Борьба Акрама Даутова длиною жизнь

Ирек Фатхелисламов
«Шлю поклон я, мама,
Из далеких далей,
Нет предела нежности моей.
Ты растила, мама,
Нас, души не чая,
Нас - твоих любимых сыновей.
Свет души моей,
Мной воспетая,
Я вернусь к тебе,
Мама милая…»

("Письмо матери" Акрам Даутов)
               
               
                В очерке не ставится цели повествовать о творчестве признанного композитора башкирского и татарского народов - Акрама Даутова. Об этой стороне его многогранной жизни было рассказано достаточно много.
                В данной работе преследуется один - единственный помысел - открыть завесу "секретности" с военного прошлого нашего земляка - воина, композитора и педагога, и тем самым попытаться внести свою посильную лепту в устранение белых пятен из биографий знаменитого композитора, которые имели место на протяжение долгих лет.

1. Комбат отдельного лыжного

                С трепетом и волнением прикасаюсь к  личному делу майора Акрама Сунагатовича Даутова, потрепанному, сероватому картону, немому свидетелю непростой человеческой судьбы под инвентарным номером НВ - 43174. Пожелтевшие листы сквозь толщу времени, доносят до нас скупые, иногда до боли в душе кричащие сведения. Судьба любого человека по - своему уникальна. А судьба такого человека, как Акрам Даутов, тем более многогранна и сложна.
                В июне 1934 года председатель рабочкома одного из хлопкосовхозов Средней Азии призывник Даутов приезжает в отпуск на Родину - в деревню Ярмухаметово и подает заявление на имя военного комиссара Туймазинского района о зачислении его кандидатом для поступления в военное училище. В декабре того же года абитуриент Даутов был направлен в Казанское пехотное училище. В те годы отбор и зачисление кандидатов в военные училища проходили не так, как сейчас. В сентябре 1935 года кандидат в военное училище Даутов сначала становится курсантом полковой школы 2-го стрелкового полка Казанской стрелковой дивизии Приволжского военного округа. И только спустя полгода, успешно окончив полковую школу, надевает китель курсанта Казанского пехотного училища.
                Три года пролетают как три дня. И вот в 1938 году наш земляк, завершив 3-х годичную учебную программу по I разряду, получает свое первое офицерское звание - лейтенант, и направляется в Киевский особый военный округ командиром взвода полковой школы 131-го Таращанского полка 40-й дивизии. Уже ровно через год, в июне 1939 года, еще одно назначение - переводится командиром взвода Одесского пехотного училища, где лейтенант Даутов повышен до помощника командира роты курсантов.
                Великую Отечественную войну старший лейтенант А. Даутов встречает в Одессе, в составе Южного фронта получает первое боевое крещение. Офицеру, командиру - преподавателю Акраму Даутову своим курсантам пришлось преподавать уроки военного искусства не в тактических классах, а непосредственно на поле брани.
                После первого ранения в августе 1941 года выздоровление. Как перспективный красный командир, по рекомендации командования фронта проходит 2-х месячную подготовку командиров батальонов. После окончания курсов Акрам Сунагатович становится командиром 1-го батальона 1151-го стрелкового полка 343-й стрелковой дивизии 56-й Армии. Кто прослужил в армии, тот знает, что быть командиром 1-го означает быть готовым в любое время дня и ночи заменить командира выше рангом. По рассказам ветеранов - офицеров Великой Отечественной, знаю, что продолжительность жизни командира стрелкового взвода в среднем длится одни сутки...
                Получив второе ранение, он оказывается в эвакогоспитале города Балашова. Выздоровление и новое назначение - начальник штаба полка 343 СД. Этот раз ненадолго. Ввиду отступления и переформирования дивизии, снова оказывается в управлении кадров Юго - Западного фронта. Оттуда новое направление. В этот раз в учебный центр фронта по подготовке младших лейтенантов в качестве начальника учебной части.
После года преподавательской работы в тылу Акрам Даутов получает назначение на передовую. С 8 ноября 1943 года он - командир отдельного лыжного батальона 60-й стрелковой дивизии 65-й Армии.
                К сожалению, в этой должности ему суждено было побыть всего 2 месяца. Но об этом ему, по годам еще молодому, а судя по величине звездочек на погонах уже старшему офицеру, по року судьбы не было угодно знать.
                Его жизнь твердо и неуловимо катилась в неизвестность...

2. Рядовой отдельного штрафного

                33-й отдельный штрафной батальон I Белорусского фронта. Даже врагу не пожелал бы Акрам Даутов своего нынешнего положения. Да, произошло нечто непоправимое. Его, вчерашнего командира отдельного лыжного батальона гвардии майора Красной Армии, разжаловали до рядового. Исключили из партии и лишили наград. Не давали покоя и думы о семье. Как там они: жена Махбуба, дочь Заира и сын Фиат, которых он заблаговременно сумел отправить на родину жены - в деревню Старый Атлаш Ульяновской области.
               Что же произошло? Постановление военного трибунала гласило: "За самовольное оставление позиции..." Листаю аттестации, партийные и служебные характеристики бывшего пехотного командира офицера Даутова.
               "...Делу Партии Ленина Сталина и Социалистической Родине предан... Показал себя с самой положительной стороны. Политически развит хорошо. В настоящее время изучает работу тов. Сталина "О диалектическом «историческом материализме". В работе принципиален, решительно борется за укрепление воинской дисциплины... Способный офицер, скромен, к себе и подчиненным требователен, свои обязанности выполнял добросовестно. Тактически грамотный... Может быть использован на высших должностях...".
              Как свидетельствуют документы, Акрам Даутов был добросовестным, требовательным к себе и подчиненным офицером. Видимо, как совестливый командир, в целях сохранения жизней личного состава батальона в один из ответственных моментов он принял самостоятельное решение. Как мы знаем из истории, в то время любые подобные выходки карались жестоко. Конечно, об этом периоде жизни мог бы дать точную оценку лишь сам Акрам Сунагатович. Нам, исследователям, остается только предполагать. Фактом остается и то, что не проходит и месяца, как рядовой Даутов получает в бою сквозное пулевое ранение левого предплечья. Он собственной кровью смывает наказание и его полностью восстанавливают в звании, должности и наградах, а вскоре - и в партии.
               В апреле 1944 года, после излечения в эвакогоспитале города Мурома, майор Даутов получает назначение на I Белорусский фронт. Там принимает под свое начало учебный стрелковый батальон, который готовил сержантский состав для действующей Армии.
               На суд читателей привожу выдержки из некоторых документов того периода.
               Из боевой характеристики: «...Может быть использован на высших должностях».
               Из представлений: "... отдаёт все силы и энергию на лучшую подготовку сержантского состава для частей действующей армии.
               Подготовленный сержантский состав в количестве 234 человека в августе 1944 года от армейской проверочной комиссии получил оценку «хорошо».
           …В подготовку вновь мобилизованного маршевого пополнения товарищ Даутов вложил максимум сил и энергии и в 20 учебных дней  подготовил 1000 человек, которые вполне готовы к боевым действиям.
              Достоин Правительственной награды орденом «Красная Звезда». 25.9.44 г.»
 (Позже приказом командующего 47-ой армии от 7. 10. 44 г. майор Даутов и был награжден орденом "Красная Звезда").
               «…командуя батальоном по охране штаба армии в районе ВАХОВ во время передвижения и действий выходящих партий немцев 4.5.45 сумел построить оборону так, что противник не проник в ВАХОВ. В коротких боях было перебито много солдат и немцев противника, кто не сдавался в плен, и около тысячи человек взято в плен.
              Лично товарищ Даутов организовал оборону трое суток. Честно и добросовестно отнёсся к порученному делу, что способствовало полному разгрому и пленению всей немецкой группировки.
               Заслуживает Правительственной награды орден «Отечественная война I степени». Заместитель командующего 47 - ой армии генерал-майор Кузьмин.14 мая 1945 г.»
               Из аттестации на командира учебного стрелкового батальона 217-го стрелкового Ордена Александра Невского полка 47 - ой армии майора Даутова Акрама Сунагатовича за период 15. 5. 44 г. - 10. 6.45 г.: "...Дисциплинирован, требователен. Лично подтянут. Подготовленный офицер. Решителен, смел, вынослив. Политически и морально устойчив..."
               Вывод: Может быть выдвинут на должность заместителя командира полка по строевой части или же использован на преподавательской работе в военных учебных заведениях.
               Командир 217-го стрелкового Ордена Александра Невского полка полковник Николаенко. 11. 6. 45 г."
               Казалось бы, справедливость восторжествовала, все точки над i расставлены, оставалось только пожинать плоды предыдущих заслуг. Но жизнь еще долго, а точнее, до самой смерти будет строго экзаменовать старого бойца с израненной душой и телом, но не сломленного морально и духовно.
               А пока командир учебного стрелкового батальона гвардии майор Акрам Даутов со своим переменным составом стремительно продвигался через Польшу в Германию, в направлении Берлина. Он шел к Победе...

3. Офицер военной комендатуры

               Апрель 1945 года - Дни штурма Берлина. Не сегодня - завтра конец многолетней кровопролитной войне. В этой благоприятствующей обстановке учебный батальон, которым командовал гвардии майор Даутов Акрам Сунагатович, был расформирован, и 29 - летний старший офицер получает предписание в военную администрацию советских оккупационных войск в Германии. Далее в качестве заместителя военного коменданта по строевой части района Бад - Либенверды приступает к исполнению своих прямых должностных обязанностей.
               Провинция Саксония. Округ Мерзебург. Городок Бад - Либенверда лежит в руинах. Учреждения и предприятия не действуют. Личному составу военной комендатуры района Бад - Либенверды предстояло обеспечивать порядок и жизнедеятельность в обслуживаемом районе. Вся документация я переписка проходили через руки Акрама Сунагатовича. Что-что, а штабной культуры у майора Даутова не занимать. Работы было много. Hо в короткие часы отдыха Акрам Сунагатович брал в руки свою верную - спутницу - гармошку. Окруженный сослуживцами и простыми немецкими гражданами, он наигрывал башкирские, татарские и русские мелодии. Музыка вновь и вновь возвращала его мысленно к родным краям.
             Он родился 17 ноября 1914 года в деревне Ярмухаметово, в бедной крестьянской семье. Несмотря на бедность, родители Акрама - Сунагат Маннанович и Бибизакия Галимовна - старались дать сыну образование. К сожалению, отцу не суждено было долго жить; и в 1928 году (в год вступления в колхоз), он ушел из жизни. К этому моменту Акрам успел закончить 6 классов Чукады - Тамакской ШКМ. 14 - летним мальчишкой Акрам начинает самостоятельную жизнь. В 1929 году уходит на производство по найму. Поработав год, поступает в Магнитогорское ФЗУ» где к 1931 году получает 8 - классное образование и возвращается на Родину. Работает учителем в уфимской начальной школе. После окончания учебного года, как способный комсомолец, получает направление в комсомольское отделение Башкирского Коммунистического университета. Но окончить его не удается. В связи с реорганизацией университета в Высшую сельскохозяйственную коммунистическую школу он снова откомандирован в Туймазинский РК ВЛКСМ. Оттуда послан секретарем кустовой ячейки комсомола и заведующим Чукады - Тамакской начальной школы...
              Народные башкирские и татарские мелодии льются по Бад - Либенверде. Душа рвется домой, в родные края. Наконец - то, после долгой разлуки, осенью 1946 года семья благополучно добирается до Германии. Акрам Сунагатович этому очень рад. Его родимые Махбуба, Заира и Фиат с ним. Уже больше года как кончилась война. Жизнь в Германии помалу начинала входить в колею. И Акрам Сунагатович начинает чувствовать себя больше гражданским человеком, чем военным. Свою миссию военного он считает законченной. Собравшись духом, в конце 1946 года он пишет pапopт  по команде с просьбой об увольнении из армии, сославшись на состояние здоровья: как - никак за плечами два тяжелых, одно легкое ранения и контузия. Просьба вскоре была удовлетворена, и его, согласно приказу главнокомандующего группой советских оккупационных войск в Германии от 14.01.1947 года, по статье 43 "А" увольняют в запас. 25 января 1947 года гвардии майор навсегда прощается с последним пристанищем его военной карьеры.
               Снова в родных краях! На этот раз семья Даутовых нашла приют у матери в деревне Каран - Елга. Вот он, демобилизованный офицер, сидит у калитки на скамейке с гармошкой в руках и полной грудью вдыхает вольный воздух родных просторов. И опять льется музыка. В такт ей звенят медали на груди. Собравшимся землякам есть на что поглядеть. Его китель украшают ордена Отечественной войны 2 - й степени и "Красной звезды", медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина" и "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне". Кроме того, имеет благодарности Верховного Главнокомандующего "За освобождение Варшавы" и "За овладение городом Дейч - Кроне".
                Дни отдыха прошли незаметно. Акрам Сунагатович на вольных хлебах окреп физически, раны заметно зажили. Настало время трудиться. Ему предстояло прожить нелегкую послевоенную гражданскую жизнь.
                А пока он бодро зашагал навстречу своей судьбе по проселочным дорогам в сторону села Кандры - Аминево.

4. Кандринский "Дон - Кихот"

"ЛЮДИ, Я ВАМ ОСТАВИЛ 700 ПЕСЕН, НЕ ОБЕССУДЬТЕ!"
Надпись на надгробном камне Акрама Даутова.
               Напоминанием о периоде кандринской жизни Акрама Сунагатовича служит скромная мемориальная доска на стене моей родной средней школы №2.
               Время жизни в городе Туймазы предано забвению, нет ни таблички на доме, где он проживал последние свои годы, и улицы, носящей его имя.
               Критики говорят, что, если он после себя оставил бы лишь только одну - единственную песню - "Письмо матери", то и этого было бы достаточно, чтобы обессмертить свое имя.
               Кандры. Одним словом - малая Родина! Рядом с этими местами прошло его детство...
               ...По возвращении с фронта Даутова назначили военруком средней школы №2. Это уже работа и любимое занятие. Что ни говори, а значительная часть его военной биографии (более половины из 12 календарных лет) была посвящена военно - преподавательской деятельности. С головой окунулся в преподавание военного дела в школе. Улица Речная, 54 - этот адрес в Кандрах стал домом для его семьи. Здесь родились дочери Галия и Лиля. Но ранения все чаще давали о себе знать. Его учительской зарплаты не хватало даже на полноценное питание, не говоря уже об остальном, ведь в семье росли 4 детей. Здоровья тоже не хватало. К тому же нервировала постоянная безрезультатная переписка с собесом, ВТЭК и органами местного военного управления. В обращениях в инстанции он просил, чтобы и на этом основании ему назначили военную пенсию. Но вся эта бесполезная тяжба с государственными учреждениями напоминала борьбу Дон - Кихота с ветряными мельницами. Везде сидели чиновники, и все заявления и письма ветерана войны Даутова они отфутболивали дальше по кругу. Каждый раз круг замыкался так же, как замыкались круги на поверхности воды после очередного броска камня, а сами камни бесследно исчезали в глубине. Вчитываюсь в заявление, написанное рукой Акрама Сунагатовича:
             "Кандринскому РВК от майора запаса Даутова А.С.
             3 апреля 1956 года (Стилистика сохранена. – Автор.)
             Заявление.
             К заявлению ходатайства о выделении пенсии по инвалидности хочу разъяснить, что я имею 3 ранения и контузию. После демобилизации по статье 43 а работал в СШ в качестве преподавателя с окладом 1100 руб., относительно обеспечивал мою семью при одновременной работе жены. Но, в связи с временем, что вызывает изношенность организма, старые раны с каждым днем вызывают ухудшение здоровья и не позволяют работать преподавателем физического воспитания (мне 42г.), по военной подготовке ныне веду всего 15 часов, а в будущем учебном году предполагается всего 9 часов (с окладом 350 р.), что, конечно, не обеспечит не только семью, но и меня. Я вынужден обращаться в государство за помощью, что считаю вполне законным требованием. Поэтому прошу обратить внимание на состояние моего здоровья, а если выделить пособие - пенсию по инвалидности ".
             Переписка, переписка…
             Сколько этих бумаг он еще напишет за оставшуюся, богом отпущенную жизнь. Мы, последующее поколение, можем судить об этом только теперь, по происшествии многих лет. Но тогда он этого не понимал. Временами ему казалось, что тогда, в отдельном штрафном батальоне, жизнь была намного легче, чем сейчас. Иногда думалось, что и вся его оставшаяся жизнь - сплошной штрафбат...
              Продолжаю листать личное дело майора Даутова Акрама Сунагатовича. Сюда подшиты архивные документы, которые сопровождали по жизни нашего выдающегося земляка. Здесь же своё последнее пристанище нашло и удостоверение участника войны - серия Б № 063555, выданное 31 декабря 1980 года. В деле есть даже письмо сослуживца, адресованное в военный комиссариат Республики Башкортостан. На нем входящий номер 1223 и дата от 18.05.84 г.
             "Помогите мне разыскать моего сослуживца, если он жив, пишет автор, -  или его семью. Знаю, что демобилизован был из Германии в Башкирскую АССР в 1947 году, примерно июне. Его фамилия Даутов Акрам Сунагатович, 1914 года рождения, в звании гвардии майора. Я писал несколько раз по ниже указанному адресу, но ответа не получил и поэтому не  знаю, жив ли он.
             Названия деревни точно не помню. Знаю, что у него была жена Махбуба, дочь Заира, сын Фиат, в то время (военное) были маленькие.
             Дорогие товарищи! Заранее Вам благодарен за беспокойство и прошу ответить ".
             Раз оно стало архивным документом, полагаю, что данное письмо так и не нашло своего адресата.
             И снова переписка с вышеуказанными органами по поводу инвалидности и пенсии. Наконец - то в самом конце дела натыкаюсь на те документы, ради которых Акрам Сунагатович боролся всю послевоенную жизнь. Пенсионный лист гласит, что пенсия назначена 1 декабря 1985 года - 195 рублей. По инвалидности - I группа. Срок действия листа до 30 ноября 1989 года. Адрес: г.Туймазы, Проспект Ленина, д. 2а, кв. 27. Далее... сообщение Туймазинского горвоенкома о смерти военного пенсионера Даутова А.С. в министерство обороны - 9 января 1986 года.
             Да, 9 января 1986 года фронтовик Даутов скончался. Пенсию, за которую так долго боролся, успел получить лишь один - единственный раз.
             Вся жизнь Даутова была борьбой. Но его смерть не поставила точку в этой борьбе. Остались его песни. Они бессмертны. Теперь они продолжают борьбу. Борьбу за достойную человеческую жизнь.