Михаил Нестеров

Улексия Миссосупова
Михаил Васильевич Нестеров (31 мая 1862 — 18 октября 1942) — русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь… Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)
Дали М. Нестерова
Улекса фон Лу
Зеленеющие дали,
звук пастушеской свирели,
нежность - весен изначальность,
над полями -менестрели.

Воздух розов и сиренев,
холм и пруд - младенца зыбкой,
отрока Варфоломея
пишет луг лучом улыбки.

Пробуждение сил поля
воздух красит в цвет зеленый,
нежность и печаль раздолья,
и предчувствия влюбленность!

Михаил Нестеров."Дали" 
"Если бы русское общество вернее оценило Нестерова, если бы оно дало ему возможность доразвиться в том направлении, которое было предначертано в его душе, Нестеров был бы цельным и чудным художником. К сожалению, успех толкает его все более и более на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи и все более удаляет его от того творчества, в котором он, наверное, сумел бы сказать немало дивных и вдохновенных слов. Ведь является же он, рядом с Суриковым, единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам «Идиота» и «Карамазовых»." (Бенуа А.Н.)
М. Нестеров. На горах
Улекса фон Лу
Сарафан.По плечам плат раскинулся,
красота утонченная русская,
красна девица встала Россиею -
обозреть поле, лес, озер бусинки.

И тревожное небо над Родиной,
даже если день яркий и солнечный,
и сливаются души с природою,
сумеречные взлеты и омраки...

Красота и печаль красной девицы
и речитатив леса над речкою...
Нам в великое лучшее верится,
в силу духа высокой сердечности.

М.Нестеров."На горах"
Религиозность, искренняя духовность, глубокая субъективность произведений Нестерова была чужда идеям передвижников, которые могли и умели писать только сюжеты "на злобу дня". Это приводило к коренным противоречиям философии художника с философией ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок).
Видение отроку Варфоломею
Улекса фон Лу
Есть ли что-то выше, чем молитва,
высказанная от всей души?
Святый образ вдруг в природу влился,
прозвучав свечением в тиши.

Отрока Варфоломея очи
впитывают речи глубину,
велика ты, сила сих пророчеств,
к небу устремляешь голытьбу!

Сколько на России нищих, сирых,
их спасает веры простота,
в искренности отроческой - сила
лишнее в пути легко терять!

Главное - к небесному стремиться,
нимб - знаменье Господа в тиши!
Взгляд глубок и крыльями - ресницы
птицы ввысь взметнувшейся души.

М.Нестеров."Видение отроку Варфоломею" 
В итоге, в 1899 году вместе со своим великим другом, гениальным пейзажистом Исааком Ильичом Левитаном (который также остро чувствовал необходимость новых форм выражения) Нестеров присоединяется к группе молодых художников из общества "Мира искусства" под руководством Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Но и молодое объединение, возникшее в 1899 году, не могло устроить художника. Часто Нестеров и Левитан мечтали об отдельной выставке произведений Левитана и Нестерова... Начало 1900-х годов, когда Левитана уже не стало, стало для Нестерова временем мучительных поисков новых сюжетов. И тогда возникнет одна из его лучших предреволюционных работ - "Молчание" (1903). В ней исчезает ощущение совершенного слияния человека и природы. Одиночество и разобщенность царят в мире, создаваемом художником.
Использованы материалы сайта - http://art-nesterov.ru/gallery2.php