15. Зойка

Анжела Стальная
         Часть пятнадцатая.

         Зойка передумала учиться на портниху, она поступила на кондитера. По вечерам продолжала работать в той же столовой. Теперь её допускали к кухне, там же практиковалась и приобретала необходимые для этой профессии навыки. С Верой Степановной, матерью Виктора, у неё сложились доверительные отношения. Женщина с житейской мудростью учила её не только домашнему хозяйству, но и простым взаимоотношениям. Она наблюдала, как перед уходом на смену, Виктор приоткрывал дверь в комнату, где мирно спала Зойка и молча некоторое время наблюдал за спящей красавицей. Девушка Вере Степановне нравилась, она советовала только сыну не спешить, ведь Зойка ещё молода, а пережила в свои годы уже немало.

         Виктор теперь не брал обеды из дома, а бегал в столовую, прямо в робе. Зойка выносила ему порцию котлет по-киевски, рядом с которой дымилось картофельное пюре. На нём она самолично выводила ложкой аппетитные "волны" и поливала грибной подливкой. Садилась напротив и подперев кулачком голову, наблюдала как он ест.

         Однажды, когда Виктор заметил на её лице печать грусти, он рассказал про своего приятеля:
         - Знаешь, у меня ещё до армии был приятель, счастливый уже тем, что родился. Ещё он отличался тягой к изучению иностранных языков. По состоянию здоровья в армию призван не был, продолжил учёбу. Так вот... Невысокий, толстоватый, и зимой и летом в огромных коричневых стоптанных ботинках. К тому же он носил очки, как говорили девчонки: "сексуальности в нём меньше, чем в домашней швабре". И звали его все Лёхой, он никогда не слышал уважительного к себе обращения - Алексей.

         - Где он сейчас?

         - Получил образование, уехал. Работает переводчиком. Так вот... Иногда он забегал ко мне. Последние месяцы перед призывом, у нас с Оксаной уже разладились отношения. А этот всегда жизнерадостный приятель меня просто начинал раздражать, я не мог понять его жизненной позиции. Каждый раз, когда мы встречались, Лёха казался мне нескладным клоуном на похоронах. Он доводил меня до бешенства этой своей беспричинной жизнерадостностью, он был в нашей компании постоянным раздражителем. Я засыпал тогда с грустными мыслями, просыпался в печали и хотел пребывать все дни в печали, настолько мне не хотелось расставаться со своей девушкой. Я знал, что она меня ждать из армии не будет. А этот Лёха со своей неуёмной радостью, словно яркий луч маяка, освещающий кромешную темноту.

         - Он просто - оптимист!

         - Ну да! Только я тогда не находил повода для его неуёмного оптимизма. Однажды он пригласил меня на обед, в эту столовку. Мы сидели вон за тем столиком, за окном раздавался стук колёс проходивших мимо поездов. Он пил свой кисель и впервые рассказывал о себе. Мать родила его в тюрьме. Прошёл наш Лёха через детские дома от Каспийска до Курска. В одном из них какой-то внимательный педагог обнаружил его способность к языкам, он учил его во внеурочное время. Лёха помогал ему переводить какие-то тексты и статьи и бесплатно занимался с ребятишками из младшей группы. Ему даже повышенную стипендию дали. Потом он приехал в наш городок на обучение, потому что здесь был небольшой конкурс и были места в общежитии. "Прекрасный город, с прекрасными перспективами", - говорил Лёха.

         - Почему же он уехал?

         - Потому что ошибся. Какие тут на самом деле у переводчика перспективы? Но диплом свой он получил. Помимо стипендии ему выделяли деньги на одежду, а его преподаватели давали на время свои редкие книги. "Может ли повезти больше?" - вопрошал меня Лёха, - "Разве можно просыпаться по утрам и не радоваться, что ты живёшь?"

         - Я слушал его и мне было стыдно за свои печали и проблемы, которые вдруг оказались пустяковыми. С того обеда в столовке мы с Лёхой стали ходить вместе играть в бильярд, ходили в кино. Он всегда был счастлив и доволен. И перед посещением кафе, и после него, как будто ему за небольшие деньги подарили два часа пребывания в другом мире. Думаю, Лёха до конца проживёт каждый день своей жизни, как ребёнок, которого родители, коих у него никогда не было, впервые взяли в цирк или в парк аттракционов.

        - Да, у твоего приятеля поучиться можно оптимизму.

        - Он и был моим учителем, помимо поддержки со стороны матери, когда я узнал о замужестве Оксаны. Я уже к этому был готов и воспринял эту новость, как данность, как свершившийся факт, а не как трагедию. Зато я встретил тебя!
       
         Зойка смущённо отвернулась, а он коснулся её рыжих волос и поцеловал почему-то в затылок. Ей стало вдруг так тепло от этого прикосновения. Она ловила себя на мысли, что привыкает к Виктору и он ей всё больше и больше нравится...

Продолжение следует:http://proza.ru/2011/06/08/505