О повести Нос Н. Гоголя

Владимир Танцюра
    Очень сложно судить о персональных взглядах такого неординарного и во всех смыслах интересного человека, как Гоголь. Его взгляды отличаются неожиданностью и даже абсурдностью с точки зрения нормального человека. Гоголь же ненормален, как ненормален любой яркий и самобытный человек, выделяющийся из основной массы народа. Ведь норма - это нечто средневзвешенное, а талант, как и безумие выпадают из этой группы явлений.
    Итак:
    Действие рассказа происходит на грани двух миров - мира реального и мира снов. Сам Гоголь практический всю свою зрелую жизнь провел на грани физического и астрального (говоря современным языком) миров. Для него образы физические и образы астральные были в равной степени реальны и иллюзорны. Ведь реальность для человека то, что находит отражение в его сознании, а иллюзия - то, что не имеет весомого подтверждения.
    Кроме того, необходимо учесть, что у главного действующего лица рассказа - Ковалева - был гражданский чин 8-го класса согласно Табели о рангах от 1722 года, а его "Нос" разгуливал улицами Петербурга в чине статского советника - чине 5-го класса, что существенно выше на иерархической лестнице российского чиновничьего аппарата. В этом может заключаться и вся разгадка. Человек, имеющий должность чуть более средней в госаппарате, но амбициями своими переросший ее вследствие своего тщеславия и малодушия, мечтает о высшей должности. Мечты, страсти, эмоции и желания человека - это проявления мира астрального, мира "околофизического", если можно так выразиться. Человек, погружаясь в сон, тоже своим реальным "я" попадает в этот тонкий и невидимый мир. Наши сны - это образы этого мира и соответствуют они степени духовного совершенства самого человека. Для человека духовного и образы будут светлыми, чистыми и глубокими, для человека обычного - разнокалиберной смесью белиберды и индивидуальных представлений о нравственно-духовной сфере деятельности, для человека же мелкого и амбициозного - образы будут приобретать неожиданные и даже шокирующие формы.
    Нос человека - это орган, "выдающийся" за пределы уровня его лица и ассоциируется с амбициями, устремлениями, ведь человек движется вслед за своим носом! "Совать свой нос в чужие дела" - это интересоваться тем, чем не следовало бы. "Любопытной Варваре нос оторвали" - из той же оперы.
    Таким образом, у амбициозного и тщеславного человека нос напрямую может неосознанно ассоциироваться именно с его страстными желаниями стать несколькими рангами выше. Неудивительно, что всё его "я" как бы "перетекает" из ощущения его физического "я" в его же "я", но только астральное, невидимое. Человек всецело ощущает себя в новой и привлекательной роли, внутренне всецело отрываясь от своего действительного состояния.
    Сон человека лишь усиливает невидимые астральные образы, они становятся видимыми и даже ощутимыми и осязаемыми, они могут обретать гипертрофированные формы и свою индивидуальную жизнь! Стоит ли поэтому удивляться, что коллежский асессор Ковалев повстречался в мире грез со своим же страстно-астральным персонифицированным порождением - своим носом в чине статского советника. Отрыв грез Ковалева от реальности вылился в его "потере" своего носа. Однако любой сон имеет свойство заканчиваться. Во время перехода "я" человека из астрального мира грез в мир плотных физических форм, все снова (как правило) становится на свои места - нос вернулся на свое законное место, дабы еще долго радовать своего столь амбициозного обладателя.