Что такое духовность?

Владимир Танцюра
Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой говорит, что "Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными".
Я бы сформулировал это несколько иначе: Духовность - это степень наполненности человеческого духа Божественным началом, или степень подчинения материальных устремлений человека устремлениям духовным.
Заметьте, я не говорю о "подавлении" материальных устремлений. Подавление - это насилие, а насилие и любовь - вещи несовместимые. У С.Н.Лазарева есть одно понятие, которое довольно хорошо отображает устремления человеческого "я" - зацепка или преобладание одних устремлений в ущерб другим ("навязчивая идея").
Когда человек во главу угла ставит деньги - это зацепка за деньги, когда работу, как процесс, - это зацепка за работу. Однако зацепка - это не просто преобладание одних интересов над другими. Это-то как раз вполне естественно и абсолютно нормально, что человек одним действиям предпочитает другие. В противном бы случае не было величайших художников и музыкантов, поэтов и изобретателей. Зацепка - это даже не сама устремленность к одному чему-то, а болезненный отрыв от другого, что должно быть воспринято человеком в комплексе.
У некоторых людей бытует представление, что высшая степень духовности - это полный отрыв от материального, или даже исключительная степень пренебрежения материальным. На почве такой "философии" появляются мнения, что "деньги - это зло", "сексуальные отношения - это грязь и мерзость перед Господом", а "наслаждение земным - от сатаны, ибо отрывает от постоянного созерцания божественного". Однако, чаще всего такие "умовыводы" - не более, чем ханжество и показное благочестие, потому, что не имеет ничего общего с духовностью.
На самом деле деньги - и не зло и не добро сами по себе, т.к. могут быть обращены и так и эдак. Зло - не в деньгах, а в нашем к ним отношении. Если деньги для вас - не цель, а средство, то они великолепно могут служить добру, если же ради их вы готовы на предательство, подлость или обман, то они действительно являются ОРУДИЕМ зла, и зла немалого. Заметьте, деньги никогда не бывают злом или добром. Деньги - всегда инструмент нашего духа. Наш дух несет либо разрушение, либо созидание. Деньги же помогают ему в этом.
Очень похожая картина с сексуальными отношениями. Если секс воспринимается человеком, как некий социальный статус ("положение обязывает иметь любовницу" - как отзвук извращенного восприятия восточной идеи гаремов, "он настоящий самец (вариант - "жеребец") в постели" - несколько сомнительный комплимент мужчине, как существу, стоящему несколько выше, чем животное, в иерархии духа) и забывается "божественная компонента" - любовь, то он очень скоро действительно может привести к духовному вырождению, т.е. погружению человека в скотство (кстати, "скотство" - не имеет ничего общего с миром животных - "фауной". Скотство - это подражание человека животному, т.е. деградация, падение). Если же сексуальные отношения происходят между любящими (а Бог есть Любовь) друг друга людьми, то они - лишь иная грань этой любви, делающая отношения богаче и ярче. Секс с любимым человеком - это трапеза духа ("что?" и "как?"), наслаждение пищей, а секс ради каких-либо условностей - обжорство, чревоугодие ("сколько?" и "я могу это себе позволить!").
Однако устремление к духовному с одновременным полным пренебрежением материальным отнюдь не устраняет зацепку за материальное. Даже наоборот - пренебрежение, презрение к материальному еще сильнее "заземляет" человека, ибо он не избавляется от проблемы, а просто переводит ее в несколько иную плоскость - пристрастие к материальному заменяется ненавистью. Но ненависть и любовь - два полюса, сильных и влиятельных. Человек не перестает быть рабом материального, т.к. оно довлеет над ним над ним как и прежде. Просто изменятся знак - плюс на минус (какая разница к какому полюсу магнита притягивается металлический предмет). Устремление к духовности через отречение или пренебрежение материальным - это не духовность, а фанатизм, часто мерзкий и отвратительный.
  Если священник не может смотреть на красивую женщину, неприкрытую грязными лохмотьями, без бури гормонов и острого приступа эмоций, а художник даже в абсолютно обнаженной женщине видит высшую красоту и руку Единого Творца, то кто из них более духовен? Кто из них давит в себе чувства и пристрастия, а кто поставил на службу физическое влечение духовному устремлению? Кто из них свободен от бремени плоти? Кто из них пытается обмануть и себя и окружающих в своем благочестии?
Итак, можно ли быть бизнесменом и быть духовным? Если не ставить деньги превыше всего (чести, честности, любви к ближнему), то да, безусловно. Можно ли иметь сексуальные отношения и быть духовным? Если ваши отношения освящены любовью, то да, разумеется. Лучше секс с любовью, чем презрение с ненавистью.
 Поэтому, духовность нельзя рассматривать в отрыве от мира материального, ибо человек, как говорит св. апостол Павел - это "дух и душа и тело во всей целости" (1 Фес. 5:23). Лишь в гармонии духовного и материального - истинная духовность. Для духовного человека материальное - не зло и не тормоз, а средство развития духа. Только тот избавился от бремени материального, кто подчинил его своей воле.