Глаз Перуна. исторический детектив. гл. 1

Гелена Труфанова
  Итак, я рискну выложить на суд своих очень снисходительных читателей исторический детектив из времен Руси 9 века.  Если встретите там анахронизмы, заранее прошу простить  -  это допускали и много более маститые мэтры нашей исторической прозы.  Мне всегда было обидно, что о истории  Англии или Японии мы знаем больше ,чем о своей . Отсюда язык  и  неожиданные  обороты, которые  , надеюсь, привлекут  к этой теме  молодого  читателя.  А теперь  вперед  назад  к началу  времен…

               
                ГЛАЗ    ПЕРУНА.


                Гл. 1.

   -  Легче, легче, Свят !  Этак  ты мне  всю  домницу   развалишь ! Не говоря  уже о мехах .
   -Ох , винюсь, хозяин  Злат . С  утра сам  не  свой  ,  шибко  шумно  в  городе .  С  чего  бы ?  А вдруг конец света начался  ?  Помнишь, ,царьградские  жрецы  предрекали ?
     -  Тем более  надо  успеть  крицу  выплавить .  Это  что ж  получиться , если все  конец  света  побегут  глядеть , а  дела  свои  покинут ?  Вот тогда-то этот  самый  конец  точно  наступит.  Ну, поддувай , поддувай !  Да что с тобой  сегодня, Свят !?  То  как  медведь  ломишь , то  спишь  на ходу  !  Этак  мы с  тобой  из  пустой  миски  хлебать  будем.
       Этот  содержательный  диалог  происходил  в небольшой  черниговской  кузнице  на  берегу  Десны  в  лето  6392  от  сотворения  мира  или  в  884  году от  рождества  Христова.  Спросите  нынешнего  школьника  ,  где  находится  Чернигов  (  если  он  не  тамошний  житель) и  он  пожалуй  найдет  его  только в  алфавитном  указателе  атласа  да  и  то  после  подсказки .  А  тогда,,больше  1000  лет  назад,  Чернигов  и  сравнить  нельзя  было  с  Парижем,  который  в те  времена  был  затерянной  в  лесах  деревней . По  крайней мере   варяг  Асмунд ,  поскитавшийся  по  свету  и  бывший  в  Цареграде,  где  намеревался стать  царским  телохранителем  ,  утверждал  именно так.
         Чернигов  был  столицей  княжества ,центром  славянских  племен  радимичей  и  северян .   Крепкий  частокол  из  могучих  бревен  охватывал  периметр города ,  где  проживало  без  малого  4000 человек .  На  стыке  звеньев  частокола  высились  сторожевые  башни , где не  смыкала  глаз  зоркая  стража ( ну или не должна  была  смыкать ).   Улицы,  вымощенные горбылем , бревенчатые  терема , сливные  трубы  по  краям  улиц ,  просверленные  в  бревнах  -  все  это  поражало  воображение  гостей  города,  ехавших  во все  концы  света .  Дерево  -  такой  естественный  и  любимый  на  Руси  материал ,  был  диковиной  и для  степняков  с   берегов  Хвалынского  моря и  для  обитателей  каменных  лабиринтов -  византийцев .
           Торговых  гостей  издавна селили  в  купеческой  слободе.  Многие  имели  там  постоянные  дома , да  кроме  того  по  своим  улицам  работали  сапожники,  шорники,  кожевники ,  гончары.  Ювелиры  да  кузнецы ,  пожалуй, киевским не уступят . Варяжский  гость  фибулу  в починку  отдавал ,  тонкая  работа ,византийская . Так  черниговцы  вторую  такую же  сделали  да  варягу  и  подсунули . Ахал  долго  заезжий  гость .  Не  думал , говорил , что  здесь  такие  мастера  живут -  не  отличить  местную  работу , точно  близнецы .
               Кузница  Злата  малость  поодаль   от  других  домов  стояла  .  Здесь же дом  кузнецов , крепкий ,еще  отцом  Златовым  ставлен .   Когда  пришло  время  матери  родить , отец  как  есть  из  кузни  пришел  : с  молотком  и в кожаном запоне  (фартуке). Только  приняла  повитуха  младенца ,как  он  кулачком  в молот  вцепился , который  зачарованный  отец  так и не  выпустил  из рук .   « Ишь ты !-  удивился  отец , - золотые, знать руки  будут  у парня. Так  и пусть  Златом зовется» .
                Не подвел  Злат  отца,  с детства  любая  работа  у него  в руках  горела.   Только  часто  приходилось  молот  откладывать  и  копье  в  руки  брать -  хазары  вот они , тут как  тут.  Мало  им  дани  покажется  ,  живо  налетят  саранчой. В одном  из  набегов Злат , тогда  только  женивший  20- летний  молодец , и сделал  странное  приобретение , ныне  зовущееся  Свят . Свят -  хазарин , столкнулся  с ним Злат в бою и не будь кузнец  уже в  молодых  годах  изрядным  силачом ,пришлось бы  ему  раздувать  меха  где-нибудь  в  Итиле  или  Саркеле .  А дело  вышло  так .  Хазары  перли  конной  лавой, Злат  в  числе  других  ополченцев  уже  приготовили  копье.  Неправда ,  что  пеший  конному  не  товарищ.  Еще  какой  и  товарищ  и  поединщик . Если  у  тебя  к  оружию  еще  и  умение  прилагается .   И  оружие  и  амуницию  Злат  сам  себе  сладил . Не  было  там  ни  дорогих  украшений  ,  ни  золотых  насечек,  зато  кольчуга  как  перчатка  облегает и  не  чуешь  ее  на  плечах ,  бармица  шею  не  трет, рукавицы  латные  как  с  руками  родились .Рукавицы  эти  и  спасли  Злата.  Вырос  перед  ним  хазарин  на  вздыбленном  коне, нацелился  на  него  кузнец  копьем  ,  да  поспешил    всаднику  на  помощь  его  товарищ,  рубанул  древко  копья  мечом  и  переломилось  древко  ,  видать  уже  надтреснутое  было.  Топор  свой  Злат  еще  раньше  метнул  ,  так  что  считай  остался  с  голыми  руками   да  с  рукавицами .  Время  для  него  тогда  улиткой  свернулось  и  поползло,  медленно  опускался  на  него  меч ,  словно  шелковинка  невесомая  перед  глазами  плыла . 
            Не  думая ,  не  рассчитывая  хватанул  кузнец  свою  смерть  рукой   и  рванул   противника  на  себя .   Хазарин  приземлился  прямо  у  ног  Злата  и  тот  ,  не  давая  ему  очухаться ,  тут  же  ошеломил  его .  Попросту  говоря  ,  без  применения  военной  науки  ,  саданул  окованным  кулаком  по  шелому  неудачника .   Хазарин  отключился  ,  не пикнув ,  и  кузнец  уже  собрался  добить  его  окончательно,  тем  более  ,  что  бой  продолжался  и  его  помощь  была  нужна  товарищам .  Но , скинув  с  упавшего  шелом , он  вдруг  увидел  паренька  лет  15- 16 .   При  богатырском  росте  и  широких  плечах  хазарин  оказался  мальчишкой  с  круглыми  щеками ,  пухлой  верхней  губой  и  белесыми  бровками . 
               Злат  ходил  в  походы  с  15  лет,  уложенных  врагов  на  считал .  До  сих  пор  он  не  отягощал  себя  сложными  переживаниями  :   враг  есть  враг  ,  не  убьешь  его  -   он  зарубит  тебя ,  спалит  твой  дом ,   угонит  в  полон  семью  .  Хазары ,  половцы  ,  печенеги  -  все  смотрели  на  славянские  земли  как  на  законную  добычу . Быть  слишком  добрым  означало  быть  слабым  и  Злат  усвоил  это  с  детства .  Время  ,  в  котором  он  жил ,  не  допускало  абстрактного  гуманизма  ,  кровь  проливали  по  мере  необходимости  и  считали  это  в  порядке  вещей .    Каждый  мужчина  да  и  многие  женщины  были  воинами,  а  слово  « пацифизм»  еще  не  изобрели  и  оно  не  внесло  сумятицы в  простые  славянские  души .  Дети  суровых  богов ,  рожденные  под  холодным  солнцем  между  враждебных  племен , славяне  привыкли  крепко  держать  оружие  в  руках .
                И  то  ,  что  сделал  потом  Злат  ,  он  сам  себе  не  мог  объяснить .  Не  мог  он  добить  этого  щекастого  пацана  , ну  не  мог  и  все  тут .   Кузнец  быстро  подхватил  бесчувственного  хазарина  и  поволок  его  в  сторону ,  не  забывая  следить  за  сражением .  Видно  Перун – громовержец  и  Сварог -  покровитель  кузнецов  пребывали  сегодня  в  прекрасном   настроении  и  решили  сделать   доброе  дело .  Иначе  как  объяснить ,  что  Злат  ухитрился  вытащить  своего  пленника  ,  не  получив  ни  царапины .   Битва  уже  подходила  к  концу  ,  хазар  в  тот  раз  отогнали  и  воевода  Добрыня  ,  проезжая    мимо  хлопотавшего  над  раненым  Злата ,  крикнул  ему  ,  смеясь  :»  Никак  ты  выкуп  богатый  взять  хочешь ?!  Как  женился ,  так  шибко  жадным  стал  !»   И  дружина  незлобиво  подхватила  смех  вслед  за  воеводой.
           Тоже  самое  предположили  и  Любава , молодая  жена  Злата. ,  когда  встретила  мужа  у  городских  ворот.   Злат  ковылял  последним    и  Любава  все  глаза  проглядела  ,  дожидаясь  его , хотя  ее  и  успокоили  слова  одного  из  друзей  мужа  :»  Не  бойся  , молодушка .  Вон  он  идет  , да не  один а  с приданным «.  Приданное»   едва  переставляло  ноги  и  больно  давило  Злату  на  плечо . Во  время  горячки  боя  кузнец  чувствовал  себя  легко  и  даже  весело ,  не  чувствуя  мелких  ранений ,  тычков  и  ударов . Зато  теперь  наступившее  похмелье  отплатило  ему  сторицей.  Когда  из  толпы  кто-то  крикнул  :» Эй,  сын  Сварога,  никак  хана  отловил  ,  почем  продавать  будешь ?!»  ,  Злат  только  пропыхтел  нечто  невразумительное ,  хотя  обычно  за  словом  в  карман  не  лез .   Дома  Любава  бегала  от  одного  к  другому  с  травяными  отварами  и  примочками.   Через  несколько  дней  хазарин  оклемался  окончательно  и  тут  выяснилось ,  что  он  ничего  не  помнил  из  своей  прошлой  жизни.   Крепок  оказался  кулак  кузнеца,  только   как  же  теперь  быть ?    Даже  имени  своего  пленник  вспомнить  не  мог  .  Злат  знал  несколько  слов  по  хазарски  и  попробовал  докопаться  ,  кто  же  этот  плечистый  юноша, но  увы…     «Что же  делать  с  ним  будем  ?» - спрашивала  Любава , -   он  ведь  пропадет  теперь «,  а  хазарин  смотрел  на  них  испуганно  печальным  взглядом  больной  собаки .
          Проблему   разрешил  Всевед , жрец  Световита .  Он  приходил  осматривать  больного  и  объявил ,  что  видимых  повреждений  у  юноши  нет , а  болезнь  кроется  в  голове .  « И ты , Злат , - продолжал  волхв , оглаживая  длинную  бороду , - теперь  отвечаешь  за  этого  убогого. Коли  дал  тебе  Сварог  крепость  руки  ,  так  протяни  руку  к  бывшему  врагу . Дело  это  святое -  больного призреть . Не будет  чести  тому , кто  унизил  врага  беспомощного.»    Святое  так  святое.   Злат  с  Любавой  не  долго  думая  выделили  пленнику  угол  в  избе.  « Вон  святое  дело  идет», - завидев  хазарина ,  говорили  на  улице.  Имя  нашлось  само  собой,  вначале Злат ,  а  потом  и  все  остальные  стали  звать  кузнецова  жильца  Святом.  Вскоре  был  заключен  договор  между  хазарским  каганом и  радимичским   князем  Гориславом  ,радимичи  стали  платить  хазарам  дань ,  наступил  недолгий  и  непрочный  мир .   А  Свят  стал  молотобойцем  в  златовой  кузнице ,  благо  комплекция  была  как  раз  под  стать .
         Шли  годы, родились  у  Злата  дети  :  Ждан  да  Цвета,  хазары  берут  дань  да  помалкивают.  Что  еще  надо  человеку ? Да  видать  не  любят  боги  долгого  затишья. Проходили  как-то  через  Чернигов  персидские  купцы ,  занемог  у  них  один  и  остался  , а  караван  в  Новгород  ушел .  Так  и  пришла  в  Чернигов  чума.  Пол – города  выкосила  злая  хворь , вот  только  не  взяла  могучих  кузнецов  Злата  со  Святом.  А  Любавушка  с детками  один  за  другим  этот  мир  оставили.
           Черный  как  ночь  просидел  весь  день  Злат , люто  проклиная  всех  богов .   В  волхва , пришедшего  тризну  справить , молотом  швырнул  ( от  которого  тот  ловко  увернулся ). И  тут  кузнец  почувствовал  чьи-то крепкие  руки  на  своих  плечах . Свят  ничего не  говорил , он всегда  был  немногословен  ,  но  здесь  и  не  надо  было  слов .  Всю  ночь  просидели  рядом  уже  не  раб  с  хозяином  ,  но  два  брата .  Много  зим  с  тех  пор  минуло ,  у  Злата  русые  виски  поседели ,круглые  щеки  Свята  обросли  пегой  бородкой ,  а  прошлое  хазарина  так  и  осталось  темным .
              Но  после  чумного  года  напала  на  Свята  одна  странность :  стал  он  видеть  сны  чудные  и  дивные,  а  после  тех  снов  высказывать  совершенно  непредставимую  чушь . Открылось  это  неприятное  явление  ,  когда  купец  Бермята, видом  своим  напоминающий  ободранного  рыжего  кота ,  явился  к  Злату  в  дом  и  с  порога  заявил :» Давно  ищу  такого  здоровяка  слугу ,  как  твой  Свят . Продай  хазарина ,  в  накладе  не  останешься .  Сам  посуди , рази ж  можно  такому  молот  доверить .   Он  пожалуй  2  раза  тюкнет  по  наковальне  да  раз  по  твоей  голове «.  Злат  ужу  открыл  было  рот  ,  чтоб  как  следует  отшерстить  непрошеного  гостя ,  как  вдруг  лицо  рядом  стоящего  Свята  как  бы  застыло ,  глаза  уставились  куда-то  вдаль  и  хазарин  ровным  ,  звучным  голосом  отчеканил  :»  Все  люди  рождаются  равными  и  свободными . Декларация  независимости . Параграф 1.»  Потом  подумал  и  добавил  :» Как  сказал  Джордж   Вашингтон» .
             Злат  пришел  в  себя  первым,  осторожно  подтянул  челюсть  на  место ,  пошевелил  ею  -  все ли  цело  ,  и  гордо  смерил  взглядом  обалдевшего  купчину . Бермята  стоял , выпучив  глаза и  запустив  руки  в  свою  и  без  того  растрепанную  бороду :»  Это  по  каковски ж  он  у  тебя  заговорил , кузнец ? Может  и не  хазарин  он  ,  а  из  народа  невиданного?» Злат  расправил  плечи :» Не  твоя  это  забота -  из  какого  он  племени . Главное  запомни :  не  раб  он  , а  брат  мой  кровный,  братьев  я  не  продаю .»  Бермята  мигом  унес  ноги ,  ворча  на ходу  ,  что в  « стукнутого»  молотобойца  вселились  навьи – души  неупокоенных  мертвецов .  Злат  тоже  чувствовал  беспокойство  -  теперь  про  Свята  поползут  нелепые  слухи,  а  страх  как  известно  плохой  советчик  здравому  смыслу .
        Кузнец  решил  отправиться  в  капище  Световита,  чтобы  посоветоваться  с  Всеведом .  Пришлось  пораньше  закончить  работу  и  ,  выйдя  из  городских  ворот ,  довольно  долго  идти  берегом  Десны  до  холмов .  На  холме  в  роще  за  двойным  частоколом  располагалось  святилище.  На внутренней  площадке , капище ,врыт  идол с  4-мя  лицами на  все  стороны  света ,перед  ним  алтарь .  Во внешнем  круге  стойло  со  священным  белым  конем ,посредством  которого  Всевед  вопрошает  судьбу , а в опасные  времена  и  выбирали  жертву. Правда  давно  это было, последнее  жертвоприношение  Злат  видел  еще  совсем  малышом. Вместе  с другими  горожанами  отец  привел  его  к капищу.  Мальчика  поразили  красная  кровля  над  идолом , три ряда  копий, разнообразное  оружие  на  ограде.  Световит  прежде  всего  воинское  божество, хоть и  считается  верховным  богом , он  символ  воинской  доблести.
            Тогдашний  волхв , суровый  старик ,  бывший  княжий  дружинник , постороил  полукругом  на  требище , внешней  площадке  святилища ,десятка  два  юношей и  девушек , а  затем  вывел  белого  коня . Злат  уже  не  помнил  повода  для  мрачного  обряда ,  возможно  ждали  крупного  набега , однако  в  цепкую  память  ребенка  навсегда  врезалось , как  конь  шагнул  с  левой  ноги , что  считалось  плохим  предзнаменованием. А  потом  белоснежный  красавец  зашагал  по  кругу и  над  святилищем  даже  птицы  замолчали  и  перестали  стрекотать  кузнечики , по  крайне  мере  так  показалось  маленькому  Злату -  все  ждали , кого  выберет  себе  Световит : невесту  или  воина  небесной  дружины.  И  когда  конь  потянулся  и  ткнул  мордой  одну  из девушек, которая  без  звука  рухнула  на  землю , сын  кузнеца  вовремя  вспомнил , что  нужно  вздохнуть.
            По  прошествии  стольких  лет  Злат , вспоминая  тот  жуткий  день, с  горечью  думал , что  от  девушки  скорее  всего  просто  пахло  свежевыпеченным  хлебом  и  конь  унюхал  вкусненькое. Несчастную  тогда  быстро  подняли  и  унесли  в  капище  к  алтарю.  Дальнейшее  Злат  не  видел , только  слышал, как  из-за  частокола  доносится  голос  волхва, призывающего  Световита, Чура , Рода  и  рожаниц  охранить  своих  детей.
            Всевед  хмуро  выслушал  кузнеца , задал  несколько  вопросов в  основном  о  сне и пище  и  тотчас  собрался  в город :» Еще  и правда  навьем  ославят  беднягу. Знаю  я  Бермяту , та  еще  трещетка , тут  и твоя  сила Свята  не  защитит.»  Злат  сжимал  кулаки  и  бормотал , что порежет  на  ремни  всякого , кто обидит  его  побратима .  « Весь  город  порежешь ? Куда  столько  ремней  девать  будешь? « - усмехнулся  старый  волхв.
            Свята  они  нашли в  избе , после  смерти Любавы  Злат  и  слышать  не  хотел  о  новой женитьбе  и  Свят  наловчился  управляться  по  хозяйству .   Волхв  поздоровался  с  хазарином  и  ловко  перевел  разговор  на  сегодняшнее  происшествие :»  Злат  рассказал , как  ты  лихо  купчину  отбрил.»  Свят  недоуменно  посмотрел  на  Всеведа  :»  Как отбрил?  Да я и рта  не  раскрывал».   Повисло  молчание .  «Ты  что , ничего не  помнишь?» - осторожно  спросил  Злат .  «А что  помнить-то ? Ну приходил  Бермята , продать меня просил. А ты  его  выгнал , меня  братом  назвал, это я  на всю  жизнь  точно  запомню.»
           Волхв  подошел к  Святу, легко пробежал  пальцами  по его  телу, заглянул в глаза и  сказал  :» Спи!». Свят  опустил  веки  и ровно  задышал . Злат с изумлением  наблюдал , как  пальцы  Всеведа  касались  точек  на  теле  хазарина.  «Что  ты делаешь?» - прошептал  кузнец .  «Это  места  силы», - тоже  шепотом  ответил  волхв,- через  них  Даждьбог  посылает  свет  своего  лика и  пробуждает  жизнь  в  человеке. Вот  гляди,-  палец  волхва  лег на  копчик,- это  корень, следующая  зарод, затем  живот, середка, горло , чело и наконец  родник .  Был  здесь  как-то  мудрец  восточный , у них  эти  места  тоже   знают , только зовут по своему – чакрами.  Если  все точки  силы открыты  - человек  здоров и телом и духом . Если  открыты  только  корень и  зарод, тогда  как  у нашего  Бермяты  только  нажива  на  уме, свет таким  недоступен. Но  помолчи  теперь, у Свята как-то необычно все».
        Злат вышел  из дома и сел на бревнышко. Ныла  левая нога, которую Злат повредил в  одном  из своих  первых походов.: пытаясь  увернуться от хазарского коня , кузнец  резко прыгнул в сторону и подвернул  ступню. С  тех  пор  хромота давала  себя знать, особенно после  сильных  волнений . Злат  задумчиво  смотрел  на реку, где  купалось  заходящее  солнце. 30 лет  прожил  он в Чернигове ,знал и  радость  и горе  и   никогда  не  приходила  ему  в голову  мысль  жить  где-то  в  другом  месте . Даже  после  страшного  мора.
        Всевед  вышел  из  дома ,  потянулся , вздохнул, глядя  на  закат :»Светлый  Хорс  на  покой  уходит, лик  свой  прячет. Свята  я  уложил, пусть поспит.»
       -  Что с ним, Всевед?  Неужто  совсем  головой  стал  слаб ?
        - Нет Злат ! Не  слаб , а силен  головой  стал твой  приемыш. Не  смотри  так  испуганно. Свят  видит  странные  сны. То, что он  сказал  , взято  из  сна.
          - Что это  за  сон  такой , я ни  слова  не  понял  из того,  что  он  нес.
         -  Слушай  Злат ! Я  вошел вместе с ним, туда , где он был . Свят  видит  будущее, но не  то, что  будет завтра или  через год. Нет,  он  заглянул  через  1000  лет.
       Нельзя  сказать, что  Злат  понял  слова  волхва . Слова « 1000 лет»  мало  что  могли  сказать  уму  кузнеца , мыслящего  конкретными  понятиями. 100  лет – самое  большое  из того  , что  он  мог  вообразить, хотя бы  потому , что Всеведу  было  за  70. Но 1000…! И  все-таки  Злат  сразу  поверил  волхву,  такими  чуждыми  были  непонятные  слова  хазарина.  «  Ох, и заварил  ты кашу, приданое  мое неладное . Как  нам  теперь  в городе  жить, ясновидец  недобитый?»
            А  своего  безымянного  кота,  добросовестно  ловившего  в  погребе  мышей,  Злат назвал  Бермятой и когда  покрикивал  кузнец  на  всю  улицу :» Бермята, паршивец, опять в сметану  залез,  уши  отрежу!!» - ему слегка  легчало  на  душе.