Василий Поленов

Улексия Миссосупова
Василий Дмитриевич Поленов
(1 июня 1844— 18 июля 1927) — выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока. «Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нем Федор Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»
Олива Василия Поленова
Улекса фон Лу
Олива - в синь небес, века летят...
И вечна эта давняя история!
Предательство и Гефсиманский сад -
открыт путь для мучения Христового.

Олива.Древо мира.К ней пути
паломников, высь взглядов притяжения,
все хочется вернуть назад, найти
ключ к давней тайне в новом постижении.

Олива.Солнце.Гефсиманский сад.
Христовы страсти,гибель, воскресение.
Листва блестит, торжественен наряд.
И голубь с ветвью миру во спасение...
Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков (а в последствии историков искусства), зрителей и друзей художника. В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». Имелись в виду, очевидно, те произведения художника, которые были приобретены в свое время у автора Павлом Третьяковым и находились в галерее: Право господина (1874) на сюжет из средневековой истории Германии, этюды Московского Кремля (1877), пейзажи конца 1870-х годов, принесшие художнику особенную популярность - Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1879) и этюды, привезенные Поленовым из его путешествий по Востоку в период работы над картиной Христос и грешница и серией картин Из жизни Христа (1881-1882, 1899). Согласиться или нет с мнением художника о себе можно, лишь познакомившись более подробно с его жизнью и творчеством. Но если следовать логике Грабаря, то окажется, что в Поленове, «сидели» не три, а, может быть, четыре и пять художников, поскольку помимо живописи он обращался, и довольно успешно, к другим областям творчества - архитектуре, музыке, театру, прикладному искусству.
Ливень Василия Поленова
Улекса фон Лу
Ах, сколько в летних ливнях темноты,
волнующей и сказочно глубокой!
В порталах глубины и высоты
стреляет в небо синяя осока.

Ультрамарином плещет зелень трав,
и в небе зеленеет отраженье,
с ног на голову мир, на время став,
летит, поет в стремительном движеньи.

Усталый путник прямо под дождем
плывет по водам, лошадь и детишки
под теплым ливнем стали кораблем,
страницей вод листающейся книжки.

И таинство стремительного дня,
летящего под вод небесной песней, -
взгляд в даль времен, в сегодня и в себя,
а мир поет и льется все чудесней!
Основой этой художественной разносторонности был редкостный талант Поленова, обладавшего способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке, - пленэрным видением, настолько точным, что его называли «абсолютным зрением» по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов, и врожденным декоративным даром. В пору, когда перед художниками наиболее остро встала проблема яркой и выразительной формы самой живописи, способной передавать и самые великие замыслы, и все то, чем была полна душа художника, его впечатления, настроение, он заговорил на живописном языке, завораживающем своей чистотой и богатством, умело сочетая в одном живописном произведении пленэрное видение с декоративными задачами.
Ока Поленова
Улекса фон Лу
Ока.И вечер в облаках разлит,
в темнеющих лесах, горстях избенок.
И вспомнится вдруг кто-то, кто забыт,
и веришь в сказку, будто бы ребенок...
Гармония небес - покой реки
и тени темно-синих очертаний,
legato pianissimo Оки,
печаль покоя - тайна покаянья?

И шепчется осенняя листва,
чуть обгорев в костре сентябрьских ветров,
и в шепоте пейзажа вдруг слова
рождаются для песни недопетой.

Василий Поленов. "Ока.Вечер"
Поленов имел незаурядный дар архитектора, музыканта и композитора, пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера, был талантливым педагогом, театральным и общественным деятелем. Одним из первых русских живописцев он обратился к областям искусства, заниматься которыми ранее считалось недостойным большого мастера живописи - книжной иллюстрации, сценическому оформлению, прикладному искусству, преодолев тем самым стереотипы отношения к художественному творчеству.
Заросший пруд Василия Поленова
Улекса фон Лу
Простор - извне, а в глуби - тишь да глушь,
и густота созревших ароматов,
настои трав, цветов и хвои кружат,
и запах света солнечный и пряный,

Вдруг пруд открылся, ряска на воде,
безукоризненна и неподвижна
поверхность - отражение в тебе -
зеркальной глубины и тайны жизни.

Заросший пруд, и темен лес вокруг.
Изгиб дорожки - плавною дугою.
Молчанья густота и чащи круг,
войдя в который, выйдешь ты другою!

Живопись Василия Поленова - http://vasily-polenov.ru/
Художественная деятельность Поленова основывалась на стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни общества. Это стремление сближало творчество мастера с общим процессом демократизации искусства последней трети XIX века, прежде всего с движением Товарищества передвижников, чьим активным участником он был с конца 1870-х годов. Но идея общественного служения, объединявшая членов содружества, понималась им по-своему. Свой гражданский долг он видел в эстетическом просвещении народа, в несении искусством радости и красоты.
Московский дворик В. Поленова
Улекса фон Лу
Небо безмятежное,
храмов купола,
сколько в красках нежности,
в ласковых кистях!

Золотоголовые
дети,тропки вдаль,
светлое и новое,
прочь ушла печаль.

В солнечной безбрежности -
яркая трава.
В жизни безмятежность есть -
дворик, купола...
Его слова из письма к Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит»,- достаточно ясно выраженное эстетическое кредо художника и точное обозначение стимула, побуждавшего Поленова к работе. Это высказывание могло бы служить эпиграфом ко всей разносторонней художественной деятельности мастера и одновременно стать ключом для понимания сложной и тонкой души художника, убежденного в способности искусства преобразовать мир по законам красоты.

Использованы материалы сайта - http://vasily-polenov.ru/