А. А. Ишков. От секретаря райкома до министра

Владимир Пузиков
ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

В 1929 году секретаря Благодарненского райкома комсомола Александра Акимовича Ишкова направили на учебу в город Новочеркасск в Сельскохозяйственную академию имени Андреева.
 
Но, полный курс обучения завершить ему не удалось – стране требовались кадры. В марте 1930 года по решению Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) слушатели курсов были досрочно отозваны на практическую работу.

Александра командировали в систему рыболовецких колхозов Ростовской области и Краснодарского края.

С 1930 по 1933 годы он работал заведующим орготделом, затем – заместителем председателя Азово-Черноморского крайрыбаксоюза;
В 1933 – 1939 годах А. Ишков на самостоятельных руководящих должностях – председатель Кубанского межрайрыбаксоюза, затем управляющий Азово-Черноморским и Волго-Каспийским госрыбтрестами.
 
За годы работы в колхозной системе и госрыбтрестах Александр Акимович приобрел большой опыт решения проблем рыбной промышленности, руководства людьми, колхозами, прибрежным рыболовством и морским промыслом в южных морях страны.

В январе 1939 года, когда был создан Народный комиссариат рыбной промышленности СССР, Александра Акимовича Ишкова назначили заместителем Наркома, а в июне 1940 года – Наркомом рыбной промышленности СССР.

С этого времени и до ухода на пенсию в 1979 году А.А. Ишков, почти без перерыва, руководил рыбной промышленностью страны.
 
За 40 лет государственный орган, руководивший рыбной отраслью СССР, сменил много названий: это и Наркомат, а затем Министерство рыбной промышленности СССР, и Главное управление рыбного хозяйства при Госплане СССР, и Государственный комитет по рыбному хозяйству СССР, и, наконец, с 1965 года – Министерство рыбного хозяйства СССР.


ВОЙНА

А.А. Ишков с 1940 по 1946 годы – народный комиссар рыбной промышленности СССР.

Перед войной, в 1940 году отрасль добывала 1,3 млн. тонн рыбы и морепродуктов в год. Из них почти 60 процентов – во внутренних водоемах. 90 процентов рыбопродукции выпускалось в соленом и вяленом виде.

Материально-техническая база флота была слабой. Из 6 тысяч единиц самоходных судов промыслового флота только около 100 единиц имели главный двигатель мощностью более 300 л.с. Вылов флотом составлял всего третью часть общей добычи.

Народный комиссар Ишков занимался решением целого ряда проблем отрасли. Но, созидательный труд Наркомата и рыбаков, нежданно – негаданно, прервала война. Поступательный ход развития рыбного хозяйства был приостановлен.

Фашистами были отрезаны самые рыбные районы – Украина, Прибалтика, Черное и Азовское моря. Военные действия сковывали рыболовство на Каспии и в Баренцевом море.
И вот, в суровых условиях режима военного времени, руководство страны поставило перед рыбаками задачу: «…Больше рыбы для фронта и тыла! Наращивать объемы продовольствия!»

Комиссар Ишков принял непростое решение: продолжить рыболовство в Баренцевом и Каспийском морях, усилить промысел в реках и озерах Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Он добился брони для всех рыбаков, чтобы не оставить без рабочих рук промысловые колхозы и артели.

Комплекс мер, предпринятых штабом рыбной отрасли, позволил в годы войны удерживать вылов на уровне 1 – 1,1 млн. тонн. Удалось это сделать ценой нечеловеческих усилий.
Сибирские и Дальневосточные рыбопромысловые регионы увеличили добычу рыбы в 2-3 раза.

В среднем за все военные годы вылов рыбы составил 81%  к уровню 1940 года.
Занимаясь добычей рыбы, рыболовный флот в то же время участвовал и в боевых действиях. Серьезные боевые столкновения проходили в Северном и Азово-Черноморском бассейнах.
Это явилось подвигом рыбаков и их вкладом в великую Победу.

Они справились с задачей, которая во время Великой Отечественной Войны была стратегической – дать фронту рыбу, накормить солдат в армии, в госпиталях, голодающих мирных жителей в тылу.

Собираясь в очередной раз за праздничным столом в День Победы, наши ветераны с удовольствием угощаются картошечкой в мундирах и селедочкой с черным хлебом.

Опрокинув «наркомовские сто грамм», они вспоминают: «Мы это ели всю войну!»

ОСВОЕНИЕ РЕСУРСОВ МИРОВОГО ОКЕАНА

Сразу же после окончания Великой Отечественной войны работники рыбной отрасли под руководством министра А.А. Ишкова взялись за создание качественно нового рыбного хозяйства на основе современных научных и технологических принципов организации производства.

Новое рыболовство было направлено на освоение ресурсов Мирового океана. Наши суда стали промышлять в Норвежском и Гренландском морях, научно-поисковые экспедиции проникли в Западную часть Атлантики.

А.А. Ишкову удалось убедить правительство страны в целесообразности выделения капиталовложений на создание материально-технической базы рыболовства в открытых водах Мирового океана.

Поставленные перед правительством вопросы требовали решения целого ряда политических, организационных и научно-технических проблем, с которыми специалисты отрасли не сталкивались ранее.
Политических – поскольку флот выходил в открытый океан, деятельность в котором не должна была нарушать имевшиеся международные соглашения.

Организационных – поскольку требовалось наладить управление судами, находящимися за тысячи миль от портов базирования, обеспечить безопасность их эксплуатации, снабдить топливом, водой, провизией, решить проблемы вывоза добываемого сырья и вырабатываемой продукции, безопасности людей, работающих на судах, приемки и дальнейшей транспортировки по территории страны рыбопродукции, ее сбыт.

Научно-технических – поскольку требовалось надежное выявление сырьевых ресурсов во вновь осваиваемых районах Мирового океана; организация проектирования и строительства различных типов судов, способных работать в новых условиях рыболовства;

создание судового комплектующего оборудования по всем разделам судовой техники, способного обеспечить эффективную работу новых судов как в области радионавигации, гидроакустики, добычи и переработки сырья, замораживания и хранения вырабатываемой продукции, так и в области обеспечения безопасности мореплавания, санитарии, незагрязнения моря, техники безопасности и обитаемости при долговременном пребывании людей в море.

Он добился того, чтобы часть полученных по репарации от Германии торговых, транспортных и других судов были переоборудованы для нужд рыбной промышленности: под плавбазы для приема и переработки рыбы, китобои и транспортники.

ЦК КПСС и правительство поддержали предложения министра Ишкова.
Страна приступила к строительству новых типов судов, не имевших аналогов в мире. Для этого были задействованы как судостроительные верфи СССР и верфи некоторых зарубежных государств.

В 1946 – 1948 годах началось массовое строительство среднетоннажных траулеров (логгеров) в ГДР по нашим заказам.
В начале пятидесятых годов регулярно направлялись экспедиции в бассейны Тихого, Атлантического, Северного-Ледовитого океанов.

Стали применяться разноглубинные тралы, которые резко подняли уловы за счет освоения путассу, океанических сельдей, скумбрии, сардинеллы.

А.А. Ишков в 1946 – 1948 годах трудился в должности министра рыбной промышленности западных районов СССР.
В 1948 – 1950 годах он – министр рыбной промышленности СССР.

При предпринятой И.В. Сталиным очередной перетряске высшего руководства партии и правительства, 6 февраля 1950 года Ишкова перевели на должность заместителя министра – начальника Главного управления рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна.
 
В марте 1953 года, уже при новой власти, А.А. Ишкова назначили начальником Главного управления рыбной промышленности южных бассейнов Министерства промышленности продовольственных товаров СССР.
Эпоха Иосифа Виссарионовича Сталина ушла в историю, которая напоминает о себе и сегодня!


1953 – 1979 ГОДЫ. РАЗВИТИЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

В 1954 году А.А. Ишков – министр рыбной промышленности СССР.
В этом же году на верфях Германии был построен первый большой морозильный траулер с кормовым тралением (БМРТ). Это была революция в промысловом судостроении.

С появлением этих судов улов стал обрабатываться непосредственно в море, а на берег доставлялась готовая продукция. Это были самые современные в мире траулеры с рыбоперерабатывающими цехами, полностью перерабатывающими весь улов на филе, консервы, рыбную муку, рыбий жир.
С 1956 года БМРТ стали строить в СССР.

Под руководством А.А. Ишкова создается мощный крупнотоннажный добывающий и транспортно-рефрижераторный флот, строятся плавбазы.

Промысел год за годом охватил весь Мировой океан. Советский рыболовный флот работал уже на всех его широтах от Арктики до Антарктики.

В Тихом океане начали осваивать воды Южных Курил. В 1958 году подобрались к рыбным запасам Берингова моря, в 1959 году – к акваториям Аляски, Алеутских островов и Ванкуверо-Орегонского района.

С 1957 года А.А. Ишков работал  начальником отдела Госплана, с 1960 года в ранге – министр СССР руководил рыбным хозяйством СССР.

В 1957 году окончил биофак Ростовского-на-Дону государственного университета.
 
С 1965 года и до ухода на пенсию в 1979 году – министр рыбного хозяйства СССР.

В 1964 – 1965 годах были открыты запасы рыб у берегов Австралии и Новой Зеландии, в 1965 году в регионе Гавайского хребта и Императорских гор. К концу 60-х годов советский флот пришел в тихоокеанский сектор Антарктики и острова Кергелен.

В 1978 году были открыты запасы ставриды в юго-восточной части Тихого океана за пределами 200-мильных экономических зон.
В Атлантике с 1958 года рыбаки освоили ресурсы Большой Ньюфаундлендской банки, с 1959 по 1965 годы – ресурсы прибрежных вод Западной Африки.

С 1961 по 1965 годы в Северо-Западной Атлантике освоили банки Браунс, Джорджес, Банкеров, в 1962 году – шельф Ирландии и Северное море.
В 1966 году вели лов рыбы у шельфов Аргентины и Уругвая, в 1964 –
1968 годах добрались до атлантического сектора Антарктики, острова Южная Георгия.

А.А. Ишков не только руководил стратегическими направлениями развития рыбопромыслового флота, но и лично принимал принципиальные решения по конкретным проблемам создания новых типов судов.

К 1979 году промысловый флот министерства насчитывал более 40 тыс. вымпелов, в том числе 1 600 добывающих судов с мощностью главного двигателя свыше 300 л.с.
Емкость судовых холодильных трюмов составляла 4 680 тыс. м3, а суммарная мощность самоходных судов 3500 тыс. л.с.

А.А. Ишков большое внимание уделял науке в рыбной отрасли.
Научно-исследовательские институты морского рыбного хозяйства и океанографии систематически вели научные рыбохозяйственные исследования в Северном Ледовитом (ПИНРО), Атлантическом (Атлант НИРО), Индийском (АзчерНИРО) и в Тихом (ТИНРО) океанах.
В распоряжении ученых были целые флотилии исследовательских экспедиционных судов, плавучие лаборатории, батискафы и гидростаты, батипланы, гидроакустическое, радиолокационное и электронно-счетное оборудование.

К 1979 году в отрасли было 21 исследовательское судно и 212 судов промысловых разведок.
Результат: вылов рыбы флотом с 375 тыс. тонн в 1940 году вырос до 8350 тыс. тонн в 1979 году, что составляло 90% общеотраслевого уровня.

Потребление рыбопродуктов на душу населения по СССР в 1986 году составило 18,6 кг, а по РСФСР - 23,2 кг.


РЕКОРДНЫЕ УЛОВЫ РЫБЫ

Большое внимание уделял министр органам рыбоохраны, которые входили в систему Министерства рыбного хозяйства СССР. При постоянной его поддержке была укреплена материально-техническая база органов рыбоохраны и усилена работа по сохранению и воспроизводству сырьевой базы рыболовства.

В 1955 - 1989 годах было построено и введено в эксплуатацию 163 рыбоводных предприятия и 13 производственно-акклиматизационных станций. Их ежегодный объем производства составлял около 10 млрд. шт. молоди и личинок ценных пород рыб.

Объемы вылова рыбы за период, когда А.А. Ишков находился у руля рыбной промышленности, росли.
Привожу цифры вылова с 1940 по 1986 годы в млн. тонн:

1940 г.     –      1,3;
1950 г.     –      1,65;
1955 г.     –      2,7;
1960 г.     –      3,5;
1965 г.     –      5,7;
1970 г.     –      7,8;
1975 г.     –      10,3;
1979 г.     –        9,3.
 
Снижение объемов вылова рыбы в 1979 году произошло по причине введения в 1976 году 200-мильных экономических зон.

В 1986 году в СССР был добыт рекордный улов 11,3 млн. тонн.

Под руководством министра А.А. Ишкова советский рыболовный флот добился своих лучших успехов. Объемы вылова были колоссальными и зашкаливали только у дальневосточников за 4 миллиона тонн рыбы. Отряды русских (советских) БМРТ бороздили просторы мирового океана, отлавливая и ставриду, и скумбрию, и салаку, и хек, и пристипому…

В СССР были созданы специальные учебные заведения для обучения специалистов, необходимых рыбному хозяйству.
Наша рыбоконсервная промышленность продавала за рубеж немыслимое количество консервов из лосося и крабов, за что страна получала так необходимую ей валюту.

Изменилось и отношение к нелегкой, но почетной и мужественной рыбацкой профессии. В знак высокого всенародного уважения к труду рыбаков в 1965 году был установлен профессиональный праздник «День рыбака».

Созданный в 40 – 70-е годы прошлого века потенциал рыбной промышленности Советского Союза позволил ей уверенно занимать ведущую роль в мировом рыболовстве вплоть до начала 90-х годов.


«ОКЕАН». ФИРМЕННАЯ ТОРГОВЛЯ

А.А. Ишков большое внимание уделял увеличению производства пищевой и непищевой продукции отрасли.

Росло производство морепродуктов на береговых предприятиях, которые создавались не только в пунктах базирования рыболовного флота, но и в крупных промышленных городах: Свердловске, Новосибирске, Тюмени и других.

 Расширялся ассортимент выпускаемой рыбопродукции. Только консервов и пресервов выпускалось до 1000 различных видов.
В продаже в широком ассортименте появилась рыбная кулинария.

Общий выпуск пищевых рыботоваров в 1986 году составил 4559 тыс. тонн, рыбных консервов – 3 млрд. 22 млн. условных банок.
Непищевой рыбопродукции было выпущено 1836 тыс. тонн, в том числе рыбной муки 746,5 тыс. тонн.

Рыботовары продавались в стране повсеместно, включая сельские лавки, бесперебойно и по доступным ценам.
Например, 1 кг стоил: трески – от 47 до 53 копеек, сельди – от 92 коп. до 1,40 руб., минтая – от 39 до 41 коп.

А.А. Ишков, в целях доведения рыбопродукции до широких слоев потребителей, не побоялся взять ответственность за оптовую торговлю рыботоварами, избавив от этого дела Минторг СССР.

Он был родоначальником известной международной выставки, проводящейся до сих пор в Санкт-Петербурге «Инрыбпром», которая открылась впервые в 1968 году.

С расширением районов лова, разнообразился вид продукции. Помимо традиционных трески, сельди и кильки, на прилавки стала попадать более экзотическая для тех времен рыба – макрурус, сардинелла, сардина, путассу, скумбрия, мойва.

По инициативе А.А. Ишкова приняли решение о проведении выставки новой рыбопродукции с приглашением на нее первых руководителей государства – Л.И. Брежнева и Н.А. Косыгина.

Они должны были выбрать из двух предложений отраслевиков одно, наиболее приемлемое: либо выделить средства для глубокой переработки сырья, либо разрешить рыбакам самим реализовывать рыбопродукцию, построив свои магазины.

Ведь надо было рекламировать новый товар, который покупатели пока брали неохотно, потому что его не знали, да и по цене он выходил дороже традиционных для питания северян трески и сельди. Холодильники и рефрижераторы затоваривались, плавбазы и промысловые суда простаивали в порту в ожидании разгрузки.

Предложение о постройке специализированных рыбных магазинов по тем временам было не только экономическим, но и политическим - налицо посягательство на монополию государства в лице Министерства торговли.

Выставка была организована в Доме культуры Московского рыбокомбината. Брежнев с Косыгиным на нее не появились, но прибыл первый заместитель председателя правительства К.Т. Мазуров с большой группой товарищей из ЦК КПСС, Госплана, министерств и ведомств.

Проблема сдвинулась с мертвой точки: были утверждены ГОСТы на рыбопродукцию, приняты предложения бассейнов по ценам, началось строительство в крупных городах СССР магазинов сети «Океан».

За короткий срок их появилось около сотни. В крупных городах появились целые комплексы по переработке рыбы. Все это позволило приблизить рыбопродукцию к потребителю, повысить ее качество, расширить ассортимент.

***

Бытует мнение, что еще в бытность руководства министерством А.А. Ишковым в отрасли сложилась порочная система, когда распределение товаров проводилось коррумпированными чиновниками. Позднее, страну взбудоражила серия крупных скандалов. Но, автор такими материалами не располагает.

В феврале 1979 года, под давлением партийной номенклатуры, в возрасте 73 лет Александр Акимович был вынужден уйти на пенсию.
По достоверным источникам он собирался на отдых несколько позднее, в 1980 году по завершении выставки «Инрыбпром-80».

Оставив работу, Ишков мечтал написать книгу о становлении и перспективах дальнейшего развития рыбного хозяйства страны. Однако в силу ряда причин осуществить свою мечту ему не удалось.

Он ушел из жизни 1 июля 1988 года, в возрасте 83 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.


А. ИШКОВ. 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

А.А. Ишков возглавил рыбное хозяйство страны еще при СТАЛИНЕ, а ушел с поста уже при БРЕЖНЕВЕ.
В 1975 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда.
В 1946 – 1950-х и 1966 – 1979-х годах избирался депутатом Верховного Совета СССР.

В 2005 году А.А. Ишкову исполнилось бы 100 лет со дня рождения.
Он – человек-эпоха, человек-легенда…
Но, ни в СССР, ни в России не было, ни одного рыболовного судна, которое бы носило имя прославленного министра!

- Такой траулер должен быть! – заявил первый вице-губернатор Камчатской области Александр Чистяков 26 мая 2005 года на торжественной церемонии присвоения одному из БАТМов прославленной компании «Океанрыбфлот» имени «МИНИСТР ИШКОВ».

Судно было приобретено в 2004 году «Океанрыбфлотом» у Корсаковской базы рыболовства. Назывался тогда БАТМ – «НИКОН КАРПЕНКО» в честь знаменитого советского китобоя, некогда уложившего наповал 100 китов.

Сегодня, как известно, китобойный промысел осужден всеми странами мира, кроме Японии. Да и у рыбаков и моряков издревле живет традиция, что судно, сменившее хозяина, должно сменить и имя, чтобы приобрести новый для себя дух.

В церемонии присвоения БАТМУ министерского имени принял участие сын наркома – Александр Ишков.
Его жизнь, так же связана с рыбной отраслью. Даже, некоторое время он работал в аппарате Минрыбхоза в подчинении своего родителя.

Сын министра впервые посетил Камчатку. Он сказал в интервью журналистам газеты «Рыбак Камчатки»:
- Я просто потрясен красотой Камчатки! Я не понимаю, как дожил до седин и до сих пор не видел этого великолепия природы.
 
А затем рассказал о своем отце:
- Отец действительно многое сделал для развития рыбной отрасли в стране. И вся наша семья жила в таком ритме, чтобы отцу было легче работать. Мы делали все, чтобы помочь ему в работе, потому что груз, который он нес на плечах, был просто огромен – разные флота, сотни новых траулеров, новые районы промысла, десятки заводов по всей стране, сотни тысяч людей, задействованных в отрасли – все это он должен был знать, видеть и контролировать. Это было очень тяжело. Министр он был суровый и строгий, но справедливый. А иначе тогда было нельзя. Время было очень суровое. И для всех нас он был, конечно, большим авторитетом во всем. А в душе он был очень добрым человеком. Больше всего любил, чтобы вся семья собиралась вместе. Эти часы он считал самыми счастливыми в жизни.

Поднявшись на борт БАТМа, названного именем отца, Александр Ишков поблагодарил руководство «Океанрыбфлота» за высокую оценку, данную работе министра Ишкова. Он подарил капитану портрет отца и книгу с его воспоминаниями о развитии рыбной промышленности СССР.

Затем обновленное, после капитального ремонта судно, освятил святой водой епископ Петропавловский и Камчатский Владыко Игнатий.
Вскоре «Министр Ишков» вышел в свой первый промысловый рейс – в Беринговоморскую минтаевую экспедицию.


СТИПЕНДИЯ ИМЕНИ А.А. ИШКОВА

В марте 2010 года Федеральное агентство по рыболовству приняло решение об утверждении стипендии имени А.А.Ишкова.

Этой стипендии удостаиваются курсанты и студенты семнадцати образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, находящиxся в ведомстве Федерального агентства по рыболовству. Стипендия присуждается 17-ти учащимся.

Стипендия именная, в честь Александра Акимовича Ишкова, министра рыбного хозяйства СССР – человека, который возглавлял отрасль в самые тяжелые и ответственные для неё периоды.
Это – Великая Отечественная война, восстановление и развитие рыбного хозяйства в послевоенное время с 1948 по 1979 годы.

Требования, предъявляемые к номинанту на эту стипендию, достаточно серьезные. Учиться следует на «хорошо» и «отлично», участвовать в научных исследованиях в области рыбного комплекса страны, в научно-практических конференциях, выступать на выставках и форумах.

Самое главное для претендента – иметь активную гражданскую позицию. Получать стипендию имени А.А.Ишкова почетно и ответственно.

ФОТО: 1963 г. Город Мурманск. Зампред Совмина СССР А.И. Микоян вручает орден Ленина т. Закурдаеву. Министр А.А. Ишков сидит за столом.



ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ

1. Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.
2. Сталинский министр. Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), 2005 г.
3. Светлана Соловьева. Нарком Ишков – траулер и человек. «Экспресс Камчатка».
4. Кузнецова Светлана. К юбилею выдающегося стратега в области рыболовства. Информационный центр «Рыбные ресурсы», 25.08.2005.

6 июня 2011 г.    г. Благодарный