Итак, я рискну выложить на суд своих очень снисходительных читателей исторический детектив из времен Руси 9 века. Если встретите там анахронизмы, заранее прошу простить - это допускали и много более маститые мэтры нашей исторической прозы. Мне всегда было обидно, что о истории Англии или Японии мы знаем больше ,чем о своей . Отсюда язык и неожиданные обороты, которые , надеюсь, привлекут к этой теме молодого читателя. А теперь вперед назад к началу времен…
ГЛАЗ ПЕРУНА.
Гл. 1.
- Легче, легче, Свят ! Этак ты мне всю домницу развалишь ! Не говоря уже о мехах .
-Ох , винюсь, хозяин Злат . С утра сам не свой , шибко шумно в городе . С чего бы ? А вдруг конец света начался ? Помнишь, ,царьградские жрецы предрекали ?
- Тем более надо успеть крицу выплавить . Это что ж получиться , если все конец света побегут глядеть , а дела свои покинут ? Вот тогда-то этот самый конец точно наступит. Ну, поддувай , поддувай ! Да что с тобой сегодня, Свят !? То как медведь ломишь , то спишь на ходу ! Этак мы с тобой из пустой миски хлебать будем.
Этот содержательный диалог происходил в небольшой черниговской кузнице на берегу Десны в лето 6392 от сотворения мира или в 884 году от рождества Христова. Спросите нынешнего школьника , где находится Чернигов ( если он не тамошний житель) и он пожалуй найдет его только в алфавитном указателе атласа да и то после подсказки . А тогда,,больше 1000 лет назад, Чернигов и сравнить нельзя было с Парижем, который в те времена был затерянной в лесах деревней . По крайней мере варяг Асмунд , поскитавшийся по свету и бывший в Цареграде, где намеревался стать царским телохранителем , утверждал именно так.
Чернигов был столицей княжества ,центром славянских племен радимичей и северян . Крепкий частокол из могучих бревен охватывал периметр города , где проживало без малого 4000 человек . На стыке звеньев частокола высились сторожевые башни , где не смыкала глаз зоркая стража ( ну или не должна была смыкать ). Улицы, вымощенные горбылем , бревенчатые терема , сливные трубы по краям улиц , просверленные в бревнах - все это поражало воображение гостей города, ехавших во все концы света . Дерево - такой естественный и любимый на Руси материал , был диковиной и для степняков с берегов Хвалынского моря и для обитателей каменных лабиринтов - византийцев .
Торговых гостей издавна селили в купеческой слободе. Многие имели там постоянные дома , да кроме того по своим улицам работали сапожники, шорники, кожевники , гончары. Ювелиры да кузнецы , пожалуй, киевским не уступят . Варяжский гость фибулу в починку отдавал , тонкая работа ,византийская . Так черниговцы вторую такую же сделали да варягу и подсунули . Ахал долго заезжий гость . Не думал , говорил , что здесь такие мастера живут - не отличить местную работу , точно близнецы .
Кузница Злата малость поодаль от других домов стояла . Здесь же дом кузнецов , крепкий ,еще отцом Златовым ставлен . Когда пришло время матери родить , отец как есть из кузни пришел : с молотком и в кожаном запоне (фартуке). Только приняла повитуха младенца ,как он кулачком в молот вцепился , который зачарованный отец так и не выпустил из рук . « Ишь ты !- удивился отец , - золотые, знать руки будут у парня. Так и пусть Златом зовется» .
Не подвел Злат отца, с детства любая работа у него в руках горела. Только часто приходилось молот откладывать и копье в руки брать - хазары вот они , тут как тут. Мало им дани покажется , живо налетят саранчой. В одном из набегов Злат , тогда только женивший 20- летний молодец , и сделал странное приобретение , ныне зовущееся Свят . Свят - хазарин , столкнулся с ним Злат в бою и не будь кузнец уже в молодых годах изрядным силачом ,пришлось бы ему раздувать меха где-нибудь в Итиле или Саркеле . А дело вышло так . Хазары перли конной лавой, Злат в числе других ополченцев уже приготовили копье. Неправда , что пеший конному не товарищ. Еще какой и товарищ и поединщик . Если у тебя к оружию еще и умение прилагается . И оружие и амуницию Злат сам себе сладил . Не было там ни дорогих украшений , ни золотых насечек, зато кольчуга как перчатка облегает и не чуешь ее на плечах , бармица шею не трет, рукавицы латные как с руками родились .Рукавицы эти и спасли Злата. Вырос перед ним хазарин на вздыбленном коне, нацелился на него кузнец копьем , да поспешил всаднику на помощь его товарищ, рубанул древко копья мечом и переломилось древко , видать уже надтреснутое было. Топор свой Злат еще раньше метнул , так что считай остался с голыми руками да с рукавицами . Время для него тогда улиткой свернулось и поползло, медленно опускался на него меч , словно шелковинка невесомая перед глазами плыла .
Не думая , не рассчитывая хватанул кузнец свою смерть рукой и рванул противника на себя . Хазарин приземлился прямо у ног Злата и тот , не давая ему очухаться , тут же ошеломил его . Попросту говоря , без применения военной науки , саданул окованным кулаком по шелому неудачника . Хазарин отключился , не пикнув , и кузнец уже собрался добить его окончательно, тем более , что бой продолжался и его помощь была нужна товарищам . Но , скинув с упавшего шелом , он вдруг увидел паренька лет 15- 16 . При богатырском росте и широких плечах хазарин оказался мальчишкой с круглыми щеками , пухлой верхней губой и белесыми бровками .
Злат ходил в походы с 15 лет, уложенных врагов на считал . До сих пор он не отягощал себя сложными переживаниями : враг есть враг , не убьешь его - он зарубит тебя , спалит твой дом , угонит в полон семью . Хазары , половцы , печенеги - все смотрели на славянские земли как на законную добычу . Быть слишком добрым означало быть слабым и Злат усвоил это с детства . Время , в котором он жил , не допускало абстрактного гуманизма , кровь проливали по мере необходимости и считали это в порядке вещей . Каждый мужчина да и многие женщины были воинами, а слово « пацифизм» еще не изобрели и оно не внесло сумятицы в простые славянские души . Дети суровых богов , рожденные под холодным солнцем между враждебных племен , славяне привыкли крепко держать оружие в руках .
И то , что сделал потом Злат , он сам себе не мог объяснить . Не мог он добить этого щекастого пацана , ну не мог и все тут . Кузнец быстро подхватил бесчувственного хазарина и поволок его в сторону , не забывая следить за сражением . Видно Перун – громовержец и Сварог - покровитель кузнецов пребывали сегодня в прекрасном настроении и решили сделать доброе дело . Иначе как объяснить , что Злат ухитрился вытащить своего пленника , не получив ни царапины . Битва уже подходила к концу , хазар в тот раз отогнали и воевода Добрыня , проезжая мимо хлопотавшего над раненым Злата , крикнул ему , смеясь :» Никак ты выкуп богатый взять хочешь ?! Как женился , так шибко жадным стал !» И дружина незлобиво подхватила смех вслед за воеводой.
Тоже самое предположили и Любава , молодая жена Злата. , когда встретила мужа у городских ворот. Злат ковылял последним и Любава все глаза проглядела , дожидаясь его , хотя ее и успокоили слова одного из друзей мужа :» Не бойся , молодушка . Вон он идет , да не один а с приданным «. Приданное» едва переставляло ноги и больно давило Злату на плечо . Во время горячки боя кузнец чувствовал себя легко и даже весело , не чувствуя мелких ранений , тычков и ударов . Зато теперь наступившее похмелье отплатило ему сторицей. Когда из толпы кто-то крикнул :» Эй, сын Сварога, никак хана отловил , почем продавать будешь ?!» , Злат только пропыхтел нечто невразумительное , хотя обычно за словом в карман не лез . Дома Любава бегала от одного к другому с травяными отварами и примочками. Через несколько дней хазарин оклемался окончательно и тут выяснилось , что он ничего не помнил из своей прошлой жизни. Крепок оказался кулак кузнеца, только как же теперь быть ? Даже имени своего пленник вспомнить не мог . Злат знал несколько слов по хазарски и попробовал докопаться , кто же этот плечистый юноша, но увы… «Что же делать с ним будем ?» - спрашивала Любава , - он ведь пропадет теперь «, а хазарин смотрел на них испуганно печальным взглядом больной собаки .
Проблему разрешил Всевед , жрец Световита . Он приходил осматривать больного и объявил , что видимых повреждений у юноши нет , а болезнь кроется в голове . « И ты , Злат , - продолжал волхв , оглаживая длинную бороду , - теперь отвечаешь за этого убогого. Коли дал тебе Сварог крепость руки , так протяни руку к бывшему врагу . Дело это святое - больного призреть . Не будет чести тому , кто унизил врага беспомощного.» Святое так святое. Злат с Любавой не долго думая выделили пленнику угол в избе. « Вон святое дело идет», - завидев хазарина , говорили на улице. Имя нашлось само собой, вначале Злат , а потом и все остальные стали звать кузнецова жильца Святом. Вскоре был заключен договор между хазарским каганом и радимичским князем Гориславом ,радимичи стали платить хазарам дань , наступил недолгий и непрочный мир . А Свят стал молотобойцем в златовой кузнице , благо комплекция была как раз под стать .
Шли годы, родились у Злата дети : Ждан да Цвета, хазары берут дань да помалкивают. Что еще надо человеку ? Да видать не любят боги долгого затишья. Проходили как-то через Чернигов персидские купцы , занемог у них один и остался , а караван в Новгород ушел . Так и пришла в Чернигов чума. Пол – города выкосила злая хворь , вот только не взяла могучих кузнецов Злата со Святом. А Любавушка с детками один за другим этот мир оставили.
Черный как ночь просидел весь день Злат , люто проклиная всех богов . В волхва , пришедшего тризну справить , молотом швырнул ( от которого тот ловко увернулся ). И тут кузнец почувствовал чьи-то крепкие руки на своих плечах . Свят ничего не говорил , он всегда был немногословен , но здесь и не надо было слов . Всю ночь просидели рядом уже не раб с хозяином , но два брата . Много зим с тех пор минуло , у Злата русые виски поседели ,круглые щеки Свята обросли пегой бородкой , а прошлое хазарина так и осталось темным .
Но после чумного года напала на Свята одна странность : стал он видеть сны чудные и дивные, а после тех снов высказывать совершенно непредставимую чушь . Открылось это неприятное явление , когда купец Бермята, видом своим напоминающий ободранного рыжего кота , явился к Злату в дом и с порога заявил :» Давно ищу такого здоровяка слугу , как твой Свят . Продай хазарина , в накладе не останешься . Сам посуди , рази ж можно такому молот доверить . Он пожалуй 2 раза тюкнет по наковальне да раз по твоей голове «. Злат ужу открыл было рот , чтоб как следует отшерстить непрошеного гостя , как вдруг лицо рядом стоящего Свята как бы застыло , глаза уставились куда-то вдаль и хазарин ровным , звучным голосом отчеканил :» Все люди рождаются равными и свободными . Декларация независимости . Параграф 1.» Потом подумал и добавил :» Как сказал Джордж Вашингтон» .
Злат пришел в себя первым, осторожно подтянул челюсть на место , пошевелил ею - все ли цело , и гордо смерил взглядом обалдевшего купчину . Бермята стоял , выпучив глаза и запустив руки в свою и без того растрепанную бороду :» Это по каковски ж он у тебя заговорил , кузнец ? Может и не хазарин он , а из народа невиданного?» Злат расправил плечи :» Не твоя это забота - из какого он племени . Главное запомни : не раб он , а брат мой кровный, братьев я не продаю .» Бермята мигом унес ноги , ворча на ходу , что в « стукнутого» молотобойца вселились навьи – души неупокоенных мертвецов . Злат тоже чувствовал беспокойство - теперь про Свята поползут нелепые слухи, а страх как известно плохой советчик здравому смыслу .
Кузнец решил отправиться в капище Световита, чтобы посоветоваться с Всеведом . Пришлось пораньше закончить работу и , выйдя из городских ворот , довольно долго идти берегом Десны до холмов . На холме в роще за двойным частоколом располагалось святилище. На внутренней площадке , капище ,врыт идол с 4-мя лицами на все стороны света ,перед ним алтарь . Во внешнем круге стойло со священным белым конем ,посредством которого Всевед вопрошает судьбу , а в опасные времена и выбирали жертву. Правда давно это было, последнее жертвоприношение Злат видел еще совсем малышом. Вместе с другими горожанами отец привел его к капищу. Мальчика поразили красная кровля над идолом , три ряда копий, разнообразное оружие на ограде. Световит прежде всего воинское божество, хоть и считается верховным богом , он символ воинской доблести.
Тогдашний волхв , суровый старик , бывший княжий дружинник , постороил полукругом на требище , внешней площадке святилища ,десятка два юношей и девушек , а затем вывел белого коня . Злат уже не помнил повода для мрачного обряда , возможно ждали крупного набега , однако в цепкую память ребенка навсегда врезалось , как конь шагнул с левой ноги , что считалось плохим предзнаменованием. А потом белоснежный красавец зашагал по кругу и над святилищем даже птицы замолчали и перестали стрекотать кузнечики , по крайне мере так показалось маленькому Злату - все ждали , кого выберет себе Световит : невесту или воина небесной дружины. И когда конь потянулся и ткнул мордой одну из девушек, которая без звука рухнула на землю , сын кузнеца вовремя вспомнил , что нужно вздохнуть.
По прошествии стольких лет Злат , вспоминая тот жуткий день, с горечью думал , что от девушки скорее всего просто пахло свежевыпеченным хлебом и конь унюхал вкусненькое. Несчастную тогда быстро подняли и унесли в капище к алтарю. Дальнейшее Злат не видел , только слышал, как из-за частокола доносится голос волхва, призывающего Световита, Чура , Рода и рожаниц охранить своих детей.
Всевед хмуро выслушал кузнеца , задал несколько вопросов в основном о сне и пище и тотчас собрался в город :» Еще и правда навьем ославят беднягу. Знаю я Бермяту , та еще трещетка , тут и твоя сила Свята не защитит.» Злат сжимал кулаки и бормотал , что порежет на ремни всякого , кто обидит его побратима . « Весь город порежешь ? Куда столько ремней девать будешь? « - усмехнулся старый волхв.
Свята они нашли в избе , после смерти Любавы Злат и слышать не хотел о новой женитьбе и Свят наловчился управляться по хозяйству . Волхв поздоровался с хазарином и ловко перевел разговор на сегодняшнее происшествие :» Злат рассказал , как ты лихо купчину отбрил.» Свят недоуменно посмотрел на Всеведа :» Как отбрил? Да я и рта не раскрывал». Повисло молчание . «Ты что , ничего не помнишь?» - осторожно спросил Злат . «А что помнить-то ? Ну приходил Бермята , продать меня просил. А ты его выгнал , меня братом назвал, это я на всю жизнь точно запомню.»
Волхв подошел к Святу, легко пробежал пальцами по его телу, заглянул в глаза и сказал :» Спи!». Свят опустил веки и ровно задышал . Злат с изумлением наблюдал , как пальцы Всеведа касались точек на теле хазарина. «Что ты делаешь?» - прошептал кузнец . «Это места силы», - тоже шепотом ответил волхв,- через них Даждьбог посылает свет своего лика и пробуждает жизнь в человеке. Вот гляди,- палец волхва лег на копчик,- это корень, следующая зарод, затем живот, середка, горло , чело и наконец родник . Был здесь как-то мудрец восточный , у них эти места тоже знают , только зовут по своему – чакрами. Если все точки силы открыты - человек здоров и телом и духом . Если открыты только корень и зарод, тогда как у нашего Бермяты только нажива на уме, свет таким недоступен. Но помолчи теперь, у Свята как-то необычно все».
Злат вышел из дома и сел на бревнышко. Ныла левая нога, которую Злат повредил в одном из своих первых походов.: пытаясь увернуться от хазарского коня , кузнец резко прыгнул в сторону и подвернул ступню. С тех пор хромота давала себя знать, особенно после сильных волнений . Злат задумчиво смотрел на реку, где купалось заходящее солнце. 30 лет прожил он в Чернигове ,знал и радость и горе и никогда не приходила ему в голову мысль жить где-то в другом месте . Даже после страшного мора.
Всевед вышел из дома , потянулся , вздохнул, глядя на закат :»Светлый Хорс на покой уходит, лик свой прячет. Свята я уложил, пусть поспит.»
- Что с ним, Всевед? Неужто совсем головой стал слаб ?
- Нет Злат ! Не слаб , а силен головой стал твой приемыш. Не смотри так испуганно. Свят видит странные сны. То, что он сказал , взято из сна.
- Что это за сон такой , я ни слова не понял из того, что он нес.
- Слушай Злат ! Я вошел вместе с ним, туда , где он был . Свят видит будущее, но не то, что будет завтра или через год. Нет, он заглянул через 1000 лет.
Нельзя сказать, что Злат понял слова волхва . Слова « 1000 лет» мало что могли сказать уму кузнеца , мыслящего конкретными понятиями. 100 лет – самое большое из того , что он мог вообразить, хотя бы потому , что Всеведу было за 70. Но 1000…! И все-таки Злат сразу поверил волхву, такими чуждыми были непонятные слова хазарина. « Ох, и заварил ты кашу, приданое мое неладное . Как нам теперь в городе жить, ясновидец недобитый?»
А своего безымянного кота, добросовестно ловившего в погребе мышей, Злат назвал Бермятой и когда покрикивал кузнец на всю улицу :» Бермята, паршивец, опять в сметану залез, уши отрежу!!» - ему слегка легчало на душе.