Воды слонам, искусство - людям

Максим Гуреев
          Новый широко разрекламированный голливудский проект привлекает, прежде всего, возрождением художественного интереса к теме взаимоотношений людей и «братьев наших меньших», к теме, которая серьёзно поднимается лишь изредка, по случаю (порадовали в этой связи «Хатико: Самый верный друг» пару лет назад и недавно увиденный германо-испанский «Среди волков» 2010 года выпуска; однако, другие новые положительные примеры вспомнить трудно…). Всё остальное символическое пространство оккупировали смешные и не очень зверюшки-мультяшки, представляющие собой ни что иное, как сплошные психические проекции человеческих страстей, пороков, цивилизационных излишеств и т.п. Однако, при близком ознакомлении с кинополотном Ф. Лоуренса становится ясно, что, по большому счёту, в центре внимания находятся здесь коммуникации представителей «Homo Sapiens» друг с другом и с самими собой.

          БОльшую часть проблем, что уже ни для кого не секрет, люди создают себе сами; не исключение и описываемые годы «Великой депрессии» в США. Перепроизводство товаров, подстёгнутое новыми изобретениями, дефицит денежной массы, неожиданное увеличение продолжительности жизни, бездушное обогащение меньшинства за счёт большинства и тому подобные возможные причины экономического кризиса – это объект изучения историков и прочих научных специалистов, к кинематографии имеющих, как правило, лишь весьма косвенное отношение. Оставим историчность изображения событий на совести сценариста Ричарда ЛяГравенеса и упомянутого выше режиссёра, сподобившихся экранизировать одноимённый роман Сары Груэн; суть в другом – насколько точно передана возможная психологическая атмосфера того времени.

          В фильме решены сразу несколько сюжетно-смысловых линий, что выгодно отличает его от многих других американских поделок: довольно недурно раскрывается драматический контекст жизни главного героя Джейкоба (Якоба) Дженковски, последовательно описывается романтическая история его любви к жене директора цирка, фиксируется морально-кармическая ответственность каждого из действующих лиц за свой конкретно-нравственный выбор, реально поражает вновь воображение некогда популярное цирковое искусство и, кроме того, животные, на самом деле, выступают не просто как декорации к истории людей, но как их равноправные партнёры в общем деле развития и саморазвития. Шикарная слониха Рози (кстати, вопреки названию, она – единственный представитель своего вида в фильме), пёсик карлика Уолтера, львы и другие сопутствующие циркачам персонажи, с одной стороны, переориентируют интересы страждущих людей со своих собственных нужд на заботу о тех, кто ещё более беззащитен в этом антропогенном мире; с другой стороны, «братья и сестры меньшие» помогают многим личностям более полно раскрыть свою истинную натуру с отрицательной, либо положительной стороны, что также принципиально важно.

          К отрицательным же моментам восприятия полагаю правомерным отнести присутствие на главных ролях слишком примелькавшихся в Интернет, телевизионном и глянцевом пространстве актёров. Сыграли они хорошо – спору нет: для клишированного в вампирском контексте затянутых нудных (хотя ценитель истинного кино ряд отрицательных эпитетов может значительно расширить) «Сумерек» Роберта Паттинсона данное драматическое амплуа – серьёзный шаг вперёд, явный прорыв актёрского мастерства; бывшая «блондинка в законе» Риз Уизерспун, исполняющая различные непростые трюки, тоже смотрится весьма натурально и зрелищно. Проблема в другом: при всей важности новых ролей для самих актёров эффект от просмотра для зрителя явно снижается из-за их приевшихся в масскульте образов. Однако, в целом данный фильм для одного раза просмотра вполне можно рекомендовать: далеко не каждый современный «хит», охватывающий двойные или бОльшие кассовые сборы, на самом деле достоин претендовать на монументальность постановки и симпатии заинтересованных реципиентов. Думается, что не лишне было бы при наличии свободного времени и роман прочитать, без которого кино не увидело бы свет …


29 мая 2011



Подробнее (ссылка устарела, а сайт продали системе банков):
Гуреев М.В. "Воды слонам", искусство - людям. "Сумерки" развеялись - да будет Свет! // Конкурс кинорецензий "Кино-Новгород". - Режим доступа: http://2vn.ru/index.php?/topic/148-c/