Дом

Ольга Руна
Дом


Моим любимым окошкам посвящается


-Здравствуйте!
Здравствуйте, очень, очень приятно!
Вы прекрасно выглядите! Надеюсь, и чувствуете себя так же замечательно! Простите, я на радостях не…
Дом!
Что?... Ах, не привычно… Ну, что вы, у меня есть паспорт, И.Ф.О., год рождения. Все, как положено… Да, да и прописка, и страховой полис, и все бумаги, какие требуются… Но, вы же пришли не за этим? К чему формальности… Поэтому, давайте по простому – Дом.
Просто – Дом.
Вы пока осмотритесь. А я поставлю чайник… Хотите угадаю, что вы больше любите…? Чай! Конечно, чай! Будем пить чай! Черный, ароматный чай с эклерами!
Вид из окна… Вы правы! Вид из окна здесь великолепный! Каштаны… Они напоминают вам детство? Детство – это то, что должно напоминать о себе на протяжении всей жизни. Это то, что не дает стареть. И грустить. Поэтому… каштаны! Да! И это кресло у окна… Так себе и представляли? Здорово, что вам нравится! Вы сможете смотреть на каштаны из окна…, если захотите остаться, конечно.

Соседи… Вы знаете, формально это так и есть – соседи. Но, фактически… Это моя семья. Нет, нет… Не совсем родственники. Некоторые даже не знакомы… Это не просто понять сразу, но… я попробую вам объяснить. Вернее… рассказать. Так будет правильнее. А может быть удастся с кем-нибудь лично… Все может быть. Что, простите? Ах, свечи на каштанах… Ну, что же вы удивляетесь… Зима на дворе? Нет… Вовсе нет! Май! Конечно, май! Ведь каштаны цветут в мае!
Давайте-ка еще чайку…
Жильцов не так уж и много. Всего… Но, лучше по порядку, мне кажется. Справа или слева начнем? А может, сверху или снизу? Выбирайте! В общем-то, порядок таков, что с любой стороны – будет по порядку.

Справа…
Справа живет чудная пара. Старик Гвоздь и старушка Булочка. Всю жизнь вместе, в любую непогоду. Она – не дает ему заржаветь, а он – накрывает ее от всех невзгод своей шляпкой.
На их подоконнике живет стая голубей, которых они кормят хлебом, испеченным в старенькой печке. Специально для них. А те, в благодарность – пишут для них в небесах добрые слова, разгоняют тучи и приносят хорошие вести.
У Булочки вы всегда можете попросить спичек и соль, если что. И, от нее невозможно уйти без гостинца. Милая Булочка!
А Гвоздь не надо просить дважды, если нужно что-нибудь прибить. Кстати, если захочется помолчать не в одиночестве – лучшего собеседника вам не сыскать. И это всегда именно то многоголосое молчание, которое живет с обратной стороны от споткнувшейся о звон пустоты тишины. Оно зазвучит пониманием, только лишь вы окунетесь в него с головой.
Люблю этих стариков! И эта любовь взаимна, хоть мы никогда и не говорим об этом. Ведь, слова… Иногда не нужно слов, чтобы знать.
Понимаете, о чем я? Надеюсь, вы подружитесь.

Подливайте, подливайте чай, не стесняйтесь!
Тень? Промелькнула уже несколько раз? Нет, что вы, здесь нет летучих мышей.
Это как раз сверху… Дракон вернулся домой!
Маленький Дракон. Прошу любить и жаловать! Немного балованное, но… абсолютно восхитительное дитя! Любит подурачиться перед сном, вот и носится.
Не бойтесь! Дракон не опасен! Никакого неконтролируемого огня, ну… разве что небольшой костерок, если захочется испечь картошку. Дракон очень мирный и добрый. У него нет врагов.
Из его окна открывается каждый день новый вид. То горные хребты прочесывающие пиками вершин белые кудри облаков, то бескрайний океан, который из ласкового баюкающего покрывала может в миг превратиться в брызжущего пеной бешеного пса, то совсем не привычный глазу пейзаж… Три луны и два солнца в мерцающем изумрудном небе – это, я вам доложу, картина! Такая вот особенность его окна… и, конечно того, кто за ним живет. Знали бы вы, где он только не бывает! Если выдастся свободная минутка, можно попроситься полетать вместе с ним. Он никогда не откажет хорошему человеку.
Совершенно верно! Потому, что Дракон очень добрый!
Лестницей он никогда не пользуется, безобразник. Только через окно! Так что, вы не удивляйтесь, если заметите его у себя на подоконнике. Он заглядывает во все окошки. Любопытный. Ему нужно напоминать, чтобы он не забывал умываться. Ужасный грязнуля! Просто, иногда он путешествует по очень пыльным мирам. А бывает, что он возвращается не с пустыми руками. У меня есть Звезда! Самая настоящая Звезда из соседней галактики. Представляете? Очень красивая! Подарок Дракона ко дню рождения.
Ну, вы еще познакомитесь… Он сам к вам пожалует. Скажу по секрету, он обожает сгущенку. Но, это я так, на всякий случай… У меня вот, всегда есть баночка для него.

Странный звук? Молоточки и бубенчики? Да, он как музыка…, как вечная мелодия бытия… Вы правы, очень успокаивает, настраивает на философский лад.
Это жильцы слева. Молодая семья. Он – Кузнец и кукольных дел Мастер. Даже когда он заканчивает работу – невидимые молоточки продолжают стучать по наковальне. Она – Поэт и Гончар. Даже если она не пишет стихов – строки все равно продолжают роиться в ней.
Я люблю бывать у них в мастерской. Знаете, это удивительный феномен! Их окно открывается не наружу, а внутрь. А там, внутри… столько всего! Эти удивительные люди умеют управлять временем и пространством. Никогда точно не можешь сказать, сколько у них комнат и даже этажей… А время у них в гостях летит незаметно. Помню, однажды, мы сели чаевничать плаксивой осенью, а разошлись – сиреневой весной. Так хороша была беседа, так восхитительны стихи и… чай в прекрасных пиалах, сотворенных Ее золотыми руками. От такого сочетания чувствуешь себя немножко пьяным. Но, это хорошее опьянение!
А Его куклы! Они живые! Ей, богу, дышат, переговариваются шепотом между собой, иногда принимают совсем не те позы, которые им определил Мастер… Но, он никогда не сердится.
Куклы живут в огромной зале, где стоят дубовые столы и тяжелые кожаные диваны, высокие глиняные горшки в кованых вензелях подставок и вазы, которые начинают вам подмигивать, стоит лишь на них остановиться взглядом чуть дольше обычного. На грубый дощатый пол, с кажущейся небрежностью брошены мерцающие сединой волчьи шкуры, иногда они оживают и лижут гостям ступни ног под столом, покрывая их серебром. А под сводчатым потолком – рассекают воздух парусами быстроходные шхуны. Если тихонько заглянуть в приоткрытую дверь кукольной залы – можно увидеть, как меднолицые гномы танцуют там свои нехитрые танцы и варят тягучий душистый эль.
Но, что это я…, все равно картина будет не полной… Лучше все увидеть своими глазами.
Вы знаете, Мастер умеет преломлять лучи солнца и сплавлять их с золотом живого огня, поэтому у них всегда тепло и уютно, в любое время года. А огонь он добывает из… Как вы думаете, какой огонь трудней всего добыть? Нет, не угадали. Огонь из самой середины сердца. Причем, равно как из пылающего, так и из тлеющего. Но, на то он и Мастер! Потому их необычное жилище всегда наполнено смыслом, любовью и светом, хоть вы никогда и не скажете, где этот самый источник света находится. На самом деле он – повсюду.
Возможно, возможно, вы правы… Свечи, светильники, фонари, языки пламени в камине… Просто игра света и теней, но… мне эта игра по душе.
Вам правда интересно? Прекрасно! Просто замечательно! Ну, а раз так – значит, обязательно заглянем к ним на огонек! Минутка всегда найдется, а там… можно будет растянуть ее на сколько угодно.

Чай не остыл? А то, можно подогреть… Ну, вот и славно.
Ласточки… Высоко летают, значит, погода будет хорошей!
Какой восхитительный аромат! Мы с вами в этом похожи, я тоже обожаю дышать весной! Особенно, когда Писатель принимается за новый роман. Если я чувствую, как в ноздри проникает пьянящий аромат распустившегося под его окном куста жасмина – значит, в его сердце пришла духмяная весна. А пишет он только в это время года. Но, вы же понимаете, что весна в сердце – это нечто совсем иное, чем субъективная объективность календаря.
Странно, мне никогда не приходило в голову…, что первично? Распустившийся куст жасмина или… он распускается от того что в голове Писателя зародилась новая вселенная? Наверное, это не важно, по большому счету. Важно только то, что этот дивный аромат – верный знак, что надо говорить на пол тона тише обычного, чтобы не спугнуть, не сдуть ненароком ветром дыхания только-только обретающие плоть образы…
О чем он пишет? На этот вопрос ответить не так-то просто… Потому, как для меня – об одном, а для вас будет совсем о другом… Это зависит от зрения. Я не о глазах… Наверняка я знаю лишь одно – пишет он не словами, а золотыми нитями своей души. Как каллиграф невидимой кистью своего таланта он вплетает их причудливую вязь в немыслимые формы, живущие в его голове, и раскрашивает волшебные холсты своих историй. А потом… отпускает их на волю… в поисках солнца в сердцах. Люблю пересматривать эти картины, снова и снова наслаждаясь их красотой! Я переворачиваю страницы и каждый раз нахожу на них что-то новое, то, чего там прежде не было, а со временем – появилось… Правильней сказать - родилось. Потому что образы – это нечто большее, чем черные галочки букв на белой мелованной бумаге… Они живут своей жизнью - любят, ненавидят, умирают, воскресают, создают и разрушают целые миры… Порой, со страниц его нарисованной словами книги вспархивают миллионы прозрачнокрылых бабочек и растворяются в лучах только что пробудившегося светила. А иногда медленно, со скоростью пять сантиметров в минуту осыпаются, кружась в безмолвном танце, розовые лепестки мудрой сакуры в закатном небе… Но, бывало и так, что мои пальцы не могли остановить алый поток боли, бьющей фонтаном из прорвавшейся артерии любви, которая до сих пор умирает в муках между агонизирующих строк…
Но, я верю в то, что если одному суждено умереть, то другое непременно должно появиться на свет. Таков баланс сохранения энергии, таков закон мироздания! Поэтому я переворачиваю страницу и жду… Жду, что однажды я открою книгу на том же месте и увижу, как на рубцах проросли семена новой любви. А они непременно прорастут, когда придет время! Ведь, весна! Весна же! Не зря ведь она все чаще и чаще врывается в ноздри ароматом распустившегося куста жасмина… Это верный знак!
Вы знаете, о чем мне вдруг подумалось? А ведь Писатель – это своего рода Бог! Создатель! Ему подвластно многое, то, что другим недоступно – намечтать, нафантазировать, напророчить, сотворить целый мир и вдохнуть в него жизнь! Потому как мысль движимая сердцем – материальна. И что бы, и о чем бы ни писал Писатель, какие бы фантастические вселенные, прекрасные или уродливые ни создавал, как ни был бы жесток или великодушен со своими героями – он пишет книгу своей Судьбы. Я очень – очень надеюсь, что Писатель найдет то, что ищет… Совершенно верно! Солнце в сердцах!
Если бы он был чуть повнимательней (вы ведь знаете, какой рассеянный народ эти писатели, частенько не замечают того, что под самым носом), он знал бы наверняка об одном солнце…
Конечно! Ну, конечно, я дам вам почитать его книгу! Только прежде чем открыть первую страницу… вспомните, о чем я… Вы очень тонко уловили суть… Не глазами!
 
Мне показалось…, или…
Вы смотрите на часы?
Я, наверное, слишком много болтаю… Ну, что вы… Серьезно? Считаете, что я хороший рассказчик? Как приятно это слышать! Тем более что и мне… очень уютно рядом с вами. Тепло. Правда – правда! Мне бы хотелось, чтобы вы остались…
Вы сказали - кляча? Белая кляча проковыляла мимо окна? Дайте-ка я посмотрю…
О, это не кляча! Это Росинант! Верный рыцарский конь! Его стойло – во-он там. А это значит, что наш скиталец Дон Кихот совершил очередной подвиг ради своей прекрасной дамы – Дульсинеи! Она живет здесь же, ее окошко с маленьким балконом в петуньях и бархатцах – с торца. А его – с другой стороны. Но, он редко бывает дома. Вы же понимаете, подвиги! Они отнимают много времени и сил.
Я давно предлагаю им прекрасную мансарду с видом на старинную ветряную мельницу, тихий пруд и бескрайний горизонт, но Дон Кихот считает, что он совершил не достаточно много подвигов ради возлюбленной, и о покое думать пока рано.
Она не возражает, только тихо вздыхает и терпеливо расчесывает на ветру свои ивовые локоны, которые с каждым днем запутываются все больше. Так легче ждать. Верная Дульсинея! Она ждет, пока он победит всех своих демонов. Ведь, по большому счету, ей не нужны его подвиги, ей вполне достаточно знать, что он ее любит, без всяких доказательств.
В глубине души и он мечтает просто быть рядом с ней, но что-то…, какая-то вращающаяся по инерции лопасть внутри его беспокойного сердца не дает ему остановиться. Может быть, в этот раз… он вернулся навсегда? Вот было бы здорово!
Я очень надеюсь, что он, наконец, понял, что настоящий подвиг любящего сердца – изо дня в день крепко держать за руку того, кто дорог, не смотря ни на что… Да, вот так просто, но так неимоверно сложно, а иногда – и совершенно невозможно. Но, я неисправимый оптимист и верю в сказки со счастливым концом!
А вы?
Поэтому, надо хорошенько напоить Росинанта и, на всякий случай, прибраться в мансарде!

Как…
Вам уже пора уходить? Торопитесь? А мне еще так о многом хотелось вам рассказать… Ах, вот оно что… Договорились уже… Значит, как-нибудь в другой раз. Нет-нет, не надо мыть посуду, что вы…
Конечно, вы правы! Обязательно надо посмотреть и другое…, чтоб было с чем сравнивать. В престижном районе, говорите? Там удобная автомобильная парковка во дворе, а в соседнем доме прекрасный супермаркет, где все есть? Это очень важно… Я вас понимаю. Очень понимаю. Непременно должно быть удобно… Парковка – это удобно. К тому же и до работы не далеко… и супермаркет тоже… А здесь только каштаны и беспокойные соседи… Действительно, надо хорошенько подумать…
Ну, тогда… Всего доброго!
Было очень приятно! Надеюсь, и вам тоже…
Вы позвоните? Я буду ждать…
Осторожно, крутые ступеньки…
И… замотайтесь получше в шарф, на улице метель!
До… свиданья…?


*


Какой хороший теплый вечер. Не буду закрывать окно, пусть комната надышится весной. Сполосну чашки и пойду к себе. А по дороге – пожелаю всем доброй ночи. Как всегда. Таков ритуал.
Я – Дом. Во мне светятся окошки, а в окошках живут те, кого я люблю. И мое окошко тоже во мне есть. Под самой крышей, маленькое чердачное окошко. Мне нужно взобраться по веревочной лестнице, чтобы оказаться у себя. Можно, конечно и по лестнице, но… мне так больше нравится. А вообще, у нас никто не закрывает дверей. Только, когда уезжает надолго, путешествовать или по делам. Все ключи и секреты я бережно храню в себе, и не было еще ни разу, чтобы хоть один ключ или секрет потерялся.
Но, если вы посмотрите внимательно, вы увидите и пустые окошки. В них пока никто не живет. Но, я очень надеюсь, что и они однажды засветятся, каждое своим неповторимым сиянием.

У Гвоздя и Булочки зажжен торшер на высокой ножке, 60V, не больше, желтый рассеянный свет.
Гвоздь читает и делает пометки на полях книги, и иногда… тсс, смешно клюет носом. А когда его подбородок дотрагивается до груди и карандаш выпадает из пальцев, он открывает глаза, как ни в чем не бывало, и смотрит на Булочку с таким удивленным видом, будто бы это не он заснул, а она. Это повторяется каждый день, в одно и то же время. Забавно…
А Булочка каждый вечер садится вязать кружевную шаль своей жизни с очень красивым цветным узором, улыбается своим неспешным мыслям и смотрит телевизор. Она обожает черно – белые фильмы про любовь.
Спокойной ночи, мои дорогие, милые старики!

Маленький Дракон! Ну, какой чумазый! Быстро умываться и чистить зубы! И никаких «потом» или «завтра»! Сгущенку? Ну, ладно уж, пару ложечек, не больше, а то станешь толстым и не сможешь летать. Конечно, я расскажу тебе перед сном сказку.
Дай-ка я на тебя посмотрю… Ах, какой молодечик! Чистый – лучистый! А теперь в кроватку! Укрывай скорей одеялком свои крылышки, закрывай глазки и слушай:
- В одной бесцветной стране, которая раскинулась посреди серой грозовой тучки в низком небе, жила-была маленькая девочка. Она была такой крошечной и такой красивой, что многие принимали ее за бабочку. Ведь, бабочки в этой стране не водились, лишь иногда их заносило теплым ветром из далекой солнечной страны. И тогда на них начиналась настоящая охота. Каждый норовил поймать принесенную ветром бабочку, ведь такие редкие экземпляры были в большой цене. А маленькая девочка была такой яркой, что некоторые, по своей близорукости, хотели и ее поймать сачком, чтобы посадить на булавку. Это очень огорчало девочку, ведь ей приходилось все время прятаться и убегать, чтобы не попасть в коллекцию на чьей-то стене. И тогда она решила сшить из цветных лоскутков своего платьица крохотные крылышки…, чтобы улететь далеко – далеко, туда, где нет сачков и булавок…, в солнечную страну, где живут бабочки, похожие на цветы, и цветы, прекрасные, как бабочки…
Сопит… Умаялся за день, бедняжка.
Спи сладко, малыш. Волшебных тебе снов, мой Маленький Дракон - путешественник!

Ах, как хорошо!
Дин-дон, дили-дили! Молоточки и бубенчики… Вечная мелодия бытия…
Как все же здорово, что можно вот так запросто, без приглашения зайти на чашечку душистого чая, погреться у камина и поболтать перед сном о простых и приятных вещах. Как это здорово знать, что огонь из серединки твоего сердца сплавлен с невесомым лучом солнца и давно уже сроднился всеми своими порами с частичками сердец твоих добрых друзей.
Как же это здорово!
Спасибо за чай, и за уют, и за свет, и за вечную мелодию бытия! Спасибо за то, что вы есть, мои друзья! Это дорогого стоит!
Доброй вам ночи и… до скорого!

Ты устал, мой Писатель. Ты так долго скитался в поисках солнца... Так долго, что подошвы твоих туфель стерлись в дыру, а сердце почти перестало видеть…
Но, ты сумел добраться до дома, до жасминового куста под окном, до оранжевых сумерек, в которых тихо тают бескрайние континенты облаков, расшитые по контуру золотой нитью…
Ты – дома! Понимаешь, как много это значит…?
Дома!
Еще одна затяжка, сиреневый завиток в ночь, россыпь искр и… твоя голова коснется прохладной бязи подушки, а мои губы - тонкой невидимой прослойки воздуха у пульсирующей жилки на виске, на самой границе между твоим сном и моей реальностью.
Я буду рядом, так тихо, что ты даже не заметишь моего присутствия.
Ты… просто увидишь меня в своем сне. И это будет хороший сон. Утром ты, конечно, не сможешь вспомнить, как выглядит мое лицо, но это и не важно, ведь ты запомнишь другое, нечто намного более важное. То, как смотрел настежь открытым сердцем прямо в глаза солнцу, и тебе не было больно.
Напиши об этом!
Напиши о солнце, которое ты нашел в своем сне, Писатель!
Ведь ты можешь то, чего не умеют другие! Ты же не забыл, кто ты? Никогда не забывай, что мысль движимая сердцем – материальна! Засыпай скорей и… смотри солнцу прямо в глаза! Смотри изо всех сил! Твое сердце умеет видеть! Я очень хочу, чтобы ты снова поверил в любовь! Ведь куст жасмина просто так не распускается! Совсем скоро болезненные алые рубцы затянутся, и на страницах твоей книги появится еще одна удивительной красоты история! Я очень хочу, чтобы ты, наконец, нашел солнце хотя бы в одном сердце! Ведь, по большому счету, большего и не надо…
Залитых золотым сиянием снов тебе, мой Писатель!
А я просто буду рядом, так тихо, что ты даже не заметишь… где-то на границе сна и реальности.

Пей, дружище, утоли свою жажду скорей!
И никакая ты не старая кляча! Красивый, добрый, верный Росинант! Да, ты не молод, но ты прожил долгую и богатую событиями жизнь.
Представляю, как тебе хочется попастись на зеленом лугу…, как ты мечтаешь срывать мягкими губами клевер и кашку, щуриться на облака и не спешить по чужим неотложным и очень важным делам…
А, знаешь, у меня идея! Давай сбежим ото всех! Прямо завтра! Нет, на долго я не смогу, а вот на денек – запросто! Значит, договорились!
Как ты думаешь, как они там, наши возлюбленные? И я так думаю! Поэтому не буду их сегодня беспокоить, им есть о чем поговорить этой ночью и без меня. И, надеюсь, не только поговорить… Пусть напьются допьяна дыханием друг друга!
Ах, как бы мне хотелось, чтобы утром они, крепко держась за руки, пришли за ключом от мансарды! Хотя… нет, утром они будут отдыхать от долгожданной ночи любви, а мы с тобой – наслаждаться покоем и зеленью, считать облака и никуда не спешить.
Ближе к вечеру! Да! Ближе к вечеру – будет самое «то»!
Но… не будем загадывать, и тем более лезть в чужие дела. Будет день – будет пища. Отдыхай дружище, Росинант. И мне пора. Мое маленькое окошко под самой крышей ждет меня.
Раз – два, вверх, по веревочной лестнице!
Ну, вот я и дома.


*


Свечи и ароматические палочки…
Окно с легкими занавесками и звезды в ночи…
Как я люблю этот маленький уютный мир! Этот огромный, бескрайний, бесконечно прекрасный Мир! И вас, мои дорогие, живущие во мне окошки! И тех, кто живет в них!
Но, уже поздно… В окошках, в одном за другим гаснет свет… до завтра.
До завтра!
На самом деле мы никогда не расстаемся, потому что вы все, мои любимые, живете во мне. А я – в вас.
Любимые…
Интересно…, а ведь в каждом из вас есть мое окошко, и другие, те о которых я не знаю… Выходит, что все мы - Дома! Вот это чудесное открытие! Значит, этот длинный – предлинный хороший и добрый день прошел вдвойне не зря!
А теперь – спать!
Спокойной ночи мой маленький – огромный Мир!

*


Телефон? Так поздно? Видимо, что-то срочное…
- Але. Да, это Дом. А… ЭТО… ВЫ…?