Название

Андрей Кадацкий
        (о писателях и издателях)

        В мастерскую бесшумно вошел мужчина лет тридцати. Лицо – кирпич с черными кучеряшками. Подслеповатые глаза из-под бровей-усиков майского жука, вгляделись в полумрак. Черта губ почти не раскрылась:
        - Господин Худо-ожник, где-е Вы-ы?

        В углу комнаты, сплошь заставленной мольбертами, притаился стол с печатной машинкой. Из-за машинки, как вспугнутая куропатка, выскочила измятая физиономия с зачесанными налево волосами, дзотами глаз.

        - А-а, это Вы, Рудольф, - успокоилась «куропатка».
        - Добрый вечер, господин Художник, - приподнял шляпу вошедший.
        - С сегодняшнего дня зовите меня – господин Писатель.
        - Лучше бы Вы оставались господином Политиком.
        - С этим покончено!

        Рудольф остановился перед картиной, перечеркнутой черными диагоналями:
        - Надеюсь, Вы никогда не станете господином Хирургом. Если Вы будете также орудовать скальпелем, я не поручусь за жизнь Ваших пациентов.

        - Насмешили. Большое спасибо.
        Писатель стукнул по клавишам и тут же задул на скрюченные пальцы.

        - Что с вами? – подбежал Рудольф.
        - Три дня строчил – пальцы задервенели, теперь не слушаются.
        - Почему бы Вам не отдохнуть?
        - Я не имею права откладывать дело всей моей жизни! – вскочил писатель. Челка дернулась в такт.

        - Может, по пиву?
        - Нет! Я больше не хочу в тюрьму!
        - Понимаю. Позвольте я Вам помогу.
        - Чтоб я без Вас делал, мой дорогой Рудольф!

        Писатель охотно уступил место, зашагал по комнате:
        - Пишите!

        Когда задервенели пальцы помощника, рукопись, листочек к листочку, сложилась на краю стола.
       
        - А как Вы ее назовете? – Рудольф с трудом поднял веки.
        - Я долго думал над этим. У гениальной вещи должно быть гениальное название! Сделайте последнее усилие – пишите – «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости».

        На следующий день писатель сидел в кабинете издателя. Из обстановки только стол, с аккуратно разложенными папками, шкаф, забитый бумагами, и стул для посетителя. Правильное лицо, прилизанные назад волосы, совиные глаза издателя внимательно изучали начинающего автора.

        - Почему Вы настояли на встрече? Могли бы просто сдать рукопись секретарю.
        - Я не могу ждать! Я должен немедленно узнать Ваше мнение! – подскочил писатель.
        - Садитесь, садитесь, - помахал руками издатель. - Обычно я не встречаюсь с дебютантами, но за Вас просили влиятельные люди… Давайте.

        Рукопись перекочевала в руки издателя. Писатель присел на краешек стула.

        - Сразу - нет!
        - Почему?! Вы ведь даже не открыли книгу.
        - В данном случае этого и не нужно. Название слишком длинное, незапоминающееся. Эта книга не способна привлечь читателя.
        - Почему?!
        - Зачем ему открывать книгу, когда Вы и так все рассказали в названии?
        - Но там моя жизнь, много интересных идей…
        - Кому интересна Ваша жизнь, Ваши идеи? Когда станете знаменитостью, чтобы Вы ни написали, привлечет публику, а пока…
        - Я не готов изменить ни буквы! – вновь вскочил автор.
        - Тогда поищите другого издателя, - рукопись пододвинулась к краю стола.

        - Ваша задача – напечатать книгу! У меня есть связи в политике. Партия заплатит!
        - Как скажете. Оставьте рукопись у секретаря, он рассчитает стоимость. Но я бы все-таки подумал над названием.

        Через месяц писатель вновь вошел в кабинет издателя.
        - А-а, г-н Писатель! Как продается Ваша книга?
        - Очень плохо. Мы разослали книгу во все книжные магазины страны, но продажи не впечатляют.
        Издатель усмехнулся.

        - Я решил прислушаться к Вашему совету, - писатель протянул смятый клочок бумаги.
        - Похоже, Вы, действительно, становитесь писателем – больше пишете, нежели говорите, - издатель развернул клочок. - Сократили до двух слов. Уже лучше. Перепечатка тиража будет стоить денег.
        - Разумеется.
        - С Вами приятно иметь дело.

        Еще через два месяца писатель снова стоял на пороге издательского кабинета.
        - Наслышан, наслышан, - издатель шуршал развернутой газетой. – Вот, читаю рецензии на Ваш труд: «Содержание достаточно путаное, повторяющееся и трудное для прочтения. По стилю книга представляет собой образец дилетантской прозы».
        - Эти чертовы критики ничего не смыслят в литературе! – Писатель рукой рубанул воздух.
        - «Крикливая, сырая, напыщенная книга, перенасыщенная длиннотами, многословием, неудобоваримыми оборотами, постоянными повторами, что с головой выдает в авторе полуобразованного человека».
        - Достаточно!
        - Беда в том, что из-за Вас пострадала и наша репутация. Нежелание изменить ни буквы привело к тому, что были перепечатаны все грамматические ошибки.
        - Вы получите компенсацию. Я пришел заказать у Вас еще тираж. В два раза больше. И… можете, исправить ошибки.

        - Да, я знаю, несмотря на разгромные рецензии, Ваша книга пользуется успехом. - Издатель швырнул газету на стол. - Знаете что, г-н Писатель, Вторую книгу я обещаю пролистать, третью, возможно, прочту. И, может быть, пятую Вы уже будете печатать за счет издательства.
        - Большое спасибо, г-н Издатель, но я больше не буду писать. Я решил вернуться в политику.
        - Может лучше остаться плохим писателем?
        - Не думаю!
        - Я отправил сорок восемь статей в ведущие газеты, и ни одна не была напечатана, – издатель заложил руки за голову. – Но я не собираюсь сдаваться. Не сдавайтесь и Вы.
        - Решение твердо. Сказано – сделано! - Писатель широко усмехнулся. - С этой книгой я завоюю мир!

        Издатель расхохотался:
        - С Вашим подходом и одна эта книга сделает Вас миллионером! Я слышал, Вы навязываете ее покупку всем молодоженам. Не отходя от ЗАГСа!

        Писатель улыбнулся:
        - Если я когда-нибудь приду к власти, Вы станете министром!

        Издатель содрогнулся от приступа смеха:
        - Тогда я буду не печатать книги, а жечь. Это будет моя маленькая месть за груду чепухи, которую я издал.
        - Спасибо, г-н Издатель! Мне пора.

        Писатель развернулся, заторопился к двери. Издатель выскочил из-за стола, нагнал автора:
        - И еще один совет, г-н Писатель. Политика, как и литература, требует звучности. Поэтому подберите себе псевдоним поярче. «Шикльгрубер» - не звучит, - и, видя колебания автора, добавил. – Вы убедились, взамен «как его там» гораздо лучше – «Моя борьба»!

        Писатель пригладил пушок пробивающихся усиков:
        - Вы правы, доктор Геббельс!