Человек-растение

Михаил Архангородский
                Михаил АРХАНГОРОДСКИЙ

                ЧЕЛОВЕК - РАСТЕНИЕ

                Природа как зеркало человеческого образа

(семь форм произрастания растений и параллелизм между человеческим характером, поведением и жизнью)

                Пенза

                2002

      Предлагаемая работа представляет оригинальную творческую попытку не просто перенести "физиогномику растений" А. Гумбольдта на типологию человека, а определить духовное созвучие той или иной группы людей и растений. Многолетний клинический опыт, постоянное творческое стремление автора осмыслить результаты целительства наполняют представленную типологию описательно-проникновенным содержанием. Здесь, несомненно, сказывается приверженность автора в изучении феномена человека в русле развивающегося в последние десятилетия нового медицинского направления - медицины единого человека (холистической медицины), которая питается
натурпатическими подходами (акупунктура, гомеопатия, фитотерапия, антропософская медицина). С другой стороны в описанных типологиях отгадываются определ;нные варианты характера человека. Так "травянистый" тип человека сходен с гипертимным (сангвиническим) складом характера со своей "солнечной" природой. Образ дерева, со "стремлением к достижению величия и опоре на самого себя", "могучего самосуществования" напоминает властного авторитарного эпилептоида со "стремлением вс; большего величия и опоры на самого себя". "Хвойное произрастание", которое "хочет целиком определить себя изнутри" - не есть ли развитие шизоида, со скрытым за порой колючими иголками своим неповторимым, отличным от других, богатым внутренним миром.
Психотерапия - лечение средствами души. Современная психотерапия, несмотря на "безудержный рост" и вс; возрастающую потребность в ней, переживает, в определ;нной мере, кризисный период, своеобразную "болезнь роста". И, как это бывает в подростковом периоде развития человека, нередко она увлекается "крайними", незрелыми, поверхностными теориями, и, в итоге, выхолащивается, трансформируется в набор прагматических "технических при;мов" воздействия на психику человека, возводя техники в ранг методов. Или с юношеским максимализмом гипертрофирует те или иные человеческие ценности до постулатов (например "любовь к себе" и т.п.), что нередко приводит к доктрин;рским учениям спекулятивно-манипулятивного толка. Вспомним В.О. Ключевского: "Прежде психологией называлась наука о душе человека, а теперь это наука о е; отсутствии" В. Кречмер (1982), отмечая прогрессивность тенденции в современной психотерапии "отхода от психологии - к культуре и религии", писал: "культура проникает в лечебные схемы, лечение становится культурной жизнью" (цит. по М.Е. Бруно, 1995). Известный российский психотерапевт М.Е. Бруно (1995) говорит о складывающейся области психотерапии - психотерапии духовной культурой, в которой речь ид;т "...об увлеч;нном лечении обогащ;нной культуры, проникновением в культурные ценности для обретения целительного мироощущения своего собственного творческого и, значит, целебно вдохновл;нного пути в человечестве, смысла своего существования".
Автор - М.Г. Архангородский, один из ведущих пензенских психотерапевтов, в своих научных изысканиях и практической врачебной деятельности отличается творческим подходом к осмыслению, освоению и внедрению новых способов диагностики и лечения (гомеопатия, трансперсональная психотерапия и др.), отличается широкой "гуманитарной" эрудицией и, не останавливаясь на достигнутом, постоянно повышает свой профессиональный уровень.
Данная работа предназначена для врачей, психологов, педагогов и других лиц гуманитарного образования, основывающихся на креативном вдохновл;нном подходе к своей практической работе.
Председатель Ассоциации Врачей психиатров, наркологов, психотерапевтов Пензенской области; зав. кафедрой психотерапии и наркологии,кандидат медицинских наук,
доцент В.М. Николаев.


      Данные материалы представлены на основе изучения антропософских работ Р. Штайнера, И.-В. Г;те, Ф. Шиллера, Ф.Х. Юлиуса и обобщения некоторых аспектов собственного опыта применения психологии и психотерапии духовного измерения, классической гомеопатии и антропософской натурологии.
      Предлагаемые наблюдения и выводы в ч;м-то будут выглядеть непривычно для человека, получившего современное биологическое, психологическое или медицинское образование, которому он обязан знанием некоторых фактов, способностью их различения и чувством любви к строгой истине, но которое, одновременно, отняло у него всякое естественное отношение к живой природе. Для мыслящего, духовно ищущего человека существуют две возможности: либо примириться с тем, что было утрачено что-то очень дорогое, либо осмотреться в поисках научной формы, которая обещала бы возвращение утраченного на более высоком уровне. Уже первое знакомство с исследованиями Р. Штайнера, касающихся естественнонаучных трудов Г;те и Шиллера, да;т важный толчок в этом направлении. Эти авторы в своих работах стремятся не только к более глубокому проникновению в тайны природы, открывая мир новых понятий и мыслительных форм, но, что особенно важно, и развивают совершенно новое отношение к явлениям природы, новый род ее восприятия. Г;те имел обыкновение с необычайной непредвзятостью рассматривать природу. Каждый феномен мог сказать ему нечто совершенно новое, нечто совсем сво;. При этом язык феноменов, феноменологический подход, не исключал роли мышления, которое только помогало самораскрытию наблюдаемых явлений. Иногда говорят, что отношение к природе Г;те сопоставимо со своего рода физиогномикой. Как у человека по формам его лица и тела можно прочитать всевозможные вещи относительно его внутреннего существа, так Г;те пытался проникнуть в природу как в живое существо, рассматривая е; жесты, наблюдаемые вокруг себя формы, качества и процессы. Неудивительно, что Александр Гумбольдт, с которым он был дружен, приш;л к мысли написать книгу "Идеи к физиогномике растений". В этой работе была предпринята попытка развить собственное учение о лике Земли. Он попытался свести весь растительный мир к ограниченному числу форм произрастания. И действительно, точно так же, как растения можно разделить по совпадающим формам их цветов на семейства, так и растения из различных семейств можно свести по их образу жизни и строению к определ;нным формам произрастания. В свою очередь они выступали как растительное отражение семи планет Солнечной системы, которые, согласно антропософским взглядам, принадлежат вместе с Землей к единой планетной системе, жизнь которой находит глубокое отражение в форме, духе, произрастании, характере, поведении растений, животных, человека.
      В процессе этих исследований выявилась удивительная взаимопроникающая связь форм произрастания в растительном мире с человеческой жизнью, прич;м, в форме типичного поведения, типичного образа жизни. При этом обнаруживается, что полученные познания в связи с растениями человек может использовать как своего рода зеркало, которое ясно отражает образ нашего собственного существа, открывая горизонты для создания новых психотехник, улучшающих жизнь человека в сообществе себе подобных, обладающих целительным потенциалом при многих душевных и физических расстройствах. На этой основе создан уже целый пласт антропософских лекарств, косметических средств, средств гигиены. Вышеназванными авторами выделены семь форм произрастания: травянистые растения, лиственные деревья, вьющиеся растения, хвойные деревья, кактусы, кустарники, горные травы.
     Проанализируем их с точки зрения формы растений, их жизненных проявлений, вариабельности периодов развития и типологии и развития человека.

1. Травянистые растения

Первая форма травянистых растений ближе всего к первоначальной прародительской форме растений. Это наиболее гармоничная форма произрастания, где царит полное равновесие между вертикалью и периферией растения.
Прекрасную вегетацию многих трав можно увидеть на нетронутых человеком лугах и полях. Летом, когда после сильного ливня, солнце снова жарко греет, земля красуется радостной зеленью бесчисленных стеблей травы. Этот сияющий солнечный ландшафт олицетворяет возвышенный образ здоровья и гармонии. Травы могут расти, прежде всего, там, где все четыре элемента природы - земля, воздух, тепло, вода - находятся в равновесии. В сво;м цветении многие из них полностью отдаются движению Солнца. Головками своих цветов они следуют пути дневного светила. Многие цветы раскрываются по утрам и снова закрываются в вечерних сумерках. Многие из них тускнеют, как только облака закрывают Солнце. Иные травы слишком малы, чтобы сопереживать течение всего года. Они развиваются и цветут в течение определ;нного отрезка времени и являют собой очаровательный портрет этого времени года. Чтобы действительно заметить соответствие этого портрета, нужно обратить внимание на невинную нежность всех весенних цветов, на гордый вид всех летних цветов и на жаркий, строгий пламень тех, что цветут осенью. Как будто все они составляют очень тонкий инструмент, на котором играет солнце. Каждый позволяет услышать в этом целом один-единственный тон - все вместе они звучат в одной небесной симфонии. Травянистые растения, ближе других стоящие к прообразу, проходят одну за другой такие стадии развития, которые, будучи односторонне преувеличены, позволяют возникать нашим формам произрастания. Рост у растения исходит из верхушки стебля. Крайняя точка, именуемая вегетативным конусом, - это весьма нежный орган, тщательно укутанный образованными ранее боковыми органами. Там постоянно возникают тонкие набухания или выпячивания, которые постепенно становятся больше, тоньше выработанными и, наконец, вырастают в листья или пазушные почки. В первой стадии своего роста растение совершенно мягко и сильно проникнуто жизнью и влажностью. Травянистые растения очень вариабельны. Так злаки, причисляемые к травянистому типу, живущие в несколько более худших условиях существования, более жизнеспособные, резкие и тв;рдые, т.е. совершают метаморфоз в направлении произрастания кустарникового типа. Есть злаки, которые из-за величины и ствола можно полностью причислить к типу деревьев, как, например, определ;нные сорта бамбука.

Применительно к человеку мы имеем здесь дело с типом, у которого "влечение к материи" и "влечение к форме" находятся в абсолютном равновесии. Человек типа травянистого растения способен осуществлять нечто очень трудное, соединять великие противоположности. Он самостоятелен и способен действовать, следуя первичным импульсам. Он сам определяет сво; поведение в отношении вещей. Но одновременно, он способен на величайшую самоотверженность и тактичную сдержанность. Он никогда не стремиться на передний план, чтобы оттеснить или затмить других. Он готов к братскому, терпимому образу жизни. Он в своей стихии, когда может вести свою жизнь созвучно большинству единомышленников. Учитывая солнечную природу, если этот тип вполне развит, он нес;т в себе величие, озаряя вс; вокруг своими яркими лучами, при этом, умеет находить средства и пути, чтобы жить как брат среди братьев. Безоговорочно приводит он в действие свою силу ради других, чтобы те могли лучше исполнять свои жизненные задачи. От этого человеческого типа исходит призыв к каждому развиться до своей высочайшей вершины. Он исполнен готовности участвовать во вс;м, но также одушевл;н сильной волей довольствоваться тем, что имеет на сво;м гордом пути. Это тип вполне взрослого человека, соответствующий периоду жизни с 21 по 42 год, когда наиболее полно влияние на человеческую жизнь солнца и освобождается и развивается собственное духовное существо человека, человеческое "Я", занятое до той поры построением человеческого организма и действовавшее в этом направлении. Возникает равновесие между
собственным существом и отношением к окружающему миру, когда человек способнее всего к тому, чтобы обходиться с другими людьми, как с равными себе. " Травянистый" тип человека - тип Солнца. Он солнечно радуется сосуществованию с другими людьми, проявляет солнечный интерес ко всякому зачатку, который проявляется в другом человеке, каждой способности другого, даже тогда, когда она превышает его собственную. Жить общей жизнью и иметь общие стремления с людьми самого разного рода, при этом, каждого нести в себе и переживать участь каждого - это великая способность, прообразом которой является Солнце. Там, где на первый план выйдет желание выделиться и быть в центре, вс; собой затмить и во что бы то ни стало получить признание, "травянистый" человек солнечной природы выкажет несносное самомнение и высокомерие. К солнечному стилю будут взывать, желая помочь ближнему в осуществлении смысла его жизни. Тогда люди этого стиля попытаются вникнуть или хотя бы ощутить то, что, как скрытое ядро, жив;т в другом, и со всей силой и мудростью будут стремиться достигнуть вместе с ним того, чего, в сущности, он хочет, но чего, большей частью, не осозна;т. В этом типе особенно проявлено сострадание как глубокий моральный принцип. Люди этого типа истинные воспитатели, священники, врачи, которые предоставляют в распоряжение другому силу, которую он может применить в соответствии с выбором собственного существа. Импульс сопереживания у таких людей развит настолько сильно, что они берут на себя участь другого, чтобы облегчить его ношу, но нередко, испытав тяжесть этой ноши, с ещ; большей силой начинают искать новые пути своего внутреннего духовного развития, чтобы повести по нему другого.

2. Лиственные деревья

Вторая форма - лиственные деревья, где вертикаль растения перевешивает, периферия следует ей и служит. Вс;, что является стеблем, мощно раст;т и да;т растению большую устойчивость и самостоятельность. Листья скромных размеров, но вместе образуют мощную массу, потому что ветви широко несут их вокруг ствола. Одинокое, вполне взрослое лиственное дерево производит своим величием грандиозное впечатление. Такое величие многими не осозна;тся, потому что мы уже видели так много деревьев, что наше восприятие несколько притуплено, чтобы постоянно этому удивляться. Но если, как бы в первый раз, подойти к этому великану непредвзято, то почувствуешь глубочайшее благоговение перед ним. Он, кажется, захватил с собой внизу, на земле, большую земную силу и перековал е; в мощно несущий ствол. Вверху ветви простираются так, будто они хотели охватить вс; пространство. Дерево устроено таким образом, что летом оно вместе с солнцем затевает роскошную игру со светом и тенью. И тем более наш великан настоящий товарищ ветру. Во всевозможных настроениях можно наблюдать их изменчивую игру. Один раз - это шелестящий вздох, на который ветви отвечают мягкими ласкающими жестами, затем, подобно титанам, они бурно борются между собой. Или мы находимся в дубовом лесу. На большом расстоянии друг от друга поднимаются из земли мощные стволы и упирают свои темные ветви с массой плотно разросшихся листьев в светлое пространство неба. И там, в промежутках, где они всюду оставляют свободное место, небо посылает на землю свои яркие световые пятна. Здесь есть порхание птиц, их пение, где только уда;тся, растут кустарники, бесчисленные травы, и все приветствует могучие деревья как покровителей. Деревья во всем своем существе преисполнены величия настолько, что они не только высоко вырастают и занимают много пространства, но являют в сво;м произрастании отпечаток всего течения года. Нет других растений, которые во всех своих процессах выражали бы столь совершенно взаимодействие Солнца и Земли. Не только в царстве пространства, но и во времени каждое дерево нес;т целый мир. В зимнюю половину года Солнца почти не видно - они стоят голые; летом, когда бывает наоборот, - полны листвы. Большинство деревьев распускается после дня весеннего равноденствия, в апреле и начале мая, когда вся природа наполнена нежным действием влаги. Некоторое время ид;т рост, затем снова затишье, пока Солнце не достигнет высшей точки стояния и летние побеги не начнут развиваться внезапным напором. После осеннего равноденствия, спустя некоторое время, листва начинает менять окраску и уже вскоре после этого начинается листопад, и в это время деревья окутаны мягким и, тем не менее, полным силы огненным процессом. Глубокой осенью, после опадания листьев, деревья сжимаются не только внешне, но и весь жизненный процесс задерживается настолько, что кажется, что дерево стало земл;й, минералом. Но едва только Солнце вновь начинает подниматься, сок в деревьях вновь приходит в движение, и вскоре вытягиваются и начинают пылить сер;жки ольхи.

Дерево следует не только движению года, но и метаморфозу однолетних растений. Ветки распускаются весной подобно произрастанию однолетнего растения, а густая окраска осенью напоминает цветение. То, что трава предлагает больше в пространстве, дерево развивает в течение времени. Трава соединяется с четырьмя природными элементами сразу, а дерево испытывает их воздействие в последовательные периоды. Летом дерево играет с воздухом, осенние краски возникают благодаря таинственному огненному процессу, зимой дерево только земля, весной оно во власти воды. Дерево нес;т идею самого великого растения, но, одновременно, как и другие должно развиваться из маленького ростка. Последний сначала направляет свои корни отвесно и глубоко в землю, затем стебел;к у ростка выпрямляется, после чего оба листка у ростка раскрываются насколько возможно. Лист за листом они разв;ртываются, несомые вытягивающимся стеблем. Направленный вверх, ствол образуется благодаря ежегодно повторяющемуся мощному импульсу роста, возобновляющемуся в завершающейся почке. Ствол как след, который оставил после себя процесс роста. Свет солнца регулирует и формирует крону дерева. Ветви, на которые падает меньше света, тормозятся в сво;м развитии. Как и каждое живое существо, дерево созда;т в себе заповедник с большим количеством живого вещества, необходимого для будущего строительства, который защищается развивающейся кнаружи толстой м;ртвой корой. В процессе роста дерева прослеживается принцип систематичности и сдерживания (медленный рост) - через них оно достигает своего величия. Дерево никогда не позволяет себе столь полно выявиться своему существу, как это делают травянистые растения в сво;м бурном цветении, а делает упор на почки, с помощью которых оно сможет продолжить сво; развитие. Их строение, в противоположность строению цветка, покоится на сохранении тайны того, что они как возможности несут в себе. Одним из основных процессов у дерева является сведение материи, которая постоянно образуется на периферии, в вертикаль. Наконец, квинтэссенция вертикали в семени-органе, уплотн;нном и отверделом, как во внутреннем, так и во внешнем отношении. Оно совсем уподобилось земле после того, как огненные силы вытеснили вс; водное. Тип дерева, ослабленный до формы кустарника, встречается в боярышнике, рябине, ракитнике, некоторых плодовых деревьях.
Из планет лиственные деревья имеют аналогию с Юпитером, о движении которого можно говорить, как о систематическом созидании посредством множества следующих друг за другом отдельных движений. Движение вперед там происходит вместе с Солнцем, в то время как в сво;м оппозиционном отношении к планете, Солнце побуждает ее к попятному движению на е; собственном пути. И подобно тому, как Юпитер в сво;м великом кругообороте свободен от Солнца, так и дерево в полном цикле своего роста сделалось независимым от кругооборота года. В малом же оба весьма точно следуют этому кругообороту. У древесного типа перевешивает вертикаль, тогда как периферия следует за ней и служит.
Применительно к человеку, это значит, что влечение к форме действует столь мощно, что собственное существо возводится, прежде всего, к величию и могуществу. Влечение к материи сильно соучаствует, так что все опыты, которые может принести жизнь, энергично принимаются и перерабатываются. В силу того, что при этом достигается, такой человек может сильно воздействовать на сво; окружение, давая ему форму.
В плане человеческого характера, образ дерева указывает на стремление к достижению вс; большего величия и опоре на самого себя. Он может добиться могучего самоосуществления, сильно перерабатывая в мышлении и, стараясь включить в собственное существо все, что предлагает ему жизнь. Чем больше сумятицы вокруг него, чем больше меняются обстоятельства, тем сознательнее такой человек упражняется в сдержанности и старается в благородном спокойствии преодолевать трудности. Мыслительно он будет строить себе совершенно упорядоченное, стройное мировоззрение. Где бы он ни находился, он всегда будет чувствовать себя посередине мирового процесса и всегда оставаться в сознательном взаимодействии с ним. Его воля будет выражаться, прежде всего, в стремлении строить с величайшей систематичностью, как если бы он клал камень на камень и уже с самого начала видеть целое. Так будет строить он сво; собственное существо и дело своей жизни. У этого человека вс; настроено на дал;кую перспективу. Его нелегко увлечь эмоциями и, безусловно, не заставить быстро изменить сво; направление. Но он сможет быстро реагировать, если возникнет трудная ситуация, сможет непосредственно принять меры, так как это отвечает характеру всех его поступков. Но как дерево редко цвет;т прекрасными цветами, так и здесь мы не найд;м момента высшего воодушевления, которое ведет к полному выявлению существа, как это бывает в настоящем произведении искусства. Существо человека здесь чрезвычайно деятельно, но во всем обнаруживает чрезвычайную сдержанность. Влияние образа дерева сильнее всего с 49 по 56 год жизни, когда сильнее всего влияние Юпитера. Человек как бы дов;л свою жизнь до высшего пункта. За плечами большой опыт выросшей и созревшей личности. Личность стремиться покоиться в себе самой, что уполномочивает человека на большую ответственность. Это время его максимальной мощи, совершенства выражения духовных задач и поступков, которые он должен исполнить.

3. Вьющиеся растения

Третья форма - вьющиеся растения. Периферия перевешивает, вертикаль следует ей и служит. Вс; растение отда;тся склонности включится в сво; окружающее, прислониться к окружающему и образовать побольше поверхности. Это происходит так, что, либо листья быстро разовьются, а стебель относительно них останется маленьким, либо стебель быстро вытянется, но останется тонким и прислонится к чему-нибудь другому кроме земли, к другим растениям.
Множество вьющихся растений известны нам в европейской части страны. Но действительно могучие ползучие растения встречаются во влажном и т;плом сумраке тропических лесов. Это - лианы. Толстыми канатами они висят между мощными стволами деревьев. Часто они достигают длины в несколько сот метров, при этом протягиваются над кронами нескольких огромных деревьев и наконец раскрывают большей частью весьма п;стрые цветы. Здесь мы встречаем ту разновидность роста, которая отмечена быстротой и подвижностью. В то время как при распускании в начале, чаще всего, начинается разв;ртывание листьев и лишь затем следует сильное вытягивание стебля, здесь в начале происходит чрезмерное вытягивание и лишь за этим развертываются листья. Если растение не имеет опоры, растущая верхушка постоянно висит далеко в наружном направлении и делает необычайно быстрые вращательные движения. Но как только она находит точку опоры, то обвивается вокруг не; и вь;тся вверх, как по винтовой резьбе. Но часто бывает и так, что стебель, который не находит опорной точки, начинает болеть и вскоре отстает в росте. Рост вьюнов начинается в тени других, но как только они оказываются вверху и свет может свободно достигать их, рост большей частью сильно задерживается, чтобы дать пространство богатому разв;ртыванию цветов. Для вьюнов самое типичное - отсутствие центра. Там, где у нормальных растений находится стебель, здесь видно другое растение. При минимуме употребления материала, растение достигает максимума распространения в пространстве. Вьюны растут там, где могут посылать сильный поток жидкости из почвы вверх. К типу вьющихся растений относятся, в широком смысле, все растения, стремящиеся к большой поверхности при отсутствии вертикали, или е; слабой выраженности. В общем, к этому типу относятся растения, растущие на плодородной почве в тени.

Вьюны продвигаются с помощью опор, с наибольшей скоростью и активностью. Они ассоциируются с планетой Меркурий, которая сопровождает Солнце и делает вокруг него петли. Путь этой планеты относительно невелик по размерам, но она мощно захватывается Солнцем, значительно превосходя последнее в скорости.

Человек, соответствующий образу вьюна, позволяет полностью руководить собой влияниям, проистекающим из области влечения к материи. Влечение к форме используется для того, чтобы открывать себе дорогу в эту область. Такой человек целиком подчин;н своему окружению, пытается приспособиться к нему. Его главной проблемой является: чего я могу добиться, приспосабливаясь к самому внешнему. Образ вьюна указывает на сильное стремление достигнуть многого в мире, каков он есть. Жизненный опыт мало перерабатывается в соответствии с его ценностью, но искусно применяется в свою пользу. В мышлении это проявляется стремлением к искусному комбинированию. Молниеносно оцениваются ситуации и степень их полезности. Мировоззрение весьма поверхностно. Чувства не сильны и не глубоки, направлены вовне для бойкой ориентации в обстановке. Вс; существо охвачено, по сути, одной лишь страстью - возвыситься, чего бы это ни стоило. Поведение эгоистическое, воля непродуктивная. Легко изменяет моральным принципам ради достижений во внешнем мире многого малыми средствами. Часто очень хит;р, находчив и подвижен.
Образ вьюна и тип Меркурия удерживают в себе нечто из возраста между 7 и 14 годами, базируясь на большом старании достигнуть того, что говорит авторитет, общественное мнение, ходячее воззрение. Обожание "кумира" - характерное для спортивных и эстрадных "фанатов". Образу вьюна, соответствующему Меркурию, мы должны следовать при всяком обучении и упражнении, при вступлении в новую для себя область. Он помогает нам стать профессионалами. Во зло используется образ вьюна и Меркурия, если чего-то пытаются добиться с помощью обмана, участия в экстремистских движениях. Всюду, где совместный труд и совместная жизнь людей грозят застопориться, следовало бы применять стиль вьюна-Меркурия. При этом стиле поведения не знают тягот и неразрешимых проблем. Меркурий действует как торговец, который бер;т у одного что-то, чего у него слишком много и отда;т другому, которому этого недоста;т, что уменьшает заботы каждого и каждому да;т возможность сделать что-то хорошее для человеческого общежития.

4. Хвойные деревья

Хвойные деревья. Вертикаль перевешивает настолько сильно, что периферия подавляется. Стебли мощно и самостоятельно растут в высоту и становятся очень устойчивыми. Листья не имеют возможности свободно развиться, потому что вертикаль действует вплоть до периферии. Они остаются узкими и скоро отвердевают. Каждый лист принимает форму иглы, как бы оста;тся стеблеобразным. Можно сказать, что этот тип обращ;н к самому себе, склонен к окоченению.

Вся северная полярная область, подобно мрачному, серь;зному поясу, окружена хвойными лесами. Каждая ель являет математическую строгость. Ствол поднимается прямо на большую высоту. Ветви растут из ствола упорядочено, аккуратно, кругами, как будто они тщательно укреплены в просверленных отверстиях. Здесь нет ничего от произвольной путаницы ветвей дуба, от непредвиденности форм лиственных деревьев. Вплоть до иголок строение такого дерева можно сконструировать с помощью карандаша и линейки. А когда налетает ветер, здесь нет вес;лого колыхания листьев. Ветви, словно увешанные тяж;лым одеянием, движутся с торжественно-проповедующими жестами. Однако, благодаря своему своеобразию, эти деревья способны переносить сильные холода и тьму. Солнцу нужно лишь на короткое время проявить свою силу, и они получат е; уже довольно, чтобы снова длительное время выдерживать скудость его лучей. Войдя в хвойный лес, чувствуешь себя попавшим в возвышенное обиталище. Ощущаешь себя оберегаемым и окутанным, и даже в сильный холод там вс;-таки есть что-то вроде тонкой ткани пряного. Хвойные деревья не очень дружны с водой, соблазняющей растения воздушной природы пышным ростом. В своей т;мной окраске они перерабатывают свет в т;мный жар и соединяют его с тв;рдой, сухой материей. Лишь одно-единственное из этих деревьев - тис представляет воде большую сферу действия. Тис не проникнут огненной, пряной смолой, как другие хвойные породы.

Развитие этих деревьев очень похоже на развитие лиственных. Завершающая почка преобладает здесь ещ; сильнее. Из-за этого ствол раст;т прямой, высокой свечкой, тогда как боковые ветки стремятся в сторону под прямым углом к нему. Упорядоченность и систематичность лиственных деревьев являются здесь повторением одного и того же: в иголках видишь
линейную форму ветвей, хотя они, в сущности, листья. Хвойное произрастание показывает, что оно хочет целиком определять себя изнутри. Нельзя ощутить ничего от игрового взаимодействия с окружающим миром. Хотя эти деревья и вынуждены несколько приспосабливаться к изменениям в сво;м окружении, но делают это всегда очень медленно. Они вообще не приспосабливаются к направлению света. Хвойное дерево постоянно и, главным образом, являет прошлое - одеяние из игл двух- или тр;хлетней давности. Сосновой шишке требуется два полных года на созревание, и только на третий год она открывается и рассеивает свои семена. Хвойные деревья в сво;м холодном окружении усваивают так много солнечного жара, что вс; растение пропитывается весьма горючей смолой. Тесно связана с этим их т;мная окраска. Чем она темнее, тем больше света впитывается и переводится в тепло. Т;мные, строго возн;сшиеся благодаря силам земли, глубоко прокал;нные силой огня - вот признаки хвойных деревьев.
При сво;м росте хвойные деревья из года в год выдвигают немного дальше свои ветви и иглы. То же самое замедленное выдвижение впер;д и едва ли не столь же сильное отступление назад мы встречаем в пути движения планеты Сатурн. Петли, которые он делает, находятся лишь на расстоянии одной петли друг от друга. У хвойных пород в их произрастании вертикаль перевешивает настолько, что подавляет периферию. У человека, который держится подобным образом, влечение к Форме столь односторонне, что он хочет целиком и полностью самостоятельно определять себя независимо от обстоятельств. Что бы ему ни встретилось, он всегда будет иметь ровный и спокойный вид. Действуя, он будет непоколебимо следовать определ;нному, однажды выбранному направлению. Подверженность влиянию материи минимальна. О приспособлении едва ли может идти речь. То, что им воспринимается из мира - сравнительно невелико, но, будучи воспринято, перерабатывается с большой интенсивностью. Такие особенности личности играют роль даже при получении небольшого опыта. Только когда переработка нового опыта полностью завершена, когда опыт стал собственной субстанцией, он переходит к реакции, которая исходит из глубин личности. Если человека, который реагирует подобно хвойному дереву, хотят воодушевить каким-либо планом, то от него никогда нельзя ожидать немедленного, сильного отклика. Он может заговорить о вещах, которые уже жили в н;м самом, так что можно подумать, что едва ли верно расслышал сказанное. Сказанное, хотя и было воспринято, опускается у слушающего в бездонную глубину, и в будущем, когда сказанное, казалось, уже забыто, человек подобный хвойному дереву, полный огня, расскажет о нем другому или с большим упором и серь;зностью возвратится к нему в общении с высказавшим это человеком. "Хвойный" человек вначале производит скучное впечатление, но он совершенно меняется, когда говорит о вещах, происходивших ранее. Жизненный опыт принимается необычайно интенсивно и перерабатывается чувством, которое имеет в себе нечто от строгости мышления. Воспринятое однажды перерабатывается мышлением не сразу, а долго удерживается в памяти, где оста;тся почти неизменным, но приобретает больше
жара в зависимости от того, связано ли оно с тем, что лежит "позади". Живое формотворчество и способность переделки формы, как и у хвойного дерева, явно слаба. Для этого человеческого типа силу и действительность получает все, что прошло, поэтому внутренняя жизнь его чрезвычайно мнтенсивна и преимущественно состоит из движения несколько грустных воспоминаний. Мгновенная реакция на какое-либо событие почти невозможна. Событие сначала должно стать воспоминанием. Мышление работает несколько схематично и даже догматично, потому что оно находится под сильным влиянием памяти. Новые ситуации вызывают беспокойство, потому что не соответствуют тому, что было однажды. Воля направлена на реализацию, без малейшего отступления от того, что сделалось убеждением. Это может придавать некоторое величие всему стилю жизни и создавать сопротивление новшеству, даже если оно необходимо.

Несмотря на трудные качества, среди людей этого типа можно встретить интереснейших личностей. Они, в известной мере, вправе больше, чем кто-либо определять свой образ действия исключительно изнутри, потому что одарены особой связью с глубинами Божественной подосновы. Часто проявляется склонность к мрачному, унылому настроению, ибо они с трудом видят ростки будущего, а если последние исключаются, то оста;тся то, что подлежит смерти и распаду. Полностью связаны с творческими силами, действовавшими когда-то, поэтому весь их образ жизни определяется фундаментальным убеждением: идея была деятельна когда-то и уже удалилась из мира явлений. Пыл, который они несут в себе, ощущается, как последнее догорание огня творческих сил. Внешний мир для них уже обратился в пепел. Они не только несут старость в себе, но и мир выступает перед ними в облике старца, близкого к смерти. Тип Сатурна, которому соответствует форма произрастания хвойного дерева, уже очень рано начинает жить силами старости. Он предвосхищает период жизни между 56 и 63 годами. Силы Сатурна действуют лучше всего там, где необходимо поддерживать важные традиции, или где должны неискаженными оберегаться великие духовные импульсы. Сатурн да;т возможность постоянно сохранять связь с первопричиной вещей. Но если сатурнический тип не исполнен духовным содержанием, он может впасть в самое мрачное состояние и поддаться влечению к осуждению всего вокруг себя. Ему не удастся разделить чувства близких, и часто будет возникать чувство обдел;нности счастьем, по сравнению с другими. Что бы ни рассказывал другой, у него в качестве реакции будет сразу возникать мысль "А я?". Зависть может стать дурным даром Сатурна.

5. Кактусы

Пятая форма произрастания - кактусы. Периферия перевешивает настолько сильно, что вертикаль подавляется. Там, где должна быть вертикаль, выступают процессы, принадлежащие периферии. Листья отсутствуют, стебли зеленого цвета, большей частью мягкие и сильно вздутые. Сильно распространяются в пространстве не в длину, а в ширину. Кактусы в природе встречаются исключительно в тропиках и субтропиках Америки. Некоторые виды висят между ветвями влажных тропических лесов, другие забираются высоко в горы, но большинство встречается в области пустынь Мексики. Там они закаляются от великой суши, резкого света, палящего зноя, чрезмерного солнечного излучения. Они должны уметь быстро набирать воду в короткие периоды дождей и удерживать е; в период длительной сухости. Они населяют ландшафт самыми диковинными, неожиданными формами: одни возвышаются мощными колоннами, другие покоятся на земле в виде огромных шаров; одни похожи на камни, между которыми они прячутся, другие выглядят как жалящие змеи и вьются между другими растениями. Большей частью они выглядят ж;стко и оборонительно, но едва начинается цветение, они очаровывают своей неземной красотой: редкостное богатство цветов и ароматов. Большинство кактусов грубые и колючие. То, что таит в себе это растение, оно грубо удерживает. Цветок его, наоборот, в полной самоотдаче, - он изливает сво; внутреннее существо. Типичный кактус отличается тем, что жизненные процессы часто задерживаются на полпути или сильно запруживаются. Это растение избегает выхода в окружающий мир, на что указывает форма шара или столба. Но вс;, что округло, обладает большой способностью усвоения при малой поверхности, поэтому листья у кактуса съ;жились в колючки, поэтому вода оста;тся внутри стебля и помогает ему в мощном разбухании. Благодаря своей способности создавать свой собственный мир, кактус, в значительной мере, независим от окружающего. В период дождей у кактуса широко растут корни, быстро усваивающие воду, а вскоре на короткий миг раскрываются цветы, пламенеющие своими великолепными красками. Как только влажный период минует, цветение и рост совершенно прекращаются, корни отмирают, и кактус вновь целиком обращается к самому себе.
Жизненный стиль типа - не приспособление, а, значит, не окружающий мир, который очень односторонен. Кактусы можно сравнить с вегетативным конусом. Состояние, которое быстро проходит у других растений, здесь удерживается в течение всей жизни. Кактус раст;т благодаря разбуханию, за которым не следует отвердение. Это производит впечатление соответствия постоянно скользящему впер;д движению Луны, которое никогда не сопровождается даже малейшей задержкой или обратным ходом. У типа кактуса периферия перевешивает настолько сильно, что подавляет вертикаль и даже посягает на е; место.
У человека, который так держит себя, самоощущение связано не со своим жизненным опытом, а зависит от отношения к внешнему миру. Влечение к форме настолько слабо, что побуждение к развитию мало да;т знать о себе и вс;, что воспринимается оста;тся в довольно-таки непереработанном состоянии. Поскольку доминирует влечение к материи, вся жизнь состоит, главным образом, из стремления, насколько возможно, уподобиться окружающему миру и, по возможности, усвоить его. Мир этими людьми принимается таким, как он есть, и то, чем они владеют, стараются содержать с величайшей тщательностью. Люди типа кактуса хотя и воспринимают то, что ид;т к ним из окружающего мира, но внутренне едва перерабатывают это, и так же мало выражают собственное существо в том, что делают. Их интерес направлен, главным образом, на гладкое течение повседневной жизни у них самих и у ближайших членов их семьи. Они действительно напрягаются лишь тогда, когда речь ид;т о том, чтобы позаботится о благополучном течении жизни. "Жизненный процесс" надо брать здесь в самом широком смысле слова, так что под ним можно понимать и еду, и сон, и здоровье. Эти люди убежд;нно тянут к себе и удерживают вс;, что необходимо для уютного существования и окажут сопротивление всему, что могло бы помешать их спокойному благоденствию. Трудностям и опасностям они подвергнут себя лишь под давлением обстоятельств и неохотно отваживаются выходить из узких границ их собственной ограниченной сферы. Их чувствование, следовательно, есть скорее суждение о том, что благоприятно для их самочувствия. Их симпатия простирается на вс;, что пригодно для этого, а их антипатия - на вс;, что мешает. Их мышление непродуктивно и не проникает в вещи. Это не значит, что здесь невозможно быстрое и старательное размышление над мыслями других. Они располагают порой весьма гибким интеллектом. Воля направлена, в первую очередь, на самосохранение и поиск благополучия, на консервацию жизни. Тип кактуса соответствует лунному типу, который особенно сильно проявляется в возрасте от рождения до 7 лет, когда собственное существо реб;нка ещ; довольно скрыто и может выявить себя лишь очень просто. То, что проявится позже, как личность уже действует, но в скрытой форме, формируя тело, как орудие, приспособленное для этой особой личности, которая во взрослом состоянии будет применять его самостоятельно. В этом раннем возрасте человек подобен почке у растения, с ещ; непроявленным существом, но огромным стремлением принимать людей окружающего мира с глубоким, но бессознательным благоговением, стремясь развиваться прежде всего, благодаря подражанию. Если человек во взрослом состоянии удерживает лунный тип, то его душа и дух остаются слишком скованными и не позволяют возникнуть свободному взаимодействию с миром. До глубокой старости главные интересы людей этого типа направлены на свои жизненные процессы. Удерживается даже склонность к подражанию, проявляющаяся в стремлении быть как все. Самый убедительный аргумент этих людей - "все так делают!". Преуспевание означает для них увеличение имущества и удобств, как у маленького реб;нка, рост в существенной части состоит из прироста вещества. Лунные силы действуют фатально, когда человек без всякого принуждения преда;тся своим жизненным процессам и всему, что тело навязывает душе в вожделениях и влечениях. Может возникнуть склонность к накоплению имущества и денег как самоцели. Люди этого типа обращаются с деньгами, как кактус с водой. Они слепо подражают моде. Крайне опасен
лунный тип кактуса при участии в больших массовых политических движениях.

6. Кустарники

Шестая форма произрастания - кустарники. Здесь вертикаль сильно устремляется вверх, в пространство, периферия более или менее отста;т. Упор здесь делается на стремление вертикали завоевать место в пространстве и вс; сво; строение внедрить в сво; окружение. Стебли быстро выступают впер;д, но мало развиваются. Они, как бы достигнув сильного успеха в росте и заняв какое-либо место, остаются довольны.
Кустарники характерны в наших широтах - от лесного подлеска, до дачных культурных посадок. Но целые ландшафты бывают покрыты кустарником лишь там, где почва суха, а небо посылает много света и тепла. Такие полосы встречаются в песчаных дюнах, на краю пустынь, в степях. Растительность становится там сухой и ж;сткой, переплетается между собой. Часто она защищена тв;рдыми колючками. Почти все эти кустарники выглядят дикими и громоздкими и полны мертвого сухостоя и высохших ветвей, но при этом они часто украшают себя множеством цветов, а птиц одаривают сокровищами ягод. Из всех растений кустарники - самые отважные. Бурно посылают они свою субстанцию навстречу небу и, вместе со светом, образуют светлые краски своих цветов, жар и сладость своих плодов. Молодой стебель стремится сначала высоко вверх и после постепенного изгиба - вширь. В сравнении с деревьями, кустарники имеют нечто привольное, ничем не стесн;нное. Молодые побеги продолжают расти часто до самой осени, пока позволяют условия. Затем, когда отмирает верхушка, возможности жизни консервируются в лежащей ниже и уже одеревенелой части. Следовательно, об образовании завершающей почки не может быть и речи. На следующий год боковые ветки повторяют то же самое. В то время как у дерева каждая ветвь строится и формируется до мельчайших подробностей, куст как бы охвачен стремлением вс; время начинать заново и никогда ничего не доводить до конца. Здесь редко встречается только один ствол. Очень часто именно новые побеги устремляются вверх из земли. У кустарников каждая ветвь избегает опасности превратиться в ствол и обращается, насколько возможно, в сторону. Подобно тому, как весь стебель отмирает в месте, где следовало бы ожидать сильнейшего роста, так и в колючках мы имеем дело с органом, который, в сущности, должен был стать листом или стеблем, но остался убогим и съ;жившимся, скоро отмер и особенно сильно отвердел. Для самого растения это и есть процесс смерти, а для окружения это сводится к ранению и истреблению. Кустарники поднимаются из глубины почв вверх, как буря, но как только они чего-либо достигнут, они совершенно избавляются от своей субстанции, отказываются от не;, будь то в пользу Космоса, который волшебно вызывает из нее цветы и ягоды, будь то в пользу Земли, которая позволяет ей отмереть в сухих ветках или мертвых колючках.

У кустарникового типа вертикаль как бы стреляет выше цели, тогда как периферия более или менее отста;т. У человека, который жив;т таким образом, влечение к форме направляется, в первую очередь, на его окружение. Интерес мало направлен на переработку того из окружающего мира, что обязано своим происхождением влечению к материи. Это значит, что такой человек чувствует стремление горячо вторгаться в окружающий мир и вызывать изменения в н;м без достаточной мотивировки своих действий или их приспособления к нему. Ощущения лишь немного перерабатываемые мышлением, выражаются непосредственно в волевых импульсах, за которыми стоит вся сила такой личности. Там где должна быть восприимчивость, находится активность. Всякая самоотдача отсутствует.
Кустарник указывает на человеческий тип, который всегда убежд;н в том, что вс;, что он несет в себе настолько важно, что он должен непосредственно вторгаться в мир, чтобы вызвать глубокие изменения в н;м. В таких людях постоянно что-то взметается - то, что они хотят, со всей силой их личности, вывести из себя или осуществить. Но едва они более или менее осуществили одно, то от чего зависит вс;, как с той же страстностью хватаются за что-нибудь иное, часто противоречащее предыдущему. Все их существо охвачено бурным волнением, не знающим никакого удержу. Ничто не может развиваться постепенно. Вс; должно происходить с напряжением всех сил. Как правило, для этого типа вполне возможно приобретение мыслительных ясных познаний, но их, опять-таки, необходимо тотчас переводить в действие, или о них надо раструбить во все стороны. Ничто в его собственном существе или его окружении не получает возможности полного вызревания. Тип кустарника соответствует планете Марс и возрастному периоду с 42 по 49 год жизни, с выраженной склонностью при всяком случае пускать в ход всю мужскую силу. Каждое действие предпринимается так, будто тем самым должно исполниться некое посланничество, которое он реализует, не считаясь с какими-либо препятствиями. Вс;, что говорится, произносится с такой силой, как будто бы речь ид;т о важном благовестии. Марс да;т силы на вступление в борьбу и, невзирая на вс; сопротивление, все разочарования, неустанно и с полной отдачей сил снова ид;т на приступ. Марс никогда не да;т успокоиться, прежде чем мы не завоюем нашего места в мире и действительно не исполним нашей задачи. Но Марс может вызвать и стремление к созданию движения и переустройства, чего бы это ни стоило. Часто даже добрые вещи подвергаются резкой критике, чтобы только оправдать радость от крайних действий. Это стремление может многое уничтожить, будь то собственный труд или труд других. Влияние Марса может выродиться в грубейшую форму господства и завоеваний, чьим жертвам нет числа. Марс созда;т также стремление влиять силой слова, внушением. С помощью зажигательных речей, злоупотребления лозунгами и сенсациями, оказывает влияние на волю окружающих и увлекает за собой. Стиль Марса необходим там, где речь ид;т о том, чтобы в служении духовному исполнить свои задачи с силой, необходимой для прокладывания пути. Для этих задач необходимо быть одушевл;нным величайшим боевым задором, надо пустить в ход всю свою личность во имя своего убеждения, надо вести себя так, как если бы собственное благополучие и дальнейшее существование мира зависели от существования именно этого. Тогда во всякое время и при любых обстоятельствах человек типа кустарника будет стоять наготове послушный, как рыцарь Храма, который в каждое мгновение, дн;м и ночью, мог быть послан для осуществления и исполнения какой-либо миссии. Силы Марса, человек подобный кустарнику помогают нам во вс;м, что должно быть исполнено тотчас и с огромным усилием.

7. Горные растения

Седьмая форма произрастания - горные растения. Вертикаль лишь немного проявляется в образовании стебля. Периферия исключительно быстро устремляется в сво;м развитии впер;д, тогда как вертикаль быстро исчерпывает себя. Этот тип выделяется быстрым переходом к цветам. Листья мало простираются вширь. Стебли остаются маленькими и нежно сформированными. Очень высоко в горах встречаются заросли этого типа. Там, среди диких камней, где солнце греет жарко лишь короткое время, но его световое действие сверхгромко, там можно найти родину наших скальных растений. Часто они образуют толстую подушку свежего зел;ного цвета, украшенную великолепнейшими цветами. Эта форма произрастания всегда имеет что-то чарующее. Всякий раз она вызывает у нас сильнейшие впечатления небесной чистоты и сияния зв;зд. Горные растения живут там, где благоприятные для них условия существуют короткое время. Поэтому их развитие протекает необычайно быстро. Едва сформировав стебель и несколько нежных листочков, они уже раскрывают цветок, который сформирован больше, тоньше и имеет более глубокую окраску, нежели цветы долин. Среди горного ландшафта влияние почвенных процессов ослаблено, тогда как благодаря не встречающему на сво;м пути препятствий свету, влияние Космоса могущественно. Поэтому растения уже очень скоро могут освободиться от земного и всем своим существом отдаться свету. Если они находят на сво;м месте мало света, то, в общем, растение обнаруживает склонность искать его - оно становится большим и очень раст;т вширь. Если света много, то растение уже скоро бывает удовлетворено и оста;тся маленьким. Интересно, что у корня дело обстоит совсем наоборот. Когда света много, высоко в горах или на скудно кремнез;ме, он становится большим. Стало быть, когда поток снизу вверх сил;н, корень оста;тся маленьким, а побеги сильно распространяются вширь. Если сил;н поток сверху вниз, тогда корень делается большим, а побеги остаются маленькими. Самое характерное для горных растений - односторонне выраженная задержка роста вместе с цветением.

Горные травы астрологически соответствуют планете Венера. Она сопровождает Солнце так же, как Меркурий, но в значительно большем удалении. Она постоянно нес;тся мимо Солнца и ярко светит, затем начинает отставать, свет е; слабеет, она исчезает вблизи Солнца и вновь появляется с другой стороны и светит полным блеском. Порой е; свет ярче, чем у Юпитера, но он меняется гораздо быстрее и резче. Е; блистание столь великолепно, что в сравнении с ним свет Юпитера производит сдержанное впечатление. Вс; это отражается в коротком быстром цикле роста горных растений. В великом стремлении этих растений к отдаче свободному небесному пространству и в их вспыхивании великолепными красками узна;шь отражение бури Венеры, которая хочет покинуть Солнце для свободного пространства, той бури, которая в сво;м развитии постоянно доходит до высочайшего накала. Человек стиля жизни горных трав позволяет руководить собой окружающему миру, но ищет не повседневно привычного, а того, что оправдывает высшую самоотдачу. Вся личность снова и снова изживается в одной великой эмоции. Не оста;тся силы, чтобы из себя давать форму жизни. Такой человек постоянно обнаруживает склонность к растворению в ч;м-то одном, что ему кажется наивысшим. Мышление его несамостоятельно. Идеи других принимаются гораздо серь;знее, чем собственные и часто вызывают пламенный энтузиазм. Чувство склонно к почитанию и самоотверженности. Человек такого типа будет постоянно искать чего-то, чему он может отдаться в почитании. В воле жив;т стремление полностью растратить себя, чтобы воспламениться тем, что ощущается важным вовне. Налицо склонность искать центр за пределами себя. Тип Венеры наиболее проявляет себя в возрасте между 14 и 21 годами. Уверенного, самостоятельно избранного образа действий чувствуется мало. Внутренняя жизнь колеблется туда и сюда в пылких эмоциях, в искренней симпатии, в самом резком отталкивании. Он склонен развивать во всех областях жизни образ действий, являющимся самим собой разумеющимся в любовной жизни. Венера да;т нам возможность воспламеняться воодушевлением к осуществлению истинных идеалов. Она же может соблазнить нас мечтательностью, воодушевлением ложными идеалами. Мы часто видим таких людей жертвующими свои лучшие силы ради единственного, весьма одностороннего идеала: вегетарианства, экзотической духовной практики, эзотерики, политической идеи и т.д. Фатально при этом то, что, обыкновенно, эти люди живут в иллюзии, будто они делают что-то весьма благое, не замечая, что они упускают при этом сво; действительное развитие. если кто-нибудь думает, что самое важное - это, чтобы была осуществлена единственная мысль, которую он признал верной, у него оста;тся мало места для чего-нибудь другого. Лелеяние идеалов есть высочайшее в жизни, но оно может быть губительным там, где вырождается в односторонность. Другим следствием действия Венеры является склонность к переживанию любой ценой сильных эмоций. Если у такого типа человека нет ничего в данный момент, что могло бы внутренне возбуждать, то он использует для этого любой сомнительный слух или чистый вымысел, которые преподнес;т окружающим, как нечто потрясающее. Люди этого типа могут часто попадать в невозможные жизненные ситуации, и, казалось бы, страдать от них. Но если внимательно присмотреться к таким случаям, то в отношении многих из них можно будет констатировать, что эти люди сами искали или вызывали эти ситуации и, что, в сущности, они наслаждаются ими, потому что переживают в них сильные эмоции. Люди стиля Венеры ищут, когда речь пойд;т о достижении высшего пункта жизни. Стремясь быть открытыми высшим религиозным откровениям или Божественным инспирациям в художественной области или в науке, надо быть готовым к столь полному самоотречению, чтобы как бы вспыхнуть в том, что опускается из более высоких областей. если хочешь поднять дух к мгновению полнейшего откровения, то это станет возможным только если воодушевление охватит тебя подобно могучей буре.

Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной, -
не я один. Нас много. Я - живой.
А я все жив! Все чаще и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму.
Мир Во всей своей живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять раст;т и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О суеверья наши!
Н. Заболоцкий "Метаморфозы",
1937