфете стоял портрет сына Михаила Александровича, Александра Михайловича, к тому моменту уже ушедшего вслед за великим своим отцом ».

Был и я знаком с сыном Шолохова . Хоть шапочно , но знаком . Я работал тогда в электриком в системе «Горсвет» и мой товарищ по работе , дай Бог памяти вспомнить его ФИО  – Аркадий Гололобов его фамилия , будешь звонить Виолетте  Антоновне разузнай о нём! Спился , небось ! Алкашик Аркаша  и познакомил меня с Сыном , когда они – охотники! – (четверо их было!) на легковушке да под шофе гарцевали по горам . Потом я узнал , что разбили они ту машину в дребезги , получив нахлобучку от ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ , книга которого останется в веках .И покуда вертится наш земшарик , её будут читать .

Перехожу ко второй части , названной писателем Валерием Митрохиным
               
                НЕВЕСТКА ГЕНИЯ

«… Уже в тот самый первый приезд Михаил Александрович назвал Виолетту дочерью. Она же благодаря этому, не робея, стала величать его папой ».

А мы , благодаря любознательности  Валерия Митрохина и его живому перу , узнали много подробностей из семейной хроники Шолоховых  .Почитайте , почитайте , много чего нового для себя откроете .

«… Особенно нелепыми кажутся здравомыслящему человеку обвинения в плагиате. Еще руководители РАППа распространяли слухи, что «Тихий Дон» написан отнюдь не Шолоховым….. Тогда в защиту молодого писателя встал его наставник Серафимович  ».

Я ещё пятнадцатилетним  , учась в ремесленном училище , прочитал шеститомник Серафимовича .В последнем томе , где печатаются письма и разные там штукенции , было напечатано и о Михаиле Шолохове . Напечатано ещё до Великой Отечественной войны . То ли в 1936 то ли в 1939 году … И Серафимович писал (передаю по памяти ):
« Мною были переданы материалы , - дневники белогвардейцев и другие партийные материалы ! – товарищу Шолохову  с целью их использования в дальнейшее работе над художественным произведением  ».
А теперь скажите мне , кто кому запрещает вам работать с рукописями отдельных дневников  и рукописей для создания  ЕДИНСТВЕННОГО  В СВОЁМ РОДЕ РОМАНА , КАК «ТИХИЙ ДОН» !?.
Дудки , ни у кого и никогда не получится . Я никогда не верил в  ересь заимствования . И , на сегодняшний день это доказано на уровне электроники . Умная машина , не умеющая ни льстить , ни врать доказала то , что и ежу понятно было: РОМАН НАПИСАЛ МИХАИЛ ШОЛОХОВ .

  « … Михаил Дудин сочинил самоэпиграмму, в которой, весело иронизируя над собой, воздал должное и гению, и все нам, его почитателям и злопыхателям:

Михаил Александрович Шолохов,
Как известно, для олухов труден.
И поэтому пишет для олухов
Михаил Александрович Дудин ».

В моей библиотеке есть двухтомник  - подарок Михаила Дудина . Я познакомился с ним в Ленинграде  и продолжил знакомство в Крыму .
Я подарил ему книгу стихов …. Михаила Дудина , вышедшую в 1943 году . Сам Дудин об этой книге даже не слышал . Я умыкнул её из библиотеки Сегежского ремесленного училища №1 – лиловая печать стояла!

«… Шолохов наведывался в Крым редко…»

Но, наведывался  же! Где же были наши ОТЦЫ и МАТЕРИ  писательских союзов? Думаю,  Михаил Александрович не отказал бы , ведь в здравницах Крыма  залечивали раны и герои его произведений .

  «Всегда он выглядел удовлетворенным жизнью. Любил спеть, выпить водки, закусить рыбой или яичницей с салом. Говорил весело: «Моя печенка просит...» …

«Выпить водки »

Да кто из литераторов не пьёт её проклятую ? Но не до есенинской же степени!.. Мне рассказывали артисты Севастопольского театра им. Луначарского  . Они ставили на своей сцене пьесу по книге Михаила Шолохова «Поднятая целина » , и нуждались в подсказке . Послали в Вешенскую делегацию артистов . Уж не помню , сколько человек там было . То ли пять , то ли семь .
Приехали к Дону , поклонились артистически реченьке и пошли к зелёному забору , за которым и жил мировой величины писатель .
Но дальше забора их не пустили  - Михаил Александрович был в глубоком запое . Так и уехали ни с чем .

« … Кто-то может спросить: над чем работал писатель в свои последние годы, ведь ни одного нового произведения издано не было ».

Ну почему же ! По военным следам Михаил Александрович  написал превосходный рассказ , - я б назвал произведение ПОВЕСТЬЮ - « Судьба человека »
Но к концу жизни , это надо признать , писать разучился .
Ещё в военное и послевоенное время  , Михаил Шолохов написал неоконченную повесть « ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ » .
Через несколько десятков лет после Великой Победы и за несколько лет до своей смерти, Михаил Александрович сдал в редакцию газеты «ПРАВДА» новые главы повести «Они сражались за Родину» …
Напечатав несколько глав , редакция  прекратила  публикацию  , чтобы не ставить ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ в неловкое положение , - откровенно слабыми были те главы в художественном отношении .

Вот такие мои впечатления , прочитав два очерка моего талантливого земляка Валерия Митрохина .