Молодежь и православие

Франсиска Франка
Новый образ молодежных православных организаций.

«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого.
Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца»
(1 Ин. 2:13)
14 октября. День рождения моей бабушки, почившей год назад. Вхожу в Храм Георгия Победоносца, чтобы поставить свечку за упокой и помолиться о ней. Останавливаюсь перед распятием. И думаю: то ли на ладан у меня аллергия аки у черта, то ли чудо чудное диво дивное свершилось, и стоит передо мной на шпильках. Храм, господа. Дом Божий. Медленно поворачивается ко мне этакое эмансипированное, напомаженное, осветленное до цвета ангельских крыл, водруженное на постамент в виде ботфорт на шпильках чудо. И спрашивает, характерно растягивая гласные, во весь голос: «Девушка, а куда свечки ставить?» Мимо проходит батюшка, нервно косясь на юбку, не прикрывающую, а, скорее даже, открывающую несомненные прелести девицы. Разговорились. 16 лет.
«Для целей нашего доклада, то есть чёткого обозначения проблем, условно разделим молодёжь на три группы: 1) нецерковная молодёжь, 2) тянущаяся к Церкви и 3) молодёжь воцерковлённая», – говорит в своем докладе Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи (Доклад на XVI Международных Рождественских чтениях), и тут же добавляет: «Самая многочисленная группа – нецерковная молодёжь».  Девушка, встретившаяся мне в Храме, уже вышла из первой группы, успешно поместилась во вторую, но еще не вполне понимает, как вести себя в третьей. Возмущение мое по поводу ее поведения было тут же высказано, тихо и незаметно, но в Храме все слышно идеально. И бабушка, стоящая рядом со мной, так же тихо шепнула: «Хорошо, что вообще пришла, а остальное приложится».  И вот тут-то я и задумалась над тем, как приложить к огромному количеству подобной молодежи это самое «остальное», и кто будет заниматься этим. Школа? Ради Бога, давайте будем реалистами. Школьный учитель уже давно не имеет для учеников никакого авторитета, посетите любую школу, начальные классы (именно в них закладывается стержень), и вы убедитесь, что времена, когда при появлении учителя вставали, давно уже канули в Лету. А это всего лишь минимальное проявление уважения к учителю, не говоря о послушании, внимании и так далее. Родители? Нынче в церковь ходить попросту модно, подумайте, что могут дать подобные родители своим детям, кроме привычки? Так кто же вернет нашим детям то, от чего наши родители и деды отвыкали, когда сносили церкви?
Все начинается с малого. Мы берем пример с Запада, только почему-то совсем не тот пример, какой следовало бы.  Жестокие компьютерные игры, жестокие фильмы, во многих из которых над верой, не скрываясь, смеются, отупляющие мультфильмы, герои которых будто вылезли из накачанного наркотиками, никотином и алкоголем мозга Люцифера. Оградить от этого ребенка почти невозможно. Не купить ему популярную игру? Над ним будут смеяться в школе, он будет чувствовать себя изгоем. Не давать смотреть телевизор? Даже звучит смешно. Не водить на подобные фильмы – куда более посильная задача, однако, учитывая первые два фактора, уже не такая важная. Желая, чтобы ребенок рос «как все», чтобы он был «своим», мы зачастую подкладываем ему в портфель бомбу замедленного действия, которая взорвется, когда он станет чуть старше и окончательно разучится отличать добро от зла. Мы учим детей мыслить стереотипами.  Говорим, что Церковь нынче не та, что там так же наживаются на людях, как и везде, находим себе оправдания, чтобы не ходить. Самые находчивые говорят – «там больше нет Бога». Вы наверняка уже слышали эту фразу от своих знакомых или читали где-нибудь.  Вообще если человек изначально считал, что Бог – в церкви, с ним говорить, в общем-то, бесполезно. По крайней мере, об истинных православных ценностях. Потому что Бог – внутри нас. И только от нас зависит, как и каким образом Его находить. Но об этом позже.
Итак, дети, зазомбированные всеми вышеперечисленными факторами, вступают в отрочество с пламенным сердцем и взором горящим. Те, кто не гробит свою жизнь на алкогольные вечеринки у подъездов, находят другое применение самим себе. И даже те, кто ведет жизнь правильную, приходит домой вовремя и помогает маме, зачастую чувствует, что в церковь его не то что не тянет, а вовсе даже и отталкивает.  Я подумала, что должны быть какие-то организации, привлекающие внимание молодежи к церкви в подобной ситуации. И я не ошиблась. Вот примерное описание их деятельности без указания названий и контактных данных:
- организация различных форм общения православных молодых людей, оказание помощи общественным и государственным организациям в проведении воспитательных программ, опирающихся на традиционное духовно-нравственное образование детей и молодежи, координация деятельности приходских молодежных организаций;
- Еженедельные встречи в Дискуссионом клубе; вероучительные курсы; творческие вечера; паломнические поездки; работа с детскими домами, домами престарелых;
- Молодежный хор; участие в делах милосердия; занятия с детьми из детского дома; помощь пожилым людям; творческие вечера; паломнические поездки;
- Комплекс духовно-нравственного и социально-культурного просвещения (это моя любимая функция, называется «догадайся, мол, сама», в чем конкретно этот комплекс заключается);
- Помощь по хозяйству в храме, посещение инвалидов, ветеранов, молодежный журнал «Флагман», паломническая служба, капустники, волейбол, походы, кино образовательные форумы, концерты, вечера в праздники Пасхи и Рождества Христова;
- и проч., проч.,  проч.
Цитируя популярного когда-то Илью Лагутенко, «здорово, великолепно». Однако… Это все для так называемой «воцерковленной» молодежи. А «нецерковной», простите, молодежи, что? Она получается вроде как и не нужна? И как, спрашивается, мы можем изменить наметившуюся тенденцию духовной деградации?
Нас не могли сломить веками. Но теперь мы умираем совершенно самостоятельно. Потому что нет больше того, что всегда отличало нас от других народов: самобытной, непохожей ни на что более, духовности русского народа.