МАЛОКРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ДВУХ ОЧЕРКОВ ПИСАТЕЛЯ ВАЛЕРИЯ МИТРОХИНА .
На черта нужно читать книги, если они не не заставляют думать о своём!? Читая “Одиссею” , рассказы , очерки, стихи Валерия Митрохина , думаю о Крыме , читая “Декамерона”, думаю - сами знаете о чём думаю, читая Губермана , вспоминаю и “Одиссею”, и “Декамерона”, и... думаю о жизни своей, пролетающей с каждым днём с нарастающей скоростью.
И прихожу к мысли – плох тот ТЕКСТ , который не вызывает воспоминаний, а то и прямых ассоциаций.
Самоцитирование себя родимого!
М.Л.
СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . ПЕРВЫЙ ОЧЕРК ВАЛЕРИЯ МИТРОХИНА .
« Удары судьбы, я переношу много легче, нежели бы это могло быть!.. Второе рассмотрение моего дела о приеме в Союз писателей СССР провалилось, потому что большая часть членов Приемной комиссии в Киеве набросала мне (это было тайное голосование) черных шаров…»
Лично меня в Союз писателей СССР принимали три раза , и все три раза киевская приёмная комиссия ставила подножку .
Ваня Тучков , давший мне одну из рекомендаций , а потом написавший статью о приёме « в писатели Михаила Лезинского », заметил :
«…Не пришедшие члены приёмной комиссии , то есть не бросившие шары , считались ПРОТИВ ». Вот такой расклад сил был .Приняли только тогда , когда Украина отделилась от России , а Крым получил право « делать своих писателей » .
«… конфликт с Госкомиздатом (была такая контролирующая книжную политику структура), в центре которого волей судеб и своего характера я оказался, подошел к своему апофеозу. Я по негласному настоянию Анатолия Ирлина (чиновник, возглавлявший этот контроль) вынужден был подать заявление об уходе. И к радости некоторых литераторов и руководителей издательства «Таврия», к тому времени слившихся в коррумпированном экстазе, покинул стены последнего » .
Выделю эти строки:
«И к радости некоторых литераторов покинул стены последнего …»
Улыбнулся . И я был в числе этих « некоторых литераторов » . Дело в том , что в плане издательства , переходя из года в год , стояла рукопись документальной повести « В СТАРЫХ ГЕНУЭЗСКИХ БАШНЯХ» ( 14 печ. листов ) , и Валерий Митрохин … Не знаю , что там было , а гадать не хочется , но только знаю , что в новом плане упоминание о рукописи исчезло .
« Это было начало июня 1982 года. Тут же первый секретарь райкома партии (Это был Сергей Столярчук) дал мне в поселке Щелкино квартиру и мы открыли писательский пост на Всесоюзной ударной стройке Крымской АЭС ».
Помню твои очерки с АЭС … После прикрыли эту стройку – разворовали её .
Что ж , пробираемся –вчитываемся в твои строки дальше :
«… Орлов, который редко когда позволял себе кого-то хвалить, сказал, что проза ему моя нравится ( до этого он знал только мои стихи), что отдельные куски романа ему напоминают Шолохова. Услышать подобное я не ожидал, но продолжалась эта эйфория недолго. Когда нас в бунгало загнали вечерние комары, Орлов выплеснул на меня ушат ледяного негодования. Это он первый сказал мне, что я разрушитель жанра, что так в русской литературе не бывает. Это был удар, который мне смягчило неожиданное заступничество. Бушняк, который только что познакомился с мэтром, вдруг ринулся меня защищать, хотя спорить с Орловым было бесполезно. Его мнения никогда никакими аргументами нельзя было никому перешибить … ».
Дружить , - а я с ним дружил ! – было подвигу подобно . И отстаивать своё мнение было бесполезно . Но кто пронёс его дружбу через года – значит он НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ .Именем Володи Орлова названа одни из детских библиотек Симферополя . И я , переехав уже в Израиль , переписывался с ним до самой его смерти .
Поднимем , брат Валерий , стаканы и выпьем в память о нём .
« Так впервые в жизни в течение нескольких часов наши имена, во всяком случае, в моем ликующем сердце оказались рядом: великого Шолохова и начинающего меня ...
Когда был жив Шолохов, я был уже достаточно взрослый, то есть мог бы поехать на Дон (это ведь и моих предков родина), чтобы хотя бы издали посмотреть на великого мастера прозы.
Мог ли я думать, что однажды переступлю порог дома, где бывал Михаил Александрович, буду говорить, а потом писать о близких ему людях, даже в какой-то степени и о нем самом?
Речь идет о невестке Шолохова Виолетте Антоновне, ее дочери Татьяне, ее ребенке – правнуке великого писателя …
Все недолгие часы встречи болгары говорили на своем языке. А я молча общался с духами, витавшими в Никитской квартире. На буфете стоял портрет сына Михаила Александровича, Александра Михайловича, к тому моменту уже ушедшего вслед за великим своим отцом ».
Был и я знаком с сыном Шолохова . Хоть шапочно , но знаком . Я работал тогда в электриком в системе «Горсвет» и мой товарищ по работе , дай Бог памяти вспомнить его ФИО – Аркадий Гололобов его фамилия , будешь звонить Виолетте Антоновне разузнай о нём! Спился , небось ! Алкашик Аркаша и познакомил меня с Сыном , когда они – охотники! – (четверо их было!) на легковушке да под шофе гарцевали по горам . Потом я узнал , что разбили они ту машину в дребезги , получив нахлобучку от ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ , книга которого останется в веках .И покуда вертится наш земшарик , её будут читать .
Перехожу ко второй части , названной писателем Валерием Митрохиным
НЕВЕСТКА ГЕНИЯ
«… Уже в тот самый первый приезд Михаил Александрович назвал Виолетту дочерью. Она же благодаря этому, не робея, стала величать его папой ».
А мы , благодаря любознательности Валерия Митрохина и его живому перу , узнали много подробностей из семейной хроники Шолоховых .Почитайте , почитайте , много чего нового для себя откроете .
«… Особенно нелепыми кажутся здравомыслящему человеку обвинения в плагиате. Еще руководители РАППа распространяли слухи, что «Тихий Дон» написан отнюдь не Шолоховым….. Тогда в защиту молодого писателя встал его наставник Серафимович ».
Я ещё пятнадцатилетним , учась в ремесленном училище , прочитал шеститомник Серафимовича .В последнем томе , где печатаются письма и разные там штукенции , было напечатано и о Михаиле Шолохове . Напечатано ещё до Великой Отечественной войны . То ли в 1936 то ли в 1939 году … И Серафимович писал (передаю по памяти ):
« Мною были переданы материалы , - дневники белогвардейцев и другие партийные материалы ! – товарищу Шолохову с целью их использования в дальнейшее работе над художественным произведением ».
А теперь скажите мне , кто кому запрещает вам работать с рукописями отдельных дневников и рукописей для создания ЕДИНСТВЕННОГО В СВОЁМ РОДЕ РОМАНА , КАК «ТИХИЙ ДОН» !?.
Дудки , ни у кого и никогда не получится . Я никогда не верил в ересь заимствования . И , на сегодняшний день это доказано на уровне электроники . Умная машина , не умеющая ни льстить , ни врать доказала то , что и ежу понятно было: РОМАН НАПИСАЛ МИХАИЛ ШОЛОХОВ .
« … Михаил Дудин сочинил самоэпиграмму, в которой, весело иронизируя над собой, воздал должное и гению, и все нам, его почитателям и злопыхателям:
Михаил Александрович Шолохов,
Как известно, для олухов труден.
И поэтому пишет для олухов
Михаил Александрович Дудин ».
В моей библиотеке есть двухтомник - подарок Михаила Дудина . Я познакомился с ним в Ленинграде и продолжил знакомство в Крыму .
Я подарил ему книгу стихов …. Михаила Дудина , вышедшую в 1943 году . Сам Дудин об этой книге даже не слышал . Я умыкнул её из библиотеки Сегежского ремесленного училища №1 – лиловая печать стояла!
«… Шолохов наведывался в Крым редко…»
Но, наведывался же! Где же были наши ОТЦЫ и МАТЕРИ писательских союзов? Думаю, Михаил Александрович не отказал бы , ведь в здравницах Крыма залечивали раны и герои его произведений .
«Всегда он выглядел удовлетворенным жизнью. Любил спеть, выпить водки, закусить рыбой или яичницей с салом. Говорил весело: «Моя печенка просит...» …
«Выпить водки »
Да кто из литераторов не пьёт её проклятую ? Но не до есенинской же степени!.. Мне рассказывали артисты Севастопольского театра им. Луначарского . Они ставили на своей сцене пьесу по книге Михаила Шолохова «Поднятая целина » , и нуждались в подсказке . Послали в Вешенскую делегацию артистов . Уж не помню , сколько человек там было . То ли пять , то ли семь .
Приехали к Дону , поклонились артистически реченьке и пошли к зелёному забору , за которым и жил мировой величины писатель .
Но дальше забора их не пустили - Михаил Александрович был в глубоком запое . Так и уехали ни с чем .
« … Кто-то может спросить: над чем работал писатель в свои последние годы, ведь ни одного нового произведения издано не было ».
Ну почему же ! По военным следам Михаил Александрович написал превосходный рассказ , - я б назвал произведение ПОВЕСТЬЮ - « Судьба человека »
Но к концу жизни , это надо признать , писать разучился .
Ещё в военное и послевоенное время , Михаил Шолохов написал неоконченную повесть « ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ » .
Через несколько десятков лет после Великой Победы и за несколько лет до своей смерти, Михаил Александрович сдал в редакцию газеты «ПРАВДА» новые главы повести «Они сражались за Родину» …
Напечатав несколько глав , редакция прекратила публикацию , чтобы не ставить ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ в неловкое положение , - откровенно слабыми были те главы в художественном отношении .
Вот такие мои впечатления , прочитав два очерка моего талантливого земляка Валерия Митрохина .