Сергей Жадан. Вокзалы

Украинская Проза Переводы
Рядом с вокзалом я никогда не жил, хотя всегда этого хотел. Представляю,  как это -  когда у тебя под. боком железнодорожная станция, или когда ты по вечерам смотришь из окна на горячие  автобусы, что остывают в ночном воздухе. Жаль,  но не сложилось. Мало  о чем в жизни жалеешь по-настоящему, но эти вокзалы, что живут своей жизнью, тайной и от всего отстраненной  -  они все время о себе напоминают, словно твои вещи, которые ты однажды кому-то подарил и теперь переживаешь, в хороших ли  они руках.  Живи я  рядом с вокзалом, я  выходил бы  на ночные улицы, такие шумные днем и такие беззвучные в темноте,  покупал бы  в ночных киосках на вокзальной площади хлеб   и здоровался  со знакомыми таксистами, которые  даже и не предлагали бы куда-нибудь меня отвезти – ведь вот он, мой дом, за углом, совсем рядом с первой платформой.
---
Вокзал посреди ночи   напоминает город после эвакуации -  закрывшиеся   кассы и подземные переходы еще наполнены теплым дыханием, воздух на перронах еще горек от дыма и движения, а одинокие продавцы алкоголя все еще вглядываются с надеждой во тьму, из которой  должны выйти жаждущие путешественники. Но тишина уже тяжело оседает на здания и парковки, и луна висит над вокзалом грустно и одиноко, и даже случайные пассажиры, что застряли тут до утра, растеряно замолкают  и  укладываются на скамейках или жмутся  к стенам, чтобы дотянуть утра и свалить из этого зыбкого места, неизвестно кому теперь принадлежащего.
----
Я бы мог, проснувшись пораньше, приходить сюда именно в тот момент, когда к платформам подтягиваются первые утренние, заполненные  студентами и коммивояжерами,  и смотреть, как они  сонно выскакивают на влажный от ночного тумана асфальт. Я бы уступал дорогу женщинам с сумками и мужчинам с тяжелой поклажей, что спешат к выходу, где их  обязательно  кто-нибудь с нетерпением  ждет. Постепенно примыкающие улочки наполнялись бы жизнью  и криками, и торговля вспыхивала бы в тени деревьев и под стенами почты, и охрипшие голоса сообщали бы об отправлении международных экспрессов, которые увозили бы из этого города сотни неизвестных людей, избавляя нас от их легкого  присутствия.
----
Ближе к обеду  голоса подымались бы вверх, а потоки драгоценной пыли  падали бы сквозь  высокие вокзальные окна, удерживая  всю  конструкцию  в равновесии посреди жары и шума. И все носильщики, что так резво снуют поутру между пассажирами купейных вагонов,  после обеда лениво прятались бы в тень, курили  крепкий табак и пересказывали  друг другу поучительные истории из личного опыта о женщинах, изменах и обязательном справедливом наказании. И продавцы цветастых игрушек  и китайской посуды ходили бы под окнами транзитных  поездов, пытаясь продать хоть что-нибудь из того, что послало  им скупое вокзальное провидение.
---
Интереснее всего было бы по вечерам. По вечерам вокзалы зажигаются, как лампы, и оживают, словно  зомби после непродолжительной  смерти. И дети, что спят в подземных переходах, и женщины, что торгуют цветами, и менты, что страдают в такую жару, словно псы, и карманники с дырявыми карманами – все они,  попав   под тяжелый свет станционных прожекторов,  следовали  бы за  размеренным  железнодорожным механизмом,  вливаясь в его слаженный хор. И вместе с ними двигались бы тысячи измученных дорогой изгнанников, и сотни транзитников, и десятки иностранцев -  все они сновали бы по вокзальным коридорам и закоулкам, постепенно уезжая  по своим маршрутам и оставляя нас одних в этом разгоряченном городе, где вокзал всегда был самым  безопасным убежищем, потому-то в нем и укрываются уголовники и перекупщики..
---
А вот автовокзалы живут совсем в другом ритме, больше похожем на ритм фабрик и супермаркетов. Просыпаются они рано, чтобы отправить  первые свои  рейсы. Стартовав  с автовокзала, ты некоторое время едешь по городу, останавливаясь на перекрестках, около знакомых тебе домов, проезжая улицы, с которыми у тебя связано множество историй и  случаев из жизни,  иногда даже замечаешь кого-то из знакомых, озабоченно шагающего вдоль тротуара. Словно движешься внутри собственной психики, поскольку города, в которых мы живем, так или иначе в ней присутствуют, и подобное  путешествие производит странноватое  впечатление, ты словно бы никуда не уезжаешь, просто, купив билет, перемещаешься от дома к дому, от перекрестка к перекрестку внутри хорошо знакомого тебе пространства, в зоне действия  городского транспорта.  Но вот город кончается, и чувство обжитого пространства  быстро исчезает, и все последующие случайные автостанции, которые попадаются тебе по дороге, оставляют разве что вкус мимолетности, сладкого распада и смерти,  что обитает  в диспетчерских кабинах.
---
Автовокзалы, наверное,  и отличаются от железнодорожных станций этой атмосферой запустения,  опустошенности, которая всякий раз возникает, стоит только отъехать очередному перегруженному икарусу. Наполненные поутру мельтешением и красками, автовокзалы быстро пустеют и затихают, и даже прибытие вечерних автобусов, особенно пригородных – старых и ломких, как голоса подростков, мало что меняет. Вечернее солнце движется над крышами, трава тихо пробивается сквозь бетонные плиты, сворачивается торговля, зажигаются огни,  и собаки ложатся на ступени и засыпают чутким сном, охраняя потусторонние вокзальные входы.  Ночные автостанции похожи на рынки,   которые покинули  торговцы –    на них так же тревожно, повсюду следы разгрома, они стоят, словно  декорации, которые забыли убрать и  которые   не приносят уже   ни пользы,   ни удовольствия.  Все равно – я хотел бы жить рядом с автовокзалом, время от времени приходить к нему,  провожать последние автобусы и долго сидеть на скамейке под громоздкими  часами без секундной стрелки, выпивая с друзьями из окрестных кварталов.  Хотел бы знать, что всегда могу прийти туда,  даже если мне не нужно никуда ехать.
---
Теплое чувство зависти всегда вызывали у меня и пассажиры. Я всегда завидовал тем, кто уезжает. И еще больше тем, кто возвращается. Меня завораживали простые обыденные подробности  их жизни: укладка багажа, нервное ожидание такси, последняя проверка сумочек и кошельков;  завораживала их спешка, слезы и обмен бодрыми восклицаниями, усталость и беспокойство. Хоть,  главным образом,  завораживал, конечно, тот  удивительный черный прогал, что открывается тебе в начале пути, излом, за которым ты смог бы уловить  и невероятное потустороннее дыхание сквозняков,  и внезапный слепящий  свет фонаря, - в тех  внутренних  комнатах  реальности, куда  попадают только выпавшие из обычных обстоятельств пассажиры, зависнув  среди жизни, словно мотыльки, на которых уже вовсю идет охота.
---
Сколько раз смотрел я вслед тяжелым запыленным машинам, что проезжали мимо меня в восточном или западном направлении, сколько лиц смотрело на меня отстраненно и независимо, не обращая на меня внимания и совсем не замечая перемен  в окружающем ландшафте. Всякий раз мне хотелось ехать вместе с ними. Одни только названия станций,   неприглядных в действительности, куда они направлялись, вызывали у меня желание немедленно присоединиться к поездке, которая должна  была, по моему убеждению,  завершиться чем-то приятным и неожиданным.  Привлекала даже не сама по себе поездка, а редкое  транзитное состояние,  которое ускоряет сердцебиение и придает ему смысл и оправдание. Ведь движения путника всегда исполнены смысла и логики, перемещения  его подчинены скрытому ритму, словно он участвует в необыкновенно важных событиях, которые могут случиться и со всеми нами, но о которых мы не всегда догадываемся.   Нечего и говорить, что всего этого не почувствуешь без билета и дорожной сумки, это чудесное выпадение из обычных  обстоятельств  происходит, как только ты оказываешься на платформе, и прекращается, как только ты возвращаешься домой.   Во всех остальных случаях остается провожать чужие автобусы, терпеливо дожидаясь их возвращения.
---
А главное – все они разные. Не бывает по-настоящему одинаковых вокзалов: то, что с виду они похожи друг на друга  свидетельствует, скорее, о нашем невнимании или нежелании остановиться и пристально все рассмотреть. Даже типовые советские строения с серыми фасадами и холодными камерами хранения лишь на первый взгляд ничем не отличаются. В  каждом  без счета ловушек и потайных комнат  со  всегда  замкнутой дверью,  каждая  скрывает  бесчисленные печальные происшествия, которые связывает между собой разве что нежелание очевидцев о них рассказывать. Вокзалы – удивительные архитектурные сооружения, которые часто нас разъединяют, хотя, казалось, должны делать ближе и доверчивей по отношению друг к другу. Но они потеряли  способность объединять, они разделяют нас потоками воздуха и неразборчивыми объявлениями, к которым  мы по привычке прислушиваемся . Наверное, что-то похожее  произошло однажды  с церковью.
---
Я хотел бы и дальше двигаться от одного вокзала к другому, останавливаясь на каждом, делать пересадки, выбираться из раскаленных июльских вагонов, стоять у касс, нервничая, подозревая и не доверяя, бродить по залам и кафетериям, засыпать в сырых креслах и смотреть, как за окнами возникают очертания городов и стран, медленно приближая меня к конечной остановке. Я хотел бы и дальше ждать их появления в утренних сумерках и оставлять их за спиной в густой майской темноте, хотел бы узнавать их, возвращаясь через пару лет, хотел бы снова  после долгого отсутствия заблудиться в их нечеловеческих переходах. Мне достаточно одного их существования, чтоб не чувствовать  себя потерянным и забытым, движение вокруг них оправдывает  напрасность  этой  жизни,  и неурегулированность будущего,  и необязательность памяти. 
---
Безнадежные железобетонные вокзальные конструкции в промышленных городах Украины, запущенные и перенаселенные, с голубями на крышах и круглосуточной торговлей.  Черные, пустые вокзалы Польши, аскетичные и давно не ремонтированные, словно брошенные железнодорожниками на произвол судьбы. Постсоциалистические и постапокалиптические вокзалы Венгрии, с названиями, которые невозможно повторить, не то что запомнить, и от произнесения  которых  на языке появляется осадок, словно от имен женщин, которые тебе понравились, но с которыми ты даже не успел как следует познакомиться. Вылизанные и печальные австрийские вокзалы, где жизнь пробуждается лишь на краткий миг, пока пассажиры проходят по платформе, спускаются в подземный переход и исчезают за углом, а после снова настает цепкая послеобеденная тишина. Суматошные вокзалы Италии и уютные вокзалы Швейцарии, безумные вокзалы Москвы и призрачные вокзалы Берлина – я хотел бы ждать на их перронах, пить в их барах, знакомиться с носильщиками и дежурными, теряя зонтики и перчатки и находя равновесие и покой. 
---
А еще эта чуть слышная  грусть, которая  появляется, как только сюда попадаешь. Ведь что такое вокзал? Ловушка со множеством дверей, каждая из которых ведет в черноту и ночь, вызревший овощ в господних руках, наполненный соком и сиянием, плачем и молчанием, игрушка для самых маленьких, для веселых смышленых детей, которые хорошо знают, как проворачиваются все его тщательно смазанные шестеренки, знают все его потайные закоулки и лестницы, все его тайны и шифры, и считывают эти шифры легким июльским утром,  сохраняя их в своей памяти и дырявых карманах.
---
И детям открывается что-то особенное, то, что взрослые просто не замечают, потеряв способность понимать простые и важные вещи.  Для детей путешествие значит гораздо больше, чем для взрослых. В дороге они выходят из-под контроля, из-под родительского надзора, поскольку дорога делает всех нас равными. Дети  прячутся в залах ожидания, где время замирает, а пространство   сжимается, где воздух пахнет землей и огнем, а нищие глядят  на них глазами демонов, пытаясь  остановить и возвратить родителям. Но преодолев  все препоны и обходя стороной всех часовых, дети оказываются на вечерних платформах, от которых отправляются  составы, растворяясь в чернилах темноты и временами поблескивая  оттуда цыганским золотом фонариков. Я часто вспоминаю ту веселую пару, моих давних знакомых, беззаботных, малолетних,  на которых я наткнулся в зале ожидания моего старого-доброго железнодорожного вокзала. Хоть я и не жил рядом с ним, но что-то случилось той ночью, и мне пришлось кантоваться в тусклых залах в ожидании, когда же появится нужный мне поезд, примерно в четыре утра, с востока, пройдя сквозь   несколько границ.
---
Бешенная затяжная оттепель гремела над башнями главного входа, снег таял,  всасывая электричество,   ветер сбивал дыхание, оглушая  свежестью и влагой. Тяжело взлетали птицы,  поближе к огню и кухне,  беззвучно выходили из темноты собиратели бутылок, сосредоточенные и погруженные в себя, словно рыбаки.  Они ждали, сидя в пластикових креслах – она спала, положив голову ему на колени, он читал газету рекламних объявлений. Увидев меня, взмахнул рукой, и я сел рядом с ними. Он начал тихо рассказывать, что вот, мол, они ушли из дома, потому что все их достали,  никто их не понимает, и понимать не хочет, вот Алиса и предложила забить на все и свалить куда-нибудь на море , а он, Миша, сразу согласился, потому что  вместе ничего не страшно, и никто не нужен, и клали они на всех, и очень хорошо, что они меня встретили и можно обо всем этом мне рассказать. Поэтому они дождутся утреннего на Юг, и больше никогда и ни за что сюда не вернутся. Останутся где-то там рядом с морем, и он будет о ней заботиться, а она его поддерживать. И тихими весенними вечерами они будут приходить на вокзал в далеком приморском городе и провожать поезда, глядя вслед темным вагонам.    
---
Вот только снег лежит на крышах, и ноги в кедах промокли, и Алиса что-то плохо себя чувствует, и разговаривает во сне,  учит там  какое-то домашнее задание. И пока он все это рассказывал,  Алиса улыбалась, не открывая глаз, словно не верила тому, что он говорил. А когда Миша тоже утомлено откинулся к стенке, я встал и пошел к бару, чтобы не мешать им с их снами. И уже около четырех, когда  вот-вот должны были объявить мой поезд, я краем глаза заметил, как Алиса  скованно поднялась и, взяв Мишу за руку, потянула его к выходу, обратно в город. На руках у нее были пестрые перчатки без пальцев, на голове – растаманская детская шапочка.
---
Все правильно, подумал я, так и должно быть. Вокзалы не спасают нас от наших демонов. Они лишь предоставляют  нам временный  приют и отдых. Прячут нас на  какой-то миг от злого глаза, отделяя от остального мира и погружая в черные воды транзита. Они обогревают нас, как печи, и кормят, как пекарни. Мы спим в них, будто  в ночлежках, и выходим из них, словно из тюрем. Они светятся в темноте, созывая к своему огню всех беспокойных и недовольных, всех, кто не согласен сидеть на месте и ждать, пока что-нибудь переменится к лучшему. Вокзалы согревают нас своим дыханием, как домашние животные, и мы вбегаем в них, словно прячемся от дождя. А вбежав и оглядевшись, стараемся как можно быстрее оказаться от них подальше, хватаясь за едва слышный шепот, который уверенно ведет нас по направлению к мартовскому морю.   

с украинского перевел А.Пустогаров